• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • Снеллинг, Эндрю и Кен Хэм - "Ноев Потоп - глобальное или локальное событие?

    0 148
    Все статьи автора: Снеллинг Эндрю, Кен Хэм

    Многие христиане, в том числе и служители, считают, что не имеет значения, являлся ли Ноев потоп из Бытия 6–8, всемирным – или это было местное событие, локализованное в Месопотамской долине рек Тигр и Евфрат. В конце концов, говорят они, это не имеет отношения к спасению христианина – и поэтому Благая Весть, которую следует распространять, касается только Иисуса. Да и вообще: вопросы о горных породах и истории Земли – это область геологии, а Библия – не научное пособие. Так что если геологи скажут, что Всемирного потопа вообще не было, то вопрос исчерпан! Таким образом, христиане, которые заступаются за идею старого возраста Земли, солидарны со светскими учёными, и поэтому возражают против любых заявлений о всемирном масштабе библейского Потопа.

    На самом же деле, вопрос о том, был ли Ноев потоп глобальным или локальным, – это вопрос первостепенной важности. Ведь под угрозу ставится авторитет всего Писания. И если в Бытии 6–8 прямо сказано, что Потоп был глобальным, а мы отвергаем это учение, то подрываем надежность и авторитет других частей Библии, включая Иоанна 3:16. Поэтому нам нужно полностью доверять Божьему Слову и подчеркивать авторитетность всех его утверждений.

    Миллионы лет или Всемирный потоп?

    По мнению светских геологов, на формирование осадочных слоев (срезы которых мы видим, например, на стенах Большого каньона и в других местах), содержащих ископаемые останки, ушли миллионы лет. Скажем, бесчисленное количество морских существ, живших на мелководье, подверглись медленному захоронению, а вместо них появились новые морские существа, выросшие на морском дне. Поэтому различные слои осадочных пород, которые мы сегодня наблюдаем наслоившимися друг на друга, якобы медленно формировались одновременно с постепенным захоронением различных существ.

    Именно так сейчас принято объяснять образование стратиграфических слоев: «настоящее – ключ к прошлому». Это означает, что геологические процессы, которые мы наблюдаем сегодня, и время, необходимое для их завершения, – это все, что нужно для объяснения залегания пластов горных пород (рис. 1). При этом не отрицается возможность локальных катастроф – наводнений и извержений вулканов, поскольку они происходят и сегодня, – но любые предположения о Всемирном библейском потопе полностью исключаются еще до того, как приступить к изучению геологических свидетельств.

    Однако описание Потопа в Бытии 6–8 вполне доступно для понимания. Мы читаем, что «источники великой бездны» разверзлись и извергали воду на поверхность земли в течение 150 дней (5 месяцев). Одновременно «окна небесные отворились» и на протяжении того же промежутка времени изливали обильные потоки воды1.

    В результате над всей поверхностью земли образовался слой воды – в конечном итоге «покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом», так что «всё, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло». Спаслись только Ной, его семья и все дышащие воздухом земные существа, которых он взял на борт ковчега.

    Исходя из такого ясного описания этого реального исторического события, вполне разумно прийти к следующему выводу: сегодня по всему Земному шару в слоях горных пород, состоящих из осажденного водой песка, извести и грязи, можно найти бесчисленное количество останков животных и растений. И мы их действительно находим – миллиарды окаменелостей животных и растений, захороненных в слоях осадочных пород, простирающихся по всем континентам планеты2. Таким образом, большинство пластов горных пород, содержащие окаменелости, могли не отлагаться в течение миллионов лет, а быстро сформироваться в течение года всемирного катастрофического Потопа3.

    Очевидным образом эти две интерпретации наблюдаемых свидетельств исключают друг друга. Большинство пластов горных пород являются либо отрезвляющим свидетельством Ноевого потопа, либо наглядной историей миллионнолетнего возраста земли. И только одна из этих двух гипотез может быть истиной. Невозможно и нелогично верить и в то, и в другое, потому что миллионы лет никак не сочетаются со Всемирным потопом из Бытия 6–8 продолжительностью 370 дней

    Именно поэтому многие сторонники старого возраста Земли среди христиан выступают против библейского учения о всемирном масштабе Потопа. Светская интерпретация геологии, подразумевающая миллионы лет медленных и постепенных отложений большей части окаменелостей, предусматривает только наводнения местного характера.

    Два взгляда на пласты горных пород: мир учит, что подавляющее их большинство формировалось медленно, в течение миллионов лет; но в контексте глобального Потопа, описанного в Бытии 6–9, разумнее утверждать, что основная масса слоев, содержащих окаменелости, сформировалась во время этого катаклизма всего несколько тысяч лет назад.

    Библейские свидетельства

    Только полное пренебрежение древнееврейским текстом (как Бытия 6–8, так и более широкого контекста) позволяет считать Ноев потоп событием локального масштаба и/или мифом.

    Книга Бытия четко разделена на два основных раздела. Главы 1–11 посвящены происхождению мира (материальная вселенная, растения и животные, люди, брак, грех, смерть, искупление, нации и так далее). В главах 12–50 основное внимание уделяется особому происхождению еврейского народа и родов внутри него, причем другие народы упоминаются лишь в той мере, в какой они контактировали с Авраамом и его потомками4.

    Понимание того, что Потоп описан в первом из этих разделов, проливает свет на вопрос о его масштабе. Кроме того, из 11 глав, посвященных происхождению мира, более трех рассказывают о Потопе, и только две – о сотворении всего сущего. Насколько же важным, получается, является описание Потопа! Никто не возьмется отрицать, что повествование в Книге Бытия 1–2 о сотворении всего сущего относится к масштабам всей Земли и даже всей вселенной. Таким образом, контекст рассказа о Потопу (Бытие 6–8) требует, чтобы библейское повествование понималось как описание катастрофического наводнения глобальных масштабов.

    Читая сам текст о Потопе, мы видим подтверждение этого вывода. Нас сразу же поражает обильное использованием универсальных терминов, таких как «всякая», «все», «на поверхности земли» и «имело дыхание духа жизни в ноздрях своих». Например, из Бытия 6:7-13 мы узнаём, почему Бог послал суд в виде Потопа:

    «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их... И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли».

    Обратите особое внимание: Бог указывает на «всякую плоть», и «с земли» – а не только на «какую-то плоть» с какой-то части земли. Также обратите внимание, что Потоп был послан уничтожить животных и птиц, а не только грешных людей. В Послании к Римлянам 8:19-23 апостол Павел пишет, что все творение было подвергнуто проклятию из-за греха человека, и поэтому всё оно страдает от смерти и тления. Так и во время Потопа животные и птицы пострадали независимо от того, были ли они каким-то образом связаны с грешным человеком или нет.

    После начала Потопа «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь» (Бытие 7:11-12) Опять же, слова «все» и «земля» явно указывают на событие всемирного масштаба. По сути, использование универсальных терминов встречается все чаще по мере того, как изложение о Потопе достигает своей высшей точки (Бытие 7:18–24):

    «вода же усиливалась и весьма умножалась на земле... И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом... И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; всё, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли... всё истребилось с земли... Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней».

    Универсальные термины используются настолько часто, а сравниваемые критерии настолько показательны («высокие горы», «под всем небом»), что трудно представить, как еще можно было под водительством Святого Духа выразить на письме всемирный масштаб катастрофы. Приведем слова одного из ведущих еврейского ученых XIX века, который решительно выступал против тех, кто пытался смягчить универсальные термины из описания Потопа в Бытии:

    «Они исказили дух языка и проигнорировали требования здравого смысла. Невозможно читать нашу главу [Бытие 7] и не прийти к выводу, что вся земля была предназначена для уничтожения. Это настолько очевидно из всего повествования, что нет необходимости приводить отдельные примеры... В нашем случае универсальность заключается не просто в словах, но и в тоне всего повествования»5.

    Есть еще одна важная подробность истории о Потопе, которая не соответствует его локальному масштабу, ограниченному Месопотамской долиной. В Бытие 7:20 сказано: «и покрылись горы». Поскольку уровень воды всегда остается постоянным, она не могла покрыть горы только в одной отдельной области, не сделав того же во всех прилегающих областях и даже на другой стороне планеты (рис. 2). Это свидетельство, содержащееся в Божьем Слове, имеет физический и научный смысл только в том случае, если Потоп имел глобальный масштаб.

    Даже либеральный богослов и знаток древнееврейского языка Джеймс Барр, преподававший толкование Священного Писания в Оксфордском университете, признался в письме Дэвиду Ч. К. Уотсону 23 апреля 1984 года:

    «...насколько я знаю, ни в одном университете мирового уровня нет специалиста иврита или Ветхого Завета, который не верил бы, что автор(ы) Бытия 1–11 намеревались донести до своих читателей идеи всемирного характера Ноевого Потопа, который уничтожил все живое на земле, кроме тех, кто находился в Ковчеге. Или, если исходить из обратного, апологетические доводы относительно того, что... Потоп был всего лишь локальным месопотамским наводнением, насколько мне известно, не воспринимаются такими профессорами всерьез»6.

    Потоп, покрывший самые высокие горы, был локальным? Это противоречит всякой логике!

    Богословские аргументы

    Если Потоп – это относительно недавнее, географически ограниченное событие, не имеющее геологического значения, то осадочные слои, в которых содержатся ископаемые и которые предположительно формировались миллионы лет, должны были появиться на Земле прежде человека (Адама). Ведь в «летописи окаменелостей» следы существования человека появляются лишь на самых верхних уровнях. Для христианина, верящего в миллионы лет, это означало бы, что животные жили, умирали, болели, поедали друг друга, были погребены и окаменели до появления Адама в Эдемском саду. В геологических слоях присутствуют свидетельства окаменелых останков рыб, поедающих других рыб, зверей, поедающих других зверей, животных, страдавших онкологическими заболеваниями, и многое другое, указывающее, что эти окаменелости – летопись болезней, насилия и смерти.

    Таким образом, мы сталкиваемся здесь с серьезной богословской проблемой. Согласно Бытию 1:30-31 Бог создал всех животных травоядными и был доволен Своим творением, потому что оно было «хорошо весьма». Следовательно, все творение было совершенным по меркам благого Бога – благость Которого и есть единственное используемое Им мерило (Матфея 19:17).

    Более того, мы читаем, что сначала творение постигло проклятие из-за непослушания Адама и Евы, а уже потом на земле стали произрастать «колючки и сорняки» (Бытие 3:17-18). Однако в канадских осадочных слоях обнаружены окаменелые растения с шипами, которым, по мнению геологов-эволюционистов, якобы 400 миллионов лет7. Такое утверждение неприемлемо для христианина, верящего в истинность Библии. Если простые утверждения Божьего Слова обладают какой-либо авторитетом, то шипы могли вырасти только после сотворения Адама, грехопадения и проклятия, постигшего мир. Следовательно, геологические отложения, в которых найдены эти окаменелые шипы, тоже могли сформироваться только после этого. Единственное же событие после проклятия, приведшее к захоронению и окаменению этих шипов – и миллиардов других растений и животных, которые мы находим в многочисленных пластах горных пород, – это Всемирный потоп протяженностью в год, описанный в книге Бытия. И такое объяснение исключает версию о миллионах лет.

    Другая богословская проблема возникает при чтении Бытия 9:11-15. Бог сказал Ною и его потомкам, что «не будет уже потопа на опустошение земли». Другими словами, Создатель обещал никогда больше не посылать подобное явление, которое пережил Ной, когда, как нам ясно сказано в Бытии 7:2, «лишилась жизни всякая плоть».

    Если же наводнение во время Ноя было всего лишь локальным событием – а с тех часов на Земле произошло множество локальных наводнений, губивших людей и животных, – то Творец много раз нарушал Свое обещание! Радуга и завет, заключенный Богом с Ноем и его потомками, остаются в силе только в том случае, если Потоп был глобальным – потому что с тех пор в истории человечества больше не было такого всемирного катаклизма.

    Свидетельства Иисуса и авторов Нового Завета

    Господь Иисус Христос, живое Божье Слово (Иоанна 1:1-3) особо упоминает Ноя и Потоп: «пришел потоп и погубил всех» (Евангелие от Луки 17:26-30).

    Нет ни библейских, ни логических оснований полагать, что все человечество до Потопа жило в Месопотамской долине. Согласно 4-й главе Бытия, первобытный человек строил города, владел кочевыми стадами животных, изобретал различные приспособления и исследовал землю (ст. 17-22). Если Иисус говорит, что Потоп уничтожил всех нечестивых, Он явным образом подразумевает его всемирный масштаб.

    Точно так же апостол Петр (2 Петра 3:3-7) предупреждает о наглых ругателях последних дней, которые намеренно забудут, что после того, как мир был сотворен Богом, он погиб, «быв потоплен водою». Таким образом, есть три события, на которые указывает апостол: создание мира (греч. «космос»), разрушение этого мира-«космоса» в результате водного катаклизма (Потоп) и грядущее разрушение небес и земли огнем. Т. е., Петр утверждает, что Потоп был всемирным – поскольку и мир был создан сразу весь, и будущий суд тоже охватит всю вселенную. Действительно, использование греческого термина kosmosкак для мира, который был создан, так и для мира, который был затоплен, не оставляет нам никаких сомнений, что апостол Петр, находясь под водительством Святого Духа, учит о всемирном характере Потопа.

    Научные проблемы

    Предположение о локальном характере Потопа вызывает целый ряд недоуменных вопросов. Для чего тогда Ной должен был взять в ковчег птиц (Бытие 7:8), если они могли просто перелететь в безопасное место, где не было воды?.. Или: зачем Ною было спасать животных из своей местности, если такие же виды вполне могли выжить там, где наводнения не было?.. И для чего тогда понадобилось строить ковчег таких размеров, как было указано Богом (Бытие 6:15) – длиной 300 локтей, шириной 50 локтей и высотой 30 локтей? При таких размерах общий объем ковчега составлял приблизительно 41 тыс. м3, а с тремя палубами общая площадь полезной поверхности равнялась примерно 9178 м2, что эквивалентно площади 20 стандартных баскетбольных площадок. Валовая вместимость ковчега должна была составлять около 14 500 тонн, что соответствует возможностям сегодняшних крупных океанских судов8.

    Совершенно очевидно, что ковчег такого размера потребовался бы только в том случае, если Потоп был глобальным по своему размеру, способным уничтожить всех животных и птиц по всему миру.

    Библия также указывает, что Ной был предупрежден о Потопе за 120 лет до его начала (Бытие 6:3); но ведь Ему было достаточно просто повелеть Ною переселиться со всей своей семьей и любыми необходимыми животными и птицами за пределы области, предназначенной к затоплению.

    Далее. В Бытии 1:28 Бог повелевает Адаму и Еве наполнять землю. Продолжительность жизни Адама и его потомков составляла сотни лет, в течение которых у них должно было родиться много детей. Хронологические рамки от Адама до Потопа, основанные на родословных из Бытия 5, указывают на период в 1656 лет, когда население людей увеличивалось и распространялось по всей Земле в соответствии с Божьим повелением. В зависимости от допущений относительно количества детей в каждой семье можно без труда рассчитать, используя стандартную формулу прироста населения, что численность населения Земли во время Потопа могла составлять до миллиарда и более человек. Если это так, то люди, несомненно, жили бы не в какой-то одной локализованной области, – а значит, для уничтожения человечества требовался Потоп глобальных масштабов.

    Для сравнения отметим, что подобное повеление – наполнять землю – Бог дал Ною и его потомкам после Потопа (Бытие 9:1, 7), и примерно через 150 лет Бог осудил их за невыполнение Его указания (Бытие 11:1-9). Из этого ясно, что периода в 1656 лет от Адама до Потопа хватило для полного заселения земли людьми – что, собственно, и подтверждает Бытие 6:13. И поскольку землю из-за человеческих грехов наводнило насилие, Бог стер их «с лица земли»: это подразумевает именно всемирный характер Потопа.

    Выводы

    Мы кратко рассмотрели проблемы, связанные с гипотезой о локальном масштабе библейского Потопа, выдвинутой для «оправдания» предполагаемых миллионов лет истории Земли. Господь Иисус Христос и Апостол Петр ясно учат, что Ноев потоп был всемирным, а описания, использованные в Бытии 6–8, а также контекст этого фрагмента, отчетливо изображают Потоп глобальным по своим масштабам событием.

    Взгляд на Потоп как на событие локального масштаба стал распространяться только после того, как в геологии начало популяризироваться мнение о медленном и постепенном формировании геологических пород в течение миллионов лет. В Писании же ясно сказано, что гибель животных и людей пришла в мир в результате проклятия. Следовательно, окаменелости появились после этого трагического события. Именно последующий Всемирный потоп мог привести к формированию большинства осадочных слоев, содержащих окаменелости, включая ископаемые шипы.

    Кроме того, если бы Потоп был локальным, то Ною не понадобилось бы строить ковчег и приводить туда животных: ему было бы достаточно собрать всех и уйти в другую местность.

    Эти и многие другие библейские, богословские и научные факторы делают компромисс относительно масштаба Потопа совершенно несостоятельным. В конечном итоге, все сводится к авторитету Слова Божьего, которое ясно говорит о глобальном масштабе Ноева потопа.

    Примечания

    1 Ссылка на 40 дней и 40 ночей (Бытие 7:12, 17), судя по всему, указывает на количество времени до того, как ковчег начал плавание, поскольку окна небесные закрылись позднее, в тот же день (150-й), что и источники бездны (Бытие 7: 24–8: 3). Подробное обоснование этого утверждения, основанное на еврейских текстах, см. в статье Уильяма Баррика «Ноев Потоп и его геологическое значение» (William Barrick, «Noah’s Flood and its Geological Implications»), а также в книге «Coming to Grips with Genesis», под ред. Терри Мортенсона (Terry Mortenson) и Тейна Х. Ури (Thane H. Ury), Green Forest, AR: Master Books, 2008, стр. 251–282.
    2 См.: «What Are Some of the Best Flood Evidences?» by Dr. Andrew A. Snelling, https://answersingenesis.org/the-flood/what-are-some-of-the-best-flood-evidences/.
    3 Некоторые локальные отложения, содержащие ископаемые, возможно, образовались после грехопадения Адама и Евы, но до Потопа; другие – верхние геологические слои – после этого катаклизма. Но геологи-креационисты в целом сходятся во мнении, что большая часть осадочных пород, содержащих окаменелости, сформировалась в результате Всемирного потопа.
    4 W. H. Griffith Thomas, «Genesis: A Devotional Commentary», Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1946, стр. 18–19.
    5 M. M. Kalisch, Historical and Critical Commentary on the Old Testament, London: Longman, Brown, Green, и др., 1858, стр. 143–144.
    6 Копия этого письма в файле.
    7 W. N. Stewart and G. W. Rothwell, Paleobotany and the Evolution of Plants, Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1993, стр. 172–176.
    8 Больше информации о размере и конструкции ковчега: Tim Lovett, «Noah's Ark: Thinking Outside the Box», Green Forest, AR: Master Books, 2008.


    Was the Flood of Noah Global or Local in Extent? byDr. Andrew A. Snelling and Ken Ham

    https://answersingenesis.org/the-flood/global/was-the-flood-of-noah-global-or-local-in-extent/

    Перевод с английского – Христианский научно-апологетический центр.

    Copyright © Answers in Genesis. All Rights Reserved. Translated and used by permission of Answers in Genesis. (Answers® and Answers in Genesis® are registered trademarks of Answers in Genesis, Inc.) For more information regarding Answers in Genesis, go to www.AnswersinGenesis.orgwww.CreationMuseum.org and www.ArkEncounter.com.

    Похожие публикации
    Demo scene