• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • КОТЯХОВ, В.В. - "Религия расколотого человека"

    0 571
    Все статьи автора: Котяхов В.В
    В. В. Котяхов, инженер, г. Севастополь, Украина
     
    Известному поэту, художнику и мыслителю М. Волошину принадлежат слова о добродетели, сказанные с горькой иронией: "Безумие в том, что палач Марат и мученица Шарлотта Корде с одним и тем же сознанием подвига хотели восстановить добродетель и справедливость на земле" [1,194]. История человечества свидетельствует о многочисленных примерах превращения благих намерений в источник всяческого зла, на какое способен человек. Далее мы увидим, что природа этого рокового и трагического явления имеет глубокие метафизические корни. Исследованием этих корней мы и займемся.
     
    Добродетель - это постоянная направленность воли человека на то, что совесть определила как добро. Совесть, полученная нами в дар от Бога, есть особый орган познания, отличающий доброе от дурного и предупреждающий о соблазнах. Совесть действует по принципу интуиции, что позволяет говорить о ней как о голосе Божием или, по словам русского философа И.А. Ильина, "как бы о самой Божией силе, раскрывающейся в нас в качестве нашей собственной глубочайшей сущности" [2,129]. Несмотря на то, что совесть является врожденным органом, она может развиваться или угасать под действием неких причин. Каких именно? Этот вопрос не так прост. Но мы попытаемся ответить на него в процессе наших исследований.

    Определенные закономерности позволяют утверждать, что утрата совести - один из симптомов душевного раздвоения (назовем его расколом), выражающегося в противоборстве сознания с бессознательным. Расколотый человек утрачивает не только совесть. Он утрачивает ощущение реальности и не может составить истинного представления как о самом себе, так и об окружающем мире. В зависимости от индивидуальных особенностей поведение расколотого человека приобретает ту или иную окраску из спектра нравственно-психологических черт: эгоистическое самоутверждение, самовозвеличивание, противоречие себе, непонимание других, недовольство всем и всеми, склонность к конфронтации, невоздержанность, экстремизм, жестокость и т.д.

    Тенденция распада и разложения в личности и в обществе, не будучи новой, в настоящее время приобретает характер эпидемии, демонического наваждения. Внутренние конфликты души отдельных индивидуумов выплескиваются наружу и вовлекают в трагическое противоречие все человечество. Любой наблюдаемый в мире кризис: духовный, нравственный, политический, научный, экономический, социальный, экологический, а так же сопутствующие ему войны, техногенные катастрофы, терроризм, криминализация общества, геноцид, голод, нищета, возрождение языческих культов, суеверий и оккультизма - следствие данной болезни. Осветим подробнее лишь некоторые проявления этой тенденции. Для ума ограниченного состояние внутреннего раскола может стать причиной немотивированного преступления, совершаемого от скуки или помрачения. Однако, чем выше духовный и интеллектуальный потенциал личности, тем разрушительнее мощь духовной энергии расколотого человека. Выдающийся австро-американский экономист, Нобелевский лауреат А.Ф. Хайек, доказавший логическую и фактическую несостоятельность, губительность и неизбежный провал популярных социалистических идей, говорит: "Чем выше мы поднимаемся по лестнице интеллекта, чем теснее общаемся с интеллектуалами, тем вероятнее, что мы столкнемся с социалистическими убеждениями. Рационалисты - люди по большей части просвещенные и интеллектуальные, а просвещенные интеллектуалы - по большей части социалисты" [3,94]. Речь идет об интеллектуалах особого склада мышления. Это технократическое мышление, существенной особенностью которого является механико-рационалистическое восприятие бытия.

    Искаженное восприятие реальности порождает иллюзию возможности достижения идеального общества при рациональном управлении им из некоего единого центра, "супермозга". Образ врага; пафос борьбы; абсолютизация возможностей интеллекта; вера в добродетель и справедливость; принцип "цель оправдывает средства" - характерные черты технократического сознания.

    Однако еще Ф.М. Достоевский обратил внимание на симптомы нравственно-психологической патологии в умах и поведении социалистов - революционеров середины прошлого века. Наблюдения писателя позволили предсказать ему "безграничный деспотизм", "мрак и ужас готовимый человечеству" социалистами (цит.по: 4, 246). Пророчество сбылось! И что же? Казалось бы, что теперь очевидность научных и исторических данных, кровь и слезы миллионов жертв тоталитаризма должны вразумлять человека. Увы, это происходит далеко не всегда. В 1997г. в России зарегистрирована и активно действует новая межрегиональная политическая организация "Народное Движение "К Богодержавию". Апологеты Движения полны решимости осуществить "жизнеустройство, отвечающее требованиям Общих Космических Законов (Божьего Промысла...)" [5]. Для этого под знаменем "борьбы людей во имя человечности" потребуется: победа в информационной войне над "мировыми паразитами" в лице Западной цивилизации; "очищение структур управления"; проведение "социальной гигиены". Предложенная Движением "новая концепция управления человечеством" взамен "старой библейской концепции" представляет собой разновидность тоталитарного утопического идеала, исследованного еще в 1923 году русским философом С.Л. Франком под названием "идеалистический социализм". Осуществление подобной "теократической мечты, - пишет Франк, - было бы осуществлением законченного зла, порождаемого ханжеством, изуверством, лицемерием, жестокостью и нравственной тупостью" [6,160]. Тем не менее, популярность этого опасного утопического идеала все более набирает силу. Удивляться здесь нечему. Эта тенденция предсказана апостолом в Посланиях как характерный признак апокалипсического времени, когда люди "от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2 Тим. 4:4).

    Опасные заблуждения расколотого сознания не ограничиваются социально-экономической и политической сферой. Любопытную информацию обнародовали "Московские Новости" в области психологии. Сотрудники Московской медицинской академии провели эксперименты по психодиагностическому тестированию человека [7]. Суть эксперимента состоит в математическом анализе реакций организма на вводимые в подсознание визуальные или акустические семантические символы - слова, фразы, образы. Компьютерная обработка данных позволяет увидеть на экране монитора как бы душу человека в трехмерных координатах - страх, радость и горе. Воздействуя таким образом на подсознание, ученые обратили внимание на возможность не только диагностировать человека, но и управлять его поведением. Можно, как пишет газета, "в ленивых детей вшить жажду к учебе", "снять комплексы, поправить недуг". Редакция очень серьезной газеты озабочена тем, что дело, начатое в недрах оборонного военно-промышленного комплекса из-за отсутствия финансирования может умереть и предлагает создать национальную программу "Психотронное оружие во благо и спасение". Идея не нова. Известный у нас в стране и за рубежом экстрасенс, действительный член Российского общества психологов при Президиуме Академии наук И.В. Игнатенко ранее предложил более доступный метод спасения и самосовершенствования - психоэнергоголографическое кодирование сознания. С помощью несложной системы медитаций человек вводит в свой мозг на психоэнергетическом уровне голограмму, которая нейтрализует отрицательные побуждения, образы, эмоции [8, 64]. Эти идеи отражают очень опасную тенденцию. О ней еще в 1969 году предупреждал академик А.Д.Сахаров: "Мы должны ясно понимать страшную опасность основным человеческим ценностям, самому смыслу жизни, которая скрывается в злоупотреблении техническими и биохимическими методами массовой психологии. Человек не должен превращаться в курицу или крысу в известных опытах, испытывающую электронное наслаждение от вделанных в мозг электродов" [9,15].

    Техническая реализуемость безумных и чудовищных планов наркотизации общества с помощью веселящих и успокаивающих психотронных инъекций не является делом отдаленного будущего. Эти планы без особых усилий уже сейчас можно реализовать с помощью системы образования, культуры, средств массовой информации. В прошлом большой опыт по психогенной инженерии принадлежал идеологизированной официальной советской культуре. Мы помним как формирование человека нового типа проходило под знаменем беспощадной борьбы с "загнившим", "реакционным", "буржуазным", "антихудожественным" направлением в искусстве - символизмом. Это была не просто борьба с некой системой художественных образов в искусстве, а со сложнейшей системой рефлексивного мышления. Ибо символы развивают у человека способность сверхчувственного многомерного и целостного восприятия реальности [10]. Доминирование в культуре, так называемого, принципа социалистического реализма способствовало развитию технократического, рассудочного мышления, поверхностного и искаженного восприятия реальности. Однако упор на утилитарность и развлекательность в культуре стран демократического Запада - не менее опасный путь психогенной инженерии, чем идеологизированный принцип социалистического реализма. Если в эпоху тоталитаризма индустрия массовой культуры служила кумиру идеологии, то теперь она служит идолу коммерческого успеха. Этот успех обеспечивается возрастающим спросом на сцены ужасов, насилия, смерти и разрушений. Всеобщая страсть к созерцанию ужасов и смерти объясняется тем, что некрофилия, в прошлом редкая экзотическая психопатология, в наши дни так же становится симптомом расколотого человека.

    Опасность психогенной инженерии увеличивается многократно, когда развлекательность приобретает оккультную, астрологическую окраску. Запрет Церковью астрологии, как проклятого Богом демонологического учения (См.Втор.18:10-12, Лев.19:31, Исаия 47:12-14), имеет под собой серьезное обоснование в психологическом аспекте. Даже безобидный на первый взгляд гороскоп, предлагаемый средствами массовой информации, как шутка, досуг и развлечение, программирует у человека опасное технократическое (или магическое) мышление. Этот процесс трансформации личности носит необратимый и скрытый характер, ибо протекает на уровне подсознания. Увы, когда молчит совесть, авторитет Библии и Церкви ничего не значит перед авторитетом оккультного знания и коммерческого успеха для потребителей и распространителей этого бесовского знания.

    Расщепление человека порождает одну из серьезнейших эпистемологических проблем. Знания, рассредоточенные в обществе среди бесчисленного множества индивидуумов, представляют собой фундамент, на котором стоит и развивается цивилизация. К сожалению, определенная необратимость и энтропийность свойственна не только физической материи, но и историческому процессу. Каждое новое мгновение мир не такой, каким он был некоторое время назад. Энтропия обесценивает информацию и предопределяет возможность заката цивилизации несмотря на впечатляющий рост творческих сил и успехов человечества. Начало этого процесса уже сегодня можно наблюдать как разные проявления современного кризиса цивилизации. Росту же энтропии противостоит такой механизм образования знаний, существенной особенностью которого является не опыт и наблюдение, не рассудочное мышление, воспринимающее реальность с позиций общепринятых законов рациональности, а наличие совести, рефлексивного мышления, интуиции. Это - элементы самосознания цельного человека.

    Перейдем к рассмотрению психологического аспекта расщепления человека и его связи с наблюдаемыми в мире тенденциями. Наше бытие пребывает в постоянном соприкосновении с абсолютным и вечным, представляющим собой два полюса: абсолютное ничто (или небытие) и абсолютное благо. Эти противоположные и невидимые полюса не даны нам непосредственно. Но мы узнаем об их существовании с помощью особого духовного органа зрения. В зависимости от того, с каким полюсом вечности мы соприкасаемся, этот сверхчувственный орган проявляет себя как чувство страха или радости.

    Через страх мы узнаем о небытии. Вовсе не обязательно достигать абсолютных глубин бессознательного, где пребывает в нас это чувство вселенского ужаса. Достаточно пробивающейся наружу и слабой его тени. Эта тень проявляет себя в нас как ощущение бессмысленности жизни, как чувство душевного дискомфорта, как необъяснимое состояние уныния, тоски, тревоги и беспокойства, как чувство отчаяния и безысходности. Через радость мы узнаем о существовании блага - изнанки небытия. Никому из смертных не дано достичь вершин абсолютного блага. Но свет его мы ощущаем на себе как излияние любви и счастья, как обретение полноты и смысла жизни, как красоту, гармонию и совершенство бытия, как довольство всем и умиротворение.

    Желание блага и страх смерти, ужас перед бездной небытия в своем противостоянии мобилизуют гигантскую духовную энергию. Эта невидимая и неосознанная внутренняя борьба проявляет себя в нашем бытии как стремление возвыситься в духовном, чувственном и материальном мире, как стремление обрести покой и спасение за ширмой прогресса, комфорта, успеха, славы, удовольствий и зрелищ. Для реализации своего желания мы используем целый арсенал средств: волю, разум, духовность, таланты, знания, азарт борьбы и, наконец, инстинкты и страсти. Эти средства становятся нередко смыслом жизни и основной движущей силой исторического процесса. И что же? Все усилия тщетны. Человек может довести себя до состояния беспредельной жажды самоутверждения и необузданной воли к власти над всем сущим, до состояния конфронтации с самим собой и с внешним миром, до пагубной привязанности (наркомания, пьянство). О психологическом состоянии расколотого человека писал И.А. Ильин: "Никакое внешнее счастье не делает его счастливым, потому что он внутренне несчастлив от своего распада... Добиваясь и не получая, требуя и не находя, он все время ищет нового, неиспытанного, но приятного раздражения, и всякое "обещание" обманывает его" [2, 312].

    Кульминацией душевного кризиса расколотого человека становится превращение страха небытия в свою противоположность - влечение к смерти. Для ума духовно одаренного смерть обретает философское обоснование как единственно возможный и правильный путь спасения. В последнее время в средствах массовой информации участились сообщения о совершаемых на этой почве актах группового самоубийства. Так, в 1993 году, в штате Техас (США) актом самосожжения закончилась деятельность членов секты "Ветвь Давидова", возглавляемой Девидом Корешом. Нередко сектанты-фанатики одержимы идеей о бессмыслице мирового процесса и необходимости искусственного приближения апокалипсиса. Опасность реализации подобных маниакальных идей возрастает по мере того, как растет мощь и доступность современных технических средств массового поражения.

    Итак, мы видим: наша попытка вырваться из плена противоборствующих чувств страха и радости, опираясь на свои внутренние духовные и интеллектуальные силы, оказывается не только бессмысленной, но и пагубной. Мы еще глубже впадаем в состояние внутреннего раскола. Вероятнее всего, это происходит потому, что параноидальный надлом, свойственный из всех живых существ только человеку - наследственный. Он мог стать результатом грехопадения и его последствия: человек, созданный для бессмертия, стал смертным! Унаследованный от прародителей страх и его противоборство с желанием блага (утраченного рая) приводит к окончательному распаду нашего естества. Определенные закономерности позволяют говорить о биохимических процессах в организме, сопутствующих углублению духовного раскола личности. Это проявляется в нарушении функциональной асимметрии мозга в результате отключения одного из его полушарий. Этот необратимый физиологический процесс изучен в Институте эволюционной физиологии и биохимии под руководством профессора В.Л. Деглина и описан в литературе под названием феномен однополушарности [См.:11, 451-467]. Обеспокоенные ученые всерьез заговорили о грядущей антропологической катастрофе, об апокалипсисе, о кризисе выживания человеческого рода.

    Такова реальность. Хотя мы с трудом верим в нее или вообще не верим, надеясь на то, что все образуется само собой. Увы, факты упрямо указывают на отсутствие у нас шансов на спасение, если, конечно, источником жизненной силы не станет для нас высшее, "не от мира сего" начало, не подверженное смерти и распаду, то есть - вечное, абсолютное и совершенное. Такими свойствами обладает Бог, призывающий нас: "ко Мне обратитесь и будете спасены" (Исаия 45:22). Опыт христианской жизни на бесчисленных примерах свидетельствует о серьезных основаниях для того, чтобы последовать этому призыву. Ибо христиане знают о совершенно новом состоянии бытия, источнике неиссякаемой радости и покоя - благоговении. Человек испытывает и переживает благоговение как искупление и незаслуженный дар свыше, как внутренний духовный свет, в ярком сиянии которого созерцает близость Божества и Его Царствия. Созерцает не на расстоянии как идеал, субъективное чувство или мечту, а как подлинную жизнь и очевидную реальность, пребывающую внутри нас, в глубине нашего сердца. Благоговение образуется в результате переориентации страха в духовном пространстве, наподобие стрелки компаса в магнитном поле, от полюса небытия к полюсу абсолютного блага и синтеза его с чувством любовной радости.

    Однако, какое отношение благоговение имеет к нашему спасению? Дело в том, что это чувство и переживание есть особый феномен, сопутствующий главному, происшедшему с нами, событию. Франк так пишет об этом: "Событие, с нами совершившееся, ведет к дальнейшему просветлению и развитию; сила, к которой мы приобщились, должна обнаружить свою истинную творческую природу. Событие это есть - внутреннее раскрытие души, прекращение ее замкнутости, ее холодного и обессиливающего бытия в самой себе" [6, 172]. Сила, о которой пишет Франк, в христианском учении называется благодатью Святого Духа. Только ей мы обязаны избавлением от противоборства в нас чувств страха и радости, исцелением и преображением нашей души и духа, восстановлением нашей целостности. Вот почему для христианина стяжание благодати Святого Духа - единственная цель и смысл жизни. Для этого ему нет нужды прибегать к помощи психотронного оружия или тайных оккультных знаний. По бесконечной милости Божией благодать дается всем и дается даром. Единственное условие - желание самого человека соединиться с Богом, ибо, спасая, Бог не хочет лишать нас свободы, которую Он нам дал. Путь соединения с Богом - Живой Христос, присутствующий посреди нас в соборной жизни Церкви "до скончания века".

    Следовательно, через веру, через молитву, через покаяние, и только лишь в Церкви через Святые Христовы Таинства происходит великое чудо обретения цельности, смысла и полноты существования - обретение в Боге. К этому нас призывает все христианское учение о спасении. Об этом писал блаженный Августин в IV веке: "Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе" [12, 27].

    И, тем не менее, перед лицом грозящей опасности человек все менее верит в необходимость спасения, называет учение Христа религиозным предрассудком, а Церковь - косностью. В атмосфере неверия и безысходности гордый человек отвергает бесценный дар Бога и все чаще предается порочному настроению: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем!" (Исаия 22:13). Это происходит не потому, что в век научно-технического прогресса христианское учение уже не имеет сильных аргументов в свою пользу. Наоборот, теперь их более, чем достаточно! Однако человек с нецельным больным духом не имеет способности сверхчувственного восприятия Истины. Он не может и не желает осознавать свой недуг. Иначе, по слову Господа, "огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не узреют сердцем, и да не обратятся, что бы Я исцелил их" (Мф. 13:15).

    Но человек не может совсем жить без веры. Это не прихоть слепого эмоционального чувства, а присущее человеческой природе свойство, связывающее нас с миром абсолютного, запредельного и вечного. Поэтому, если мы не верим в Бога Истинного, то поклоняемся богу ложному, имя которому - ничто. Это и есть тот страшный дух смерти, бессмыслицы и небытия, перед лицом которого человек приобретает пароноидальный синдром раздвоения, душевного распада. Вера в ничто есть нигилизм. Современный нигилизм чаще характеризуется не отрицанием существования Бога, а отречением от Него. Это проявляется в нежелании людей следовать за Господом и соучаствовать в Его жертве, смиренно неся свой жизненный крест. Это проявляется в отрицании христианского учения о спасении и неприятии Церкви Христовой, данной нам для этого спасения. Это проявляется в гордом уповании человека на свои собственные силы, научное знание и придуманное им самим некое новое духовное откровение. Причина такого нигилизма довольно банальна - человек хочет верить в Бога и наслаждаться ощущениями святыми и божественными, но при этом он хочет жить сам по себе и для себя, утверждая в самом себе свою высшую цель, жить по своим страстям и прихотям, жить не сознавая своей греховности, несовершенства и немощи. Мы уверены, что создадим прочный фундамент здорового общества, опираясь на научное знание, закон, мораль и свои добродетели. Однако ценность добрых дел определяется тем, насколько они являются послушанием воле Бога и способствуют нашему соединению с Ним. Во всех же других случаях наши благие намерения и добродетели не только не имеют ценности, но нередко оборачиваются злом. В наказание или назидание мы претерпеваем бесчисленные беды и страдания. Но и тогда мы упорно не хотим смирять свой гордый разум и затыкаем уши, чтобы не слышать слова Господа: "Без Меня не можете делать ничего" (Ин.15:5).


    _______________


    1. Волошин М. Лики творчества. - Л.: Наука, 1988. - (Литературные памятники).
    2. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - (Мыслители XX века).
    3. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность: Ошибки социализма. - М.: Новости, 1992.
    4. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М.: Республика, 1993. - (Б-ка этической мысли).
    5. Программа Народного Движения "К Богодержавию". - "Знание - Власть", №38
    6. Франк С.Л. Сочинения. - М.: Правда, 1990. - (Из истории отеч. мысли: Приложение к журналу "Вопросы философии").
    7. Логинова Н. "Московские Новости" №12, 20-27марта 1994 г.
    8. Игнатенко А.В. Как стать феноменом. - К.: 1991.
    9. Сахаров А.Д. Размышление о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе // Во-просы философии. - 1990. - N2. - С.4-26.
    10. Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994. - (Мыслители XX века).
    11. Капустин М.П. Конец утопии? - М.: Новости, 1990.
    12. Августин Блаженный. Исповедь: Пер. с лат. М. Сергеенко. - М.: Гендальф, 1992
    Похожие публикации
    Demo scene