• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • Митчелл, Элизабет - "Разве египетская хронологи я не доказывает, что Библия ненадежна?"

    0 412
    Все статьи автора: Элизабет Митчелл

    Египтология, которая, как изначально предполагалось, поддержит историю, записанную в Ветхом Завете, создала хронологию, которая противоречит Библии. Эта так называемая традиционная египетская хронология помещает строительство пирамид до времен Всемирного потопа, но это невозможно, потому что даже пирамиды не выдержали бы такого напора воды. И когда для датировки археологических находок используется традиционная египетская хронология, то получается, что такое знаменательное событие, как массовый исход евреев из Египта, не оставило никаких свидетельств. Подобные расхождения между традиционной египетской хронологией и Библией используются для критики исторической точности Библии. Следует ли безоглядно верить в точность традиционной египетской хронологии и пытаться изменить Библию? Может быть, людям следует внимательней присмотреться к традиционной хронологии, чтобы выяснить, насколько она надежна?

    Традиционная египетская хронология

    В современном понимании древней истории доминирует традиционная египетская хронология. Однако она несовместима с Библией. Когда есть расхождения между традиционной хронологией и Библией, ученые обычно игнорируют Библию. Хотя многие и утверждают, что традиционная хронология неоспорима, более внимательный взгляд на эту хронологию обнаруживает ее шаткое основание. Доктор Рене Грогнард из Сиднейского университета говорит: «Важно показать слабые места или ошибки нашего понимания теории, чтобы дать уму свободу думать о более приемлемой альтернативе»1. Прежде чем исследовать приемлемую альтернативу традиционной египетской хронологии, покажем некоторые ошибки, на которых она построена.

    Традиционная египетская хронология основана на трудах Манефона (древнеегипетский автор, составивший дошедший до нашего времени труд по истории Древнего Египта – прим. ред) и сотическому циклу (сотический календарь – система летосчисления в Древнем Египте – прим. ред.). В III веке до Р. Х. Манефон составил перечень фараонов с указанием продолжительности их правления. Теория сотического цикла присваивает этим временам известные календарные даты. Однако и история Манефона, и сотический цикл имеют недостатки, которые делают их ненадежным основанием для хронологии.

    «История Египта» Манефона

    Царь Птолемей II поручил жрецу по имени Манефон написать труд по истории Египта. С того времени традиционная хронология основывает египетские династии на основании работы Манефона (см. таблицу). Однако сочинения Манефона не являются приемлемыми для установления истинной картины, потому что «История Египта»:

    1) не задумывалась автором, как хронологический отчет об истории Египта;
    2) не согласуется с современными египетскими источниками.

    Традиционная египетская хронология (упрощенный обзор)2
    Древнее царство 1–6 династии 2920–2770 до Р. Х.
    Великие пирамиды Гизы 4-я династия 2600–2500 до Р. Х.
    Первый промежуточный период 7–11 династии 2150–1986 до Р. Х.
    Среднее царство 12–13 династии 1986–1759 до Р. Х.
    Второй промежуточный период 14–17 династии 1759–1525 до Р. Х.
    Новое царство 18–20 династии 1525–1069 до Р. Х.
    Третий промежуточный период 21–25 династии 1069–664 до Р. Х.
    Поздний период (персидский) 26–31 династии 664–332 до Р. Х.
    Александр Великий 332 -323 до Р. Х.
    Период Птолемеев 323–30 до Р. Х.
    Римский период Начиная с 30 г. до Р. Х.

    Несколько египетских фараонов могли править одновременно в разных регионах страны, предполагает археолог Дэвид Даун.

    Манефон, чьи труды дошли до нас только частично сохранившимися, «искаженными сокращениями»3, не планировал, чтобы его история стала хронологическим описанием Египта. Как и все в древнем мире, Манефон измерял время в годах царствования (например, на пятом году правления такого-то царя). Евсевий, историк IV века, который много цитировал Манефона, считает, что Манефон не предполагал последовательно складывать годы правлений. Евсевий говорит: «Несколько египетских царей правили одновременно… Это не была череда царей, занимавших трон один за другим, а несколько царей, правивших одновременно в разных областях»4. Поскольку в истории Манефона перечислены времена царей, правивших одновременно, историкам не следует складывать годы правлений воедино, как если бы государи последовательно сменяли один другого.

    История Манефона также не согласуется с современными египетскими источниками. Профессор Дж. Х. Бристед, автор книги «История Египта», называет историю Манефона «поздним, небрежным и некритическим сборником, ошибочность которого может быть доказана на современных памятниках в подавляющем большинстве случаев, когда такие документы сохранились»5. Тот факт, что исследователи видят в сочинениях Манефона последовательность правлений, порождает ошибочный вывод о множестве несуществующих поколений. Поскольку труд Манефона противоречит сохранившимся египетским записям времен фараонов, историкам не следует считать эти документы авторитетными.

    Сотический цикл

    В 1904 году Эдуард Мейер создал сотический цикл (по греческому именованию звезды Сириус – прим. ред.), чтобы дать Египту единый календарь6, который согласовывал бы годы правления египетских царей до Р. Х. с датами, определенными современными исследователями. Историки соотносят даты сотического цикла с «Историей» Манефона, чтобы получить традиционное египетское летосчисление. Мейер предположил, что древнеегипетский календарь, не имея високосного года, постоянно отставал до тех пор, пока не исправлялся сам в год «восхождения Сотиса». Теория утверждает: египтяне знали, что календарю необходимо 1460 лет для того, чтобы скорректироваться, поскольку ежегодное появление звезды Сириус соответствовало первому дню сезона наводнения в Египте только один раз на каждые 1460 лет7. Сотическая теория говорит, что египетский календарь был правильным только один раз за 1460 лет (подобно остановившимся часам, которые два раза в сутки показывают правильное время), и что египтяне датировали важные события от Великого сотического года. В действительности же, нет никаких свидетельств существования сотического цикла в Древнем Египте.

    Сотический цикл не надежен, потому что он

          •   основан на противоречащих друг другу точках отсчета,
          •   имеет незначительную историческую поддержку.

    Чтобы установить отправную точку для расчётов, Мейеру пришлось полагаться на более поздних неегипетских авторов, а эти источники противоречивы. Цензориний, римский писатель III века и Теон, александрийский астроном IV века, дают разные отправные точки. Согласно Цензоринию, Великий Сотический год наступил в 140 г. от Р. Х., но согласно Теону, он наступил в 26 г. до Р. Х. Мейер вычел кратные 1460 годам от 140 года и предложил 4240 год до Р.Х., как совершенно определенную дату установления гражданского календаря в Египте8.

    Сотический цикл не находит существенной исторической поддержки. История не дает намеков на то, что египтяне регулярно датировали важные события восхождением Сотиса. Астроном II века Клавдий Птолемей никогда не упоминает о восхождении Сотиса9. Более того, всякий раз, когда египетские летописи упоминают восхождение Сотиса в связи с годом царствования, фараон либо не называется10, либо ссылка неоднозначна11. По этим причинам многие египтологи отвергают хронологию, основанную на сотическом цикле.

    Противоречия

    Если две хронологии не совпадают то, по крайней мере, одна из них должна быть неверной. Традиционная египетская хронология противоречит хронологии, записанной в Библии, а также летосчислению, принятому у других народов. Дэмиен Макки в своей диссертации подытоживает:

    «Ценность хронологии какой-либо нации в конечном итоге должна зависеть от ее способности согласовываться со всеми известными данными из других регионов. Было бы бесполезно создавать полную систему хронологии, которая может существовать исключительно изолированно, но не способна выдержать тщательной проверки сравнением с другими системами. Для того чтобы сотическая схема [египетской хронологии] была действительной – аналогично и для месопотамской, палестинской, греческой или анатолийской хронологии – необходимо, чтобы каждый период египетской истории был способен идеально совпадать с любым соответствующим периодом истории той или иной древней нации. Это особенно верно в случае с египетской историей, потому что историки других народов склонны рассматривать египетскую хронологию как единственно правильную, в соответствии с которой они оценивают и корректируют свои собственные хронологии»12 (курсив наш).

    Библейские противоречия

    По установившейся традиции, время возведения египетских пирамид предшествует Всемирному потопу (см. таблицу). Поскольку пирамиды не были способны пережить глобальное наводнение, некоторые люди сомневаются в достоверности библейской хронологии. Другие используют традиционную датировку пирамид, чтобы поддержать идею о том, что Ноев потоп был локальным наводнением, не нанесшим вреда Египту13. На пирамидах не обозначены годы их постройки, а традиционный подход, используемый для их датировки, создает непримиримые противоречия с Библией.

    Хронология Библии (до Р. Х.)
    4004 2348 1491 586 4
    Сотворение мира Ноев потоп Исход Разрушение храма Рождение Христа
    Традиционные египетские даты (до Р. Х.)
    от 315014 до 2920 от 2600 до 2500 1290
    Пирамида Джосера Великая пирамида Исход

    Даты традиционной хронологии для ветхозаветных историй о Египте не подтверждены археологией и фактически противоречат Священному Писанию. Персонажи библейских историй не оставили нам материальных свидетельств своего существования в традиционно приписываемое им время. Верящие Библии египтологи установили эти даты ошибочно. Первые исследователи, надеясь найти в Египте материальные подтверждения Святого Писания, внесли свой вклад в ошибки традиционной хронологии, дважды неверно применив факты, изложенные в Библии. Они неправильно:

          •     предположили, что Рамсес Великий был тем фараоном, который угнетал израильтян,
          •      идентифицировали фараона Шешонка как библейского Шишака.

    В результате первой ошибки дата исхода оказалась несовместима с остальной частью Писания. Вторая ошибка сделала традиционные датировки еще более древними. Обе ошибки привели к тому, что исследователи присвоили библейским летописям непоследовательные и неподтвержденные даты.

    Светские ученые обыкновенно игнорируют библейскую дату исхода15. Глисон Арчер говорит: «Несмотря на последовательное свидетельство Священного Писания в пользу даты 1445 года (или около того), преобладающее сегодня среди ученых мнение склоняется в пользу значительно более поздней датировки. Наиболее предпочтительной датой в настоящее время является 1290 год до Р. Х., то есть, примерно через десять лет после того, как воцарился Рамсес II»16. Традиционное время правления Рамсеса II «Великого», фараона 19-й династии, приходится почти на два столетия после исхода. Поскольку в Исход 1:11 говорится, что рабы-евреи построили город Рамсес, первые египтологи предположили, что Рамсес II был тем фараоном, который угнетал израильтян. На этом основании большинство ученых относят даты жизни и деятельности Рамсеса к исходу и игнорируют свидетельства Библии.

    Однако имя Рамсес не должно связывать период угнетения израильтян только с 19-й династией, потому что это имя не уникально для 19-й династии. Рамсес, что означает «сын Ра – бога солнца», обычно было именем, которое использовали, чтобы почтить фараонов. Например, Яхмоса, основателя 18-й династии, также звали Рамсес, как и более позднего правителя 18-й династии Аменхотепа III17. Археология 18-й и 19-й династий не показывает никаких свидетельств порабощения израильтян, потому что евреи покинули Египет за несколько столетий до того. Ученые не должны предполагать, что Рамсес II был фараоном- угнетателем и не связывать время его правления с исходом.

    Жан Шампольон18, отец египтологии, невольно поддержал хронологию, противоречащую библейской, когда ошибочно решил, что фараон Шешонк и упомянутый в Библии Шишак – одно и то же лицо. Шампольон нашел в храме Карнака надпись о Шешонке, основателе 22-й династии. Из-за похожего звучания имен Шампольон предположил, что Шешонк был тем Шишаком, что разграбил Иерусалим на пятом году правления царя Ровоама19. Отталкиваясь от библейской датировки для Ровоама, исследователи использовали перечень Манефона, чтобы обрисовать следующие три столетия египетской истории.

    Идентификация Шешонка сопряжена с двумя проблемами – одна связана с военной стратегией и вторая – с произношением. Согласно надписям, Шешонк атаковал северную часть Израиля, а не Иерусалим Ровоама, или Иудею. Во времена Ровоама северным царством правил Иеровоам. Иеровоам был союзником Шишака20. Если бы Шешонк был Шишаком, тогда Шешонк атаковал бы своего союзника и игнорировал бы его врага. Кроме того, звучание этих двух имен похоже только в их транслитерированных формах, а не в оригинальных языках21. Ошибочно отождествляя Шешонка с Шишаком, египтологи игнорируют остальные библейские факты, касающиеся географии и персонажей. Поскольку даты, построенные на основе неверного толкования Библии, совпадают с традиционной датировкой третьего промежуточного периода, многие исследователи Библии доверяют традиционной хронологии, даже когда она противоречит Ветхому Завету.

    Светские противоречия

    Традиционная египетская хронология противоречит не только библейской хронологии, но и информации из небиблейских источников. Традиционные египетские даты идут вразрез со светскими данными как минимум в двух областях:

          •     хетты в связи с ассирийской хронологией,
          •     радиоуглеродное датирование

    Хетты построили в Малой Азии мощную империю, но чтобы определить хеттскую хронологию, ученым приходится полагаться на календари других древних народов. Синхронизмы – это события, общие для двух культур, и Египет имеет с хеттами много связей по времени. Таким образом, ошибочные даты Египта были приписаны хеттам. Например, традиционная дата вступления на престол фараона Эхнатона22– 1353 г. до Р. Х., приписывается времени правления хеттского царя Супилулиумаса, поскольку Супилулиумас послал Эхнатону поздравительное письмо23. Дата 1275 г до Р. Х. для битвы при Кадеше24, в которой и Рамсес II, и хеттский царь Муваталли II заявили о победе, происходит от традиционных дат для Рамсеса Великого. (Его даты основаны на сотической теории и «Истории» Манефона). Наконец, когда Рамсес III одержал победу над «народами моря» (группа средиземноморских народов – прим. ред.), традиционно датируемую 1180 годом до Р. Х.25, он отметил, что «морские народы» уже уничтожили хеттов. Согласно этим египетским датам, хетты вымерли около 1200 г до Р. Х. (см. таблицу).

    Традиционная хронология (до Р. Х.)
    315026 2600 1290 1275 1200
    Пирамида Джосера Великая пирамида Исход Кадеш Вымирание хеттов

    Однако египетская версия хеттской хронологии рассыпается при сравнении с более поздними ассирийскими археологическими открытиями. Ассирийские надписи описывают войны с хеттами в VIII и IX веках до Р.Х., спустя несколько столетий после того, как хетты, якобы, прекратили свое существование. Эти надписи рассказывают о войнах времен правления ассирийских царей Салманасара III и Сеннахирима, и даже называют тех же хеттских царей, что и египетские записи27 (см. таблицу). Хронология Ассирии согласуется с точно датируемыми событиями, например – завоевание Иерусалима Навуходоносором. Традиционные египетские даты не могут быть правильными.

    Хронология важнейших событий (до Р. Х.)
    2600 2348 1275 1200 800-е–700-е
    (традиционная) (библейская) (традиционная) (традиционная) (ассирийская)
    Великая пирамида Потоп Кадеш Вымирание Хеттов Хеттейско-ассирийские войны

    Принятие библейского описания истории хеттов могло предотвратить неправильную датировку хеттского государства еще до открытия ассирийских монументальных надписей. Согласно 4 Царств 7:6, при жизни Елисея хетты были такими же грозными, как и Египет. Исследователь, ирландский миссионер Уильям Райт, в 1872 году правильно прочитал иероглифы, которые обнаружил в Малой Азии, потому что он придерживался истории, описанной в Библии. Несмотря на то, что ученые утверждали, что хетты и Библия не историчны, Райт считал: найденные им надписи «покажут, что великий народ, называемый в Библии хеттами, но никогда не упоминаемый в классической истории, сформировал могущественную империю в этом регионе»28.

    Радиоуглеродное датирование29 также оспаривает традиционную хронологию. Кембриджская энциклопедия по археологии говорит:

    «Первые результаты радиоуглеродного метода показали хорошее соответствие между полученными датировками и историческими датами для образцов, чей возраст достоверно известен. Однако по мере того, как измерения становились более точными, постепенно стало очевидным, что существуют систематические расхождения между получаемыми датами и теми, которых можно было ожидать на основании исторических свидетельств [то есть, традиционных дат]. Например, эти различия наиболее заметны в период до примерно середины первого тысячелетия до до Р. Х.,когда радиоуглеродные даты кажутся на несколько сотен лет более поздними по сравнению с историческими датами. В частности, радиоуглеродный анализ тростника, который использовали в качестве скрепления между рядами глинобитных гробниц I египетской династии (около 3100 г. до Р. Х.), показал, что он на 600 лет или примерно на 12 % моложе»30. (Курсив мой).

    Точно так же, как данные радиоуглеродного метода подтверждают молодой возраст Земли, вопреки суждению большинства людей, так и радиоуглеродное датирование определяет египетскую цивилизацию как гораздо более молодую, чем утверждает традиционная хронология.

    Пересмотренные хронологии

    В «Столетиях тьмы» Питер Джеймс называет традиционную хронологию «гигантским академическим промахом»31. Дэвид Рол пишет: «Единственное реальное решение возникших проблем – это разрушить всю структуру и начать сначала, реконструируя от основания вверх»32. Пересмотренная хронология более точно отражает отношения между древними народами и обнаруживает «замечательное совпадение историй Египта и Израиля»33. Пересмотренная хронология укрепляет доверие христианина к Библии и дает ему ответы на вопросы скептически настроенного мира.

    Попытки выстроить события древности в определенной хронологической последовательности требуют некоей точки отсчета в виде известной даты. «Надежными якорями» для хронологии Ближнего Востока являются четыре археологически и документально зафиксированных события. Они суммированы в таблице «Отправные точки».

    Отправные точки
    664 до Р. Х. 621 до Р. Х. 605 до Р. Х. 586 до Р. Х. 26 от Р. Х.
    Разорение Фив Лунное затмение Битва при Кархемише Разрушение храма 15-й год Тиберия
    Умирает Тахарка 5-й год Набопаласара 1-й год Навуходоносора (царь солнца) 19-й год Навуходоносора 30-й год Христа

    Отсчитывая от этих дат назад и вперед, хронолог может определить даты от сотворения мира до Христа34 и объединить анналы древних народов, чтобы выстроить последовательную хронологию.

    Место не позволяет проанализировать все пересмотренные хронологии. Ряд ученых, в том числе Питер Джеймс, Дэвид Рол, Д. А. Курвиль и Дэвид Даун проделали прекрасную работу в этой области. Некоторые опираются на Библию, другие отталкиваются от отправных точек, таких как битва при Фивах. Христианин должен принимать только новую хронологию, соответствующую Библии. Новые археологические находки, возможно, могут сообщить новые факты о фараоне, но ничто не должно поколебать веру христианина в достоверность Божьего Слова.

    Дэвид Даун в своей книге «Разоблачая фараонов» обобщил работу многих экспертов в единое повествование, согласное с Библией. Он указывает на множество синхронизмов между историями Израиля и Египта, обеспечивающих весьма правдоподобную идентификацию многих персонажей Ветхого Завета. Кроме того, приведенные в его труде факты согласуются с историей окружающих народов и, в частности, позволяют хеттам занять свою нишу в контексте их ассирийских и египетских соседей.

    Проверка в сравнении с абсолютным авторитетом – Библией

    Связь во времени между персонажами Ветхого Завета и Древним Египтом включают следующие аспекты:

          •  Додинастическое и Древнее царство
                Мицраим, Авраам

          •  Среднее царство
                Иосиф, Моисей

          •  Новое царство
                Соломон, Иеровоам, Аса, Ахав

          •  Третий промежуточный и поздний периоды
                Езекия, Иосия, Иеремия

    Додинастический Египет и Древнее царство – мир после Потопа

    Преподавание истории в школах обычно начинается с заявления о том, что в начале цивилизации стояли первобытные люди на очень низком уровне развития. Вопреки этому положению, археология во всем мире обнаруживает следы передовых технологий, которые использовали древние народы без какой-либо привязки к эволюции35. Такое внезапное появление культур, обладающих передовыми технологиями, примерно 4000 лет назад, согласуется с библейским рассказом о Потопе, дальнейшем распространении людей – носителей высокой технологии и культуры на равнинах Сеннаара и их последующем рассеянии от Вавилонской башни36.

           1. Семья Мицраима

    Каждая группа, покидающая Вавилон, забирала с собой все навыки, которыми обладали ее члены.

    Внук Ноя Мицраим основал Египет около 2188 г. до Р. Х., что согласуется как с библейскими, так и со светскими записями37. Египтяне, шумеры и майя сохранили технологию строительства пирамид. Имхотеп спроектировал первую пирамиду Египта для фараона третьей династии Джосера. Великая пирамида в Гизе, построенная для фараона Хеопса из четвертой династии, является «самым большим и наиболее точно построенным зданием в мире»38. Эта пирамида требовала передовых оптических, геодезических, математических и строительных методов, что было впечатляющим шагом вперед по сравнению с технологиями, продемонстрированными в более ранних пирамидах.

           2.Авраам и пирамида Хеопса

    Внезапный подъем Египта может объясняться приходом Авраама в Египет. Авраам вырос в развитой, но идолопоклоннической культуре Ура примерно через три столетия после потопа. Иосиф Флавий писал, что Авраам «сообщил им арифметику и передал им астрономию, потому что до того, как Авраам пришел в Египет, они не были знакомы с этими областями знаний; ибо эта наука пришла в Египет от халдеев»39. Судя по заявления Иосифа Флавия, посещение Авраамом Египта могло состояться во время четвертой династии.

    Среднее царство – Иосиф и Моисей

    Археологические изыскания предоставляют существенные доказательства о присутствии израильского населения в Египте во время Среднего царства. 12-я и 13-я династии служат фоном для историй об Иосифе, притеснении израильтян, Моисее и исходе. Библейские даты этих событий могут предоставить даты этих династий (см. таблицу).

          1. Иосиф – визирь

    У Сесостриса I из 12-й династии был могущественный визирь по имени Ментухотеп. Он занимал должность главного казначея и обладал властью, «подобно провозглашению власти царя»40. «Ментухотеп… является наместником царя. Когда он прибывал, великие личности поклонялись ему у внешних дверей царского дворца»41.

    Сравните Ментухотепа с Иосифом в Бытии 41:40, 43. На могиле Амени, правителя провинции при Сесострисе I, имеется надпись: «Никто в мои дни не был несчастен, даже в годы голода, потому что я обрабатывал все поля Нома Ма, вплоть до южных и северных границ. Таким образом я продлил жизнь его обитателям и сохранил пищу, которую родила эта земля»42. Имя Амени может стать нарицательным – как обозначение человека, оставившего значимый след в развитии сельскохозяйственного производства. Работодателем Амени, визирем Ментухотепом, мог быть сын Иакова Иосиф.

          2. Рабство израильтян

    В конце 12-й династии появляются свидетельства рабства израильтян. Сесострис III, пятый царь 12-й династии, построил города, включая Бубастис, Кантир и Рамсес. Строительным материалом в эпоху Среднего царства по большей части были не камни, а кирпичи, состоящие из соломы и глины43. Во второй половине 12-й династии в деревнях Кахун и Гуроб проживало большое количество семитских рабов. В одном папирусе, содержащем список рабов, 48 из 77 разборчивых имен типичны для «семитской группы с северо-запада»44, многие из которых указаны рядом с египетскими именами, присвоенными владельцем45. Присутствие семитских рабов в Египте в это время согласуется с библейским рассказом об угнетении израильтян.

          3. Усыновление Моисея

    Традиционная хронология относит историю Моисея в 18-ю или 19-ю династию, которые не содержат свидетельств рабского положения евреев в больших масштабах. Однако история необычного усыновления Моисея укладывается в конец 12-й династии. У Аменемхета III, шестого царя династии, было две дочери, но не было сыновей. Иосиф Флавий описывает дочь фараона, которая нашла ребенка в реке и сказала своему отцу: «Поскольку я приняла его (Моисея), чудесным образом как дар реки, я сочла нужным усыновить его как моего сына и наследника твоего царства»46. Дочь Аменемхета III Собекнеферу была бездетной и в конечном итоге недолго правила в качестве фараона, что делает Собекнеферу вероятным кандидатом на приемную мать Моисея47.

          4. Свидетельства мертвых

    Материалы, полученные в процессе исследований кладбищ в Телль-эд-Дабе и Кахуне, районах компактного поселения семитских рабов, стали особым подтверждением библейского повествования. Раскопки в Эд-Дабе показывают, что 65 % останков принадлежали младенцам48. Эта чрезвычайно высокая цифра согласуется с описанным в Библии убийством израильских младенцев по приказу фараона. Также согласуются с этой трагедией «деревянные ящики, закопанные под полами многих домов в Кахуне. В них находились останки младенцев, иногда закапывали по двое или трое в ящике. На момент смерти им было всего по несколько месяцев»49.

    Захоронения, датируемые концом 13-й династии, представляют неглубокие братские могилы без обычных погребальных принадлежностей. Неупорядоченность и переполненность могил говорят о необходимости быстрого захоронения большого количества людей50. Массовая смерть первенцев в результате десятой казни могла создать именно такую ситуацию.

          5. Исход

    В 13-й династии, во время правления Неферхотепа I, семитские рабы внезапно покинули Тель-эд-Даба51 и Кахун.

    «Завершение строительства царской пирамиды не было причиной того, что жители в конце концов покинули (Кахун), бросив свои инструменты и другое имущество в лавках и домах… Количество, ассортимент и типы оставленных предметов повседневного обихода позволяют предположить, что отъезд был внезапным и непреднамеренным»52.

    Более того, мумия Неферхотепа I так и не была найдена, а его сын Ванферхотеп никогда не правил: Неферхотепа сменил его брат Собхотпе IV53. Внезапный уход семитских рабов соответствует библейскому описанию неожиданного исхода евреев из Египта после десятой казни. Мумия фараона отсутствует потому, что он погиб в Красном море со своей армией, когда преследовал рабов, а его сын никогда не правил по той причине, что он умер от десятой казни.

          6. Гиксосы

    Всего через несколько лет после исхода закончилась 13-я династия, и наступил Второй промежуточный период, время правления гиксосов. Гиксосы озадачили ученых, и каждый имеет собственную теорию относительно идентификации гиксосов.

    Манефон писал: «Мужчины незнатного происхождения из восточных земель имели достаточно смелости, чтобы придти в нашу страну и с легкостью подчинить ее силой, причем с которыми мы не рискнули сражаться. Эта нация вся была подобна гиксосам»54 (курсив мой). Манефон относит это завоевание к концу 13-й династии55.

    Поскольку в до-гиксосском Египте не было обнаружено никаких доказательств наличия колесниц, традиция говорит, что гиксосы смогли победить Египет потому, что у них были колесницы. Поэтому, поскольку Исход 14 описывает погоню фараона на колесницах, многие думают, что исход произошел после завоевания гиксосов. Однако открытия последних лет подтвердили использование лошадей и колесниц в 12-й и 13-й династиях до вторжения гиксосов. Например, на гравюре 13-й династии изображен Хонсуэммвасет, сын фараона и командующий армией, с парой перчаток, символом возничего, под сиденьем56.

    Гибель египетской армии в Красном море объясняет завоевание могущественной нации Египта без боя. Некоторые выдвигали гипотезу, что гиксосы были амаликитянами57. Кем бы ни были гиксосы, они правили Египтом из Авариса в дельте как 15-я и 16-я династии, в то время как их марионетки в 17-й династии правили из Фив почти на 500 миль к югу. 17-я династия свергла гиксосов58и положила начало Новому царству.

    Новое царство – ранняя монархия в Израиле

          1. Давид и муж Тахпенесы

    Во время правления Давида молодой идумеянин по имени Адер нашел убежище в доме фараона и женился на сестре царицы Тахпенесы59. У Адера и сестры царицы был сын по имени Генуват. В итоге Генуват стал царем Едома. В записях основателя 19-й династии Яхмоса упоминается имя, напоминающее Тахпенес60. Позже, в 18-й династии, Тутмос III получил дань из земли Генувата61.

          2. Соломон и египетская принцесса

    Тутмос I из 18-й династии имел двух дочерей, Хатшепсут и Нефрубиты. Нефрубиты, возможно, была египетской принцессой, на которой женился Соломон, чтобы заключить свой договор с Египтом, 3 Царств 3:162.

          3. Царица Савская и Хатшепсут

    Следующий загадочный библейский персонаж происходит из 18-й династии. Поездка женщины-фараона Хатшепсут в страну Пунт известна, но идентификация Пунт остается загадкой, хотя известны изображения сокровищ, которые она привезла домой. В 10-й главе третьей Книги Царств говорится о том, что царица Савская посетила Соломона, подарив и приняв великие подарки. Иосиф Флавий назвал царицу Савскую «царицей Египта и Эфиопии»63. В евангелии от Матфея 12:42 Господь Иисус называет царицу Савскую «царицей южной». «Юг» – это библейское обозначение Египта64. Таким образом, Хатшепсут, вероятно, была царицей Савской.

          4. Иеровоам и Шишак

    Когда Тутмос III стал фараоном, он завоевал большую часть Палестины, в конечном итоге без боя отняв в Иерусалиме сокровища Ровоама. Перечень сокровищ был помещен на стену храма в Карнаке. Этот список отражает библейский рассказ из 3 Царств 6:32, 10:17 и 14:25-26, включая 300 золотых щитов и покрытых золотом дверей65. Тутмос III был Шишаком.

          5. Аса и Зарай эфиоплянин

    Аса, внук Ровоама, воевал с Египтом. Вторая книга Паралипоменон, глава 14, описывает чудесную защиту, данную Богом от сокрушительного нападения Зарая эфиоплянина. Эфиопия (Куш) относится к южному Египту или Судану. Столица 18-й династии находилась на юге Египта, поэтому это упоминание, вероятно, относится к другому фараону 18-й династии, возможно, к Аменхотепу II66.

          6. Ахав и Эхнатон

    В конце 18-й династии одна из самых известных семей Египта подготовила почву для библейских и хеттских синхронизмов. Глиняные таблички, найденные в архивах Эхнатона в Тель-эль-Амарне в 1887 году, включали 60 писем царя Сумура (по всей вероятности – египетское название Самарии). Согласно 3 Царств 22:26, в городе Самарии был правитель по имени Амон (египетское имя). В письмах из Амарны этого правителя называют Аман-аппа и описывают жестокий голод, характерный для времен Ахава и Илии67.

          7. Хетты и Тутанхамон

    Сын Эхнатона, знаменитый царь Тутанхамон, умер молодым, оставив овдовевшую царицу по имени Анхесенамон, и не имея наследника. Согласно Деяниям Суппилулиума, рассказанным его сыном Мурсили II в хеттских хрониках, вдова Тутанхамона написала могущественному хеттскому царю Супилилиумасу, умоляя: «Дайте мне одного из ваших сыновей… он станет моим мужем… в Египте он будет царем»68. Если бы сын Супилиумаса Заннанза, уехав в Египет, остался бы жив, баланс сил сместился бы против Ассирии в пользу хеттско-египетской коалиции. Но Заннанза был убит, и к власти пришел Хамхеб, военачальник Тутанхамона. После смерти Хамхеба его визирь Рамсес I Великий занял трон, как первый фараон 19-й династии.

    Даты правления Рамсеса Великого69 и его битвы при Кадеше с хеттами неизвестны, потому что историки не имеют библейских параллелей и не могут оценить продолжительность предшествующей династии. Остальная часть пересмотренной хронологии сдвигает даты 19-й династии на 3 – 5 столетий позже традиционных. Рамсес III из 20-й династии сообщил об уничтожении хеттов во время своего правления. Пересмотренная хронология позволяет хеттам все еще существовать в то время, когда ассирийцы утверждали, что воюют с ними.

          8. «Израиль опустошен»

    Настоящая 19-я династия была связана с могуществом Ассирии, а не с казнями Моисея. Мернептах, сын Рамсеса Великого, записал об изменении структуры власти в регионе, перечислив многие места, которые захватила Ассирия. Его памятник гласит: «Израиль опустошен, его семя – нет»70. Эта надпись не только относит вторую часть 19-й династии к 8-му веку до Р.Х., но в ней также указано, что Израиль был реальной нацией ко времени 19-й династии.

    Третий промежуточный и поздний периоды – поздняя монархия Иудеи и плен

    Третий промежуточный период включает в себя 21–25 династии, но некоторые из этих династий были параллельными, а не последовательными, как предполагалось в традиционной хронологии. На самом деле, в царском тайнике в Луксоре находилась мумия, обозначенная 21-й династией, и завернутая в льняное полотно 22-й династии71! На льняной этикетке написано имя Шешонк, тот же фараон, которого раньше ошибочно приняли за Шишака.

          1. Езекия и Тахарка

    Библейский синхронизм этого периода связан с Езекией. Неизбежное появление врага Ассирии Тахарки72, последнего фараона 25-й династии, помогло Езекии тем, что Сеннахирим обратился в бегство в 709 г. до Р. Х. Позже Тахарка восстал против ассирийского владычества над Египтом и умер в 664 г. до Р. Х., когда Ашшурбанипал разграбил Фивы73.

          2. Иосия и Нехо

    После разрушения Ниневии фараон Нехо II из 26-й династии двинулся в Кархемиш, где остатки ассирийцев приняли последний бой. По дороге, согласно 2 Паралипоменон 35, Нехо убил в Мегиддо Иосию, царя Иудеи. Возвращаясь после своего поражения при Кархемише в 605 г. до Р. Х., Нехо взял Иоахаза в заложники и посадил Иоакима на трон Иуды.

          3. Иеремия и Хофра

    Последний библейский синхронизм имеет место в связи с судьбой фараона Хофры из 26-й династии. После переворота Хофра бежал в Вавилон. Там он собрал армию и вернулся, чтобы возвратить свой трон. Иеремия предсказал его поражение, и пророчество, записанное в Иеремии 44:30, исполнилось.

    Таблица библейских и египетских синхронизмов74
    Дата до Р. Х. Библия Египет Династия
    4004 Адам
    2348 Всемирный потоп
    После вавилонского рассеяния Мизраим
    Поздние 1900-е Авраам Хеопс 4
    1706 Иосиф; Иаков в Египте Сесострис I 12
    1635 Иосиф умирает
    После 1635 Порабощение Сесострис III 12
    1571 Рождение Моисея Аменемхет III 12
    1491 Исход Неферхотеп I 13
    Судьи Гиксосы 15 – 17
    Поздние 1000-е Давид (3 Царств 11:19) Ахмос или Аменхотем I 18
    1012 Соломон начинает строить храм Тутмос I 18
    Царица Савская Хатшепсут 18
    971 Иеровоам; нападение Шишака Тутмос III 18
    Поздние 900-е Аса; Зарай Эфиоплянин Аменхотеп II 18
    Поздние 900-е Ахав; Илия Эхнатон 18
    Неопределенно Рамсес II 19
    722 Ассирия завоевывает Израиль Мернептах 19
    709 Езекия; нападение ассирийцев Тахарка 25
    664 Манассия Тахарка умирает 25
    609 Иосия умирает Нехо 26
    605 Нехо; Кархемиш 26
    589 Иеремия Хофра 26
    586 Разрушение храма 26
    525 Камбисы персидские

    Заключение

    Исаия предостерегал от того, чтобы обращаться за помощью в Египет (Исаия 31:1). Эта фраза стала символизировать предупреждение не идти за истиной в мир. Истину определяет Бог. Историки исследуют фрагментарные подсказки и заполняют пробелы на основании своих предположений. Эти предпосылки могут быть или библейскими, или традиционными. Принятие традиционной египетской хронологии требует отказа от библейской истины. Принятие библейской хронологии позволяет реконструировать древнюю хронологию на основе истины. При рассмотрении свидетельств через библейское мировоззрение, истории Египта и Ветхого Завета сходятся воедино как две стороны застежки-молнии.

    С момента первой публикации этой статьи, стал доступен на английском языке труд Исаака Ньютона по пересмотренной хронологии. В «Пересмотренной истории древних царств» Ньютона содержится много дополнительной информации и сведений об истории Египта, а также истории других древних царств. Для дальнейшего изучения пересмотренной хронологии, поскольку Библия является окончательным стандартом, я предлагаю обратиться к книге доктора Флойда Джонса «Хронология Ветхого Завета».

    Примечания

    1 D. Mackey, "Sothic Star Dating: The Sothic Star Theory of the Egyptian Calendar”, abridged thesis, Sydney, Australia, 1995; available at www.specialtyinterests.net/
    2 D. Rohl, Pharaohs and Kings: A Biblical Quest (New York: Crown Publishers, 1995), p. 24. Династии сгруппированы в периоды, которые называются Древним царством, Средним царством и Новым царством. После каждого периода следует промежуточный период, история которого менее ясна. Продолжительность династий установлена Манефоном. Даты взяты из различных интерпретаций сотического цикла. Примечание: Мейер, Брестед и многие другие указывают еще более ранние даты.
    3 A. Gardiner, Egypt of the Pharaohs (Oxford: Oxford University Press, 1961), p. 46, цитируется в диссертации Д. Макки. Манефона цитируют Иосиф, Евсевий, Африкан и Синцелл.
    4 J. Ashton and D. Down, Unwrapping the Pharaohs (Green Forest, AR: Master Books, 2006), p. 73.
    5 D. Mackey, "Sothic Star Dating.”
    6 D. Mackey, "Fall of the Sothic Theory: Egyptian Chronology Revisited”, TJ 17 no. 3 (2003): 70–73, доступно на www.answersingenesis.org/tj/v17/i3/sothic_theory.asp
    7 Rohl, Pharaohs and Kings: A Biblical Quest, p. 129-130.
    8 Mackey, "Fall of the Sothic Theory: Egyptian Chronology Revisited”.
    9 Там же.
    10 Там же.
    11 Rohl, Pharaohs and Kings: A Biblical Quest, p. 134-135. Знаменитый папирус Эберса якобы подтверждает 1517 г до Р.Х., как дату девятого года правления Аменхотепа I. Однако этот документ ссылается на ежемесячное восхождение Сотиса, что астрономически невозможно.
    12 D. Mackey, "Sothic Star Dating: The Sothic Star Theory of the Egyptian Calendar”, сокращенная диссертация, Sydney, Australia, 1995. Доступно на www.specialtyinterests.net
    13Несоответствие идеи о местном потопе как науке, так и Библии, обсуждается в главе 10 «Новой книги ответов» (New Answers Book (Green Forest, AR: Master Books, 2006)).
    14 Более ранняя дата взята из W. Durant, Our Oriental Heritage (New York: Simon and Schuster, 1954), p. 147.
    15 Консервативные исследователи Библии считают, что исход произошел примерно между 1491–1445 гг. до Р. Х. Соломон начал строить храм на четвертом году своего правления, в 480 году после исхода из Египта, согласно 3 Царств 6:1. Принятые даты начала правления Соломона, рассчитанные по продолжительности правления ветхозаветных царей, варьируются от 1015 до 970 гг. до Р. Х. Исходя из этих данных, исход произошел примерно с 1491 по 1445 год до Р. Х. Даты подтверждаются дополнительными местами Писания. Для полной картины см. «Хронологию Ветхого Завета» доктора Джонса (Dr. Jones’s Chronology of the Old Testament).
    16 G. Archer, A Survey of Old Testament Introduction (Chicago, IL: Moody Press, 1994), p. 241.
    17 F.N. Jones, Chronology of the Old Testament (Green Forest, AR: Master Books, 2004), p. 50–51.
    18 Жан Шампольон перевел знаменитый Розеттский камень, открыв секрет египетских иероглифов.
    19 Rohl, Pharaohs and Kings: A Biblical Quest, p. 120-121. See 1 Kings 14:25.
    20 Rohl, Pharaohs and Kings: A Biblical Quest, p. 122-127 и 3 Царств 11:40. Иеровоам убегал к Шишаку (Сусакиму в Синодальном переводе Библии) при жизни Соломона.
    21 Ashton and Down, Unwrapping the Pharaohs, p. 185.
    22 Rohl, Pharaohs and Kings: A Biblical Quest, p. 20.
    23 Ashton and Down, Unwrapping the Pharaohs, p. 75.
    24 Anatolia: Cauldron of Cultures (Alexandria, VA: Time-Life Books, 1995), p. 64.
    25 Там же, стр.69.
    26 W. Durant, Our Oriental Heritage (New York: Simon and Schuster, 1954), p. 147.
    27 Ashton and Down, Unwrapping the Pharaohs, p. 75-76.
    28 Anatolia, p. 41.
    29 Радиоуглеродное датирование обсуждается в главе 7 книги New Answers Book (Green Forest, AR: Master Books, 2006).
    30 D. Downs, "The Chronology of Egypt and Israel”, from Diggings, доступно по ссылке biblicalstudies.qldwide.net.au/chronology_of_egypt_and_israel.html.
    31 P. James, Centuries of Darkness, 320, quoted in Ashton and Down, Unwrapping the Pharaohs, p. 184.
    32 Rohl, Pharaohs and Kings: A Biblical Quest, p. 9.
    33 Down, "The Chronology of Egypt and Israel”.
    34 Jones, Chronology of the Old Testament, p. 23, 123, and 309. Клавдий Птолемей задокументировал лунное затмение, которое произошло 15 апреля 621 г до Р. Х. (по григорианскому календарю), в течение пятого года правления Набопаласара, отца Навуходоносора. Отсчет вперед дает 605 г. и 586 г. до Р. Х. О разорении Фив Ашурбанипалом в 664 г. до Р. Х. сообщают несколько независимых источников (см. Rohl, Pharaohs and Kings: A Biblical Quest, p. 119). Римские авторы подтверждают дату Тиберия (см. Jones, Chronology of the Old Testament, p. 218).
    35 D. Chittick, Puzzle of Ancient Man (Newberg, OR: Creation Compass, 2006), p. 8–15. – Дональд Э. Читтик, Загадка древнего человека. Христианский научно-апологетический центр, 2011. – https://scienceandapologetics.com/novosti/obnovleniya-na-sayte/1012-chittik-e-donnald-zagadka-drevnego-cheloveka.html.
    36Архиепископ Ашер рассчитал дату постройки Вавилонской башни – 2242 г. до Р. Х. из Бытия и из заявления Манефона о том, что смешение произошло на пятом году жизни Фалека. L. Pierce, "In the Days of Peleg”, Creation 22 no. 1 (1999): p. 46–49, доступно на www.answersingenesis.org/creation/v22/i1/peleg.asp.
    37 Там же. Историк XII века Константин Манассис писал, что Египет просуществовал 1663 года. Египет потерял независимость около 526 года до Р. Х. с завоеванием персами. Следовательно, 2188 г. до Р. Х. является разумной датой основания Египта и соответствует 2242 г до Р. Х. для Вавилонской башни.
    38 Там же, стр. 106.
    39 Josephus, The Works of Josephus: New Updated Edition, book 1, chapter 8, as translated by William Whiston (Peabody, MA: Hendrickson Publishers, 1987), p. 39.
    40 Ashton and Down, Unwrapping the Pharaohs, p. 83, цитата из James Henry Breasted’s History of Egypt.
    41 Там же, цитата из Emille Brugsch’s Egypt Under the Pharaohs.
    42 Там же, стр. 83–84.
    43 Там же, стр. 79.
    44 Там же, цитата из Dr. Rosalie David’s The Pyramid Builders of Ancient Egypt.
    45 Rohl, Pharaohs and Kings: A Biblical Quest, p. 275–276.
    46 W. Whiston, transl., book 2, chapter 9, section 7, The Works of Josephus (Peabody, MA: Hendrickson Publishers, 1987), p. 68.
    47 Ashton and Down, Unwrapping the Pharaohs, p. 92.
    48 Rohl, Pharaohs and Kings: A Biblical Quest, p. 271.
    49 D. Down, "Searching for Moses”, TJ 15 no. 1 (2001): 53–57, доступно на www.answersingenesis.org/tj/v15/i1/moses.asp.
    50 Rohl, Pharaohs and Kings: A Biblical Quest, p. 279.
    51 Там же, отчет о полученных данных профессора Манфреда Бьетака из Австрийского института египтологии.
    52 Ashton and Down, Unwrapping the Pharaohs, p. 100, цитата из книги доктора Розали Дэвид «Строители пирамид древнего Египта».
    53 Там же, стр. 103.
    54 Там же, стр. 102, цитата из Иосифа Флавия.
    55 Rohl, Pharaohs and Kings: A Biblical Quest, p. 280–281.
    56 Rohl, Pharaohs and Kings: A Biblical Quest, p. 285.
    57 Ashton and Down, Unwrapping the Pharaohs, p. 103, ссылка на книгу Courville The Exodus Problem and Its Ramifications.
    58 Ashton and Down, Unwrapping the Pharaohs, p. 106. Восстание произошло после того, как царь гиксосов вступил в бой с фивским царем Секененром, заявив, что рев бегемота из нового канала в Фивах не дает ему спать по ночам.
    59 3 Царств 11:14-19.
    60 Фонетическое сходство, безусловно, не является гарантией идентичности, как показал случай с ошибочной идентификацией Шишака. Однако появление обоих этих имен во временной последовательности, соответствующей временам царствования Давида и Соломона, по крайней мере, является убедительным признаком синхронизма.
    61 "Contemporary Personalities and Affairs of the Early Israelite and 18th Dynasty Egyptian Kings”, from The California Institute for Ancient Studies, www.specialtyinterests.net/solsen.html
    62 Ashton and Down, Unwrapping the Pharaohs, p. 111. См. 3 Царств 3:1.
    63 Там же, стр. 121.
    64 Даниила 11:5 и 8-9.
    65 Ashton and Down, Unwrapping the Pharaohs, p. 126–128.
    66 Там же, стр. 134.
    67 Там же, стр. 154.
    68 G. Johnson, "Queen Ankhesenamen and the Hittite Prince”, 1999, available at www.guardians.net/egypt/georgejohnson/queenankhesenamen.htm
    69 Rohl, Pharaohs and Kings: A Biblical Quest, помещает его в 900-е до Р. Х. (стр. 175); Down, Unwrapping the Pharaohs, в 700-е до Р. Х. (стр. 209), в зависимости от сомнительных регентств 18-й династии.
    70 Ashton and Down, Unwrapping the Pharaohs, p. 178.
    71 Rohl, Pharaohs and Kings: A Biblical Quest, pp. 75–76.
    72 4 Царств 19:9, упоминается как Тиргак, царь Эфиопии.
    73 Rohl, Pharaohs and Kings: A Biblical Quest, p. 22.
    74 Даты библейских событий взяты из «Хронологии Ветхого Завета» доктора Флойда-Нолен Джонса, выбранной за тщательный анализ и внутреннюю согласованность с Писанием. 

    Митчелл Элизабет
    Д-р Митчелл получила степень магистра в Университете Вандербильта. Много пишет для миссии Answers in Genesis (Ответы Бытия).


    Doesn’t Egyptian Chronology Prove That the Bible Is Unreliable? by Dr. Elizabeth Mitchell

    https://answersingenesis.org/archaeology/ancient-egypt/doesnt-egyptian-chronology-prove-bible-unreliable/

    Перевод с английского – Христианский научно-апологетический центр.

    Elizabeth Mitchell
    Dr. Mitchell earned her MD from Vanderbilt University and writes extensively for AiG

    Copyright © Answers in Genesis. All Rights Reserved. Translated and used by permission of Answers in Genesis. (Answers® and Answers in Genesis® are registered trademarks of Answers in Genesis, Inc.) For more information regarding Answers in Genesis, go to www.AnswersinGenesis.org, www.CreationMuseum.org and www.ArkEncounter.com.

    Похожие публикации
    Demo scene