• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • Пардом, Джорджия - "Является ли естественный отбор тем же, что и эволюция?"

    0 226
    Все статьи автора: Джорджия Пардом

    Давайте прислушаемся к гипотетической беседе между библейским креационистом(К) и эволюционистом (Э), в которой они обсуждают некоторые заголовки свежих научных новостей:

    Э: Ты слышал о результатах исследования, посвященного эволюции мышей?
    К: Ты говоришь об открытии изменения окраски шерсти у пляжных мышей?<
    Э: Да! Ведь это изумительный пример эволюции в действии, не так ли?
    К: Нет, по-моему, это хороший пример работы естественного отбора, который просто выбирает уже существующую информацию.
    Э: Ну хорошо, а как насчет устойчивости бактерий к антибиотикам? Не кажется ли тебе, что это хороший пример эволюции, происходящей прямо у нас на глазах?
    К: Нет, мне кажется, что здесь присутствует путаница в понятиях «эволюция» и «естественный отбор».
    Э: Но ведь естественный отбор является ведущим механизмом эволюции.
    К: Естественный отбор не проводит эволюцию от молекул до человека. Ты приписываешь ему то, что в нем отсутствует – способность добавлять новую информацию в геном, как того требует эволюция от молекул до человека. Однако естественный отбор просто не может этого делать, так как он работает только с уже существующей информацией.

    Естественный отбор – это наблюдаемый процесс, который часто считается ведущим механизмом ненаблюдаемой эволюции от молекул до человека. Эти концепции в реальности различны, хотя некоторые люди ошибочно заменяют одну другой. Поэтому присмотримся к ним внимательнее.

    Вот два основных вопроса, на которые нужно получить ответ:

    1.      Насколько верно библейские креационисты оценивают наблюдаемое явление естественного отбора?
    2.      Может ли этот процесс привести к росту генетической информации, необходимой для эволюции от молекул до человека?

    Что такое естественный отбор?

    Ниже приведено несколько определений, используемых эволюционистами для обозначения естественного отбора. Проблема этих определений, с которой сталкиваются библейские креационисты, заключается большей частью в их неверной трактовке (отмеченной жирным шрифтом).

    Эволюционные изменения основаны на различном репродуктивном успехе особей внутри видов1.

    Процесс, посредством которого генетические свойства передаются каждому последующему поколению. Во все времена естественный отбор помогает видам становиться лучше приспособленными к окружающей их среде. Известный также, как «выживание сильнейших», естественный отбор является ведущей силой процесса эволюции2.

    Процесс в природе, посредством которого, согласно теории эволюции Дарвина, только самые приспособленные к своей окружающей среде организмы склонны выживать и передавать свои генетические признаки в возрастающем количестве последующим поколениям, тогда как менее приспособленные склонны к вымиранию (также см. эволюция)3.

    С точки зрения креационистов, естественный отбор – это процесс, посредством которого организмы, владеющие специфическими характеристиками (отраженными в наборе их генов), лучше других выживают в заданной среде или под определенным избирательным давлением (как в случае с устойчивостью бактерий к антибиотикам). Те, кто имеет определенные характеристики – выживают, а те, у которых их нет – уменьшаются численно либо вымирают.

    Однако проблемой для теории эволюции заключается в том, что естественный отбор не направлен. Иными словами, стоит окружающей среде измениться или устранить избирательное давление, и организмы с ранее отобранными характеристиками оказываются менее приспособленными к изменениям. Отбор может сработать против них, поскольку их генетическая информация обеднена. Позже рассмотрим этот вопрос подробнее. Эволюция ряда от молекул до человека требует направленных изменений. Таким образом, термин «эволюция» не может быть правильно использован в контексте описания того, что достигается естественным отбором.

    Что такое эволюция?

    Подобно термину «естественный отбор», этот термин тоже имеет много определений. Большая часть определений эволюции зависит от контекста, в котором используется это слово. Ниже приведены некоторые последние определения эволюции (обратите внимание на фразы, выделенные жирным шрифтом).

    Развертывание во времени предсказуемой, предварительно выстроенной в своей сути последовательности, или, по меньшей мере, направленной4.

    Теория, что все формы жизни произошли от одного или нескольких общих предков, которые жили на земле около трех или четырех миллиардов лет назад5.

    «Великая идея» (применительно к эволюции) в том, что все живые виды родственны друг другу через общее происхождение от ранних форм. Дарвин называл это «происхождение с модификацией», и это до сих пор остается лучшим определением эволюции, которое мы можем использовать, в особенности с представителями широкой общественности и со школьниками6.

    Все эти определения предлагают единую базовую идею, что эволюция направлена в произведении всех современных форм жизни на земле от одной или нескольких прародительских форм жизни, существовавших миллиарды лет назад. Последнее определение особенно интригующе, так как оно указывает, что двусмысленное определение эволюции следует использовать для общественности и детей. Большинство креационистов частично согласятся с идеей «происхождения с модификацией» для тех видов, которые сегодня выглядят иначе, чем тогда, когда они были созданы в своем первоначальном виде (например, огромное разнообразие собак, сравнительно с изначально созданным видом собак). Использование широких определений для эволюции имеет то преимущество, что они могут подходить для любой из поддерживаемых моделей эволюции (таких как традиционный дарвинизм, неодарвинизм, прерывчатое равновесие и т. п.) и могут вызывать у общественности минимум противоречий.

    Историческая справка об открытии естественного отбора

    Большинство людей воздают честь Чарльзу Дарвину за формулирование теории естественного отбора, описанного в его книге «О происхождении видов». Немногие знают, что Дарвин всего лишь популяризировал идею, которую одолжил у других людей, в частности – у креациониста Эдуарда Блайта. Блайт опубликовал несколько статей, в которых описан процесс естественного отбора, в «Журнале естественной истории» между 1835 и 1837 годами, на целых 22 года раньше того, как Дарвин издал свою книгу. Также известно, что Дарвин имел копии этих журналов, а некоторые части «О происхождении видов» почти дословно повторяют статьи Блайта7.

    Однако положения, изложенные Блайтом, принципиально отличался от дарвиновских исходными предпосылками. Блайт верил в Бога-Творца, а не в слепые силы природы. Он верил в то, что Бог создал первоначальные виды, от которых и происходят все современные виды, и в то, что естественные отбор имеет сохраняющее действие, а не порождает что-то новое. Блайт также верил в то, что человек есть отдельное творение от животных. Это особенно важно, так как человек был создан по образу Божию, что никоим образом не применимо к животным (Бытие 1:27). Складывается впечатление, что Блайт рассматривал естественный отбор, как механизм, косвенно или напрямую руководимый Богом, чтобы позволить Его творению выжить в мире, пережившем грехопадение и потоп. Это очень отличается от взглядов Дарвина. Дарвин писал: «Какую книгу мог бы написать священник дьявола о неуклюжих, расточительных, низких, грубых и ужасно жестоких творениях природы»8.

    Не противоречит ли Библии естественный отбор?

    Очень важно рассматривать естественный отбор, как механизм, через который Бог позволяет организмам приспосабливаться к изменяющейся окружающей среде в пораженном грехом мире, в особенности после потопа. Бог знал наперед, что произойдут грехопадение и потоп, поэтому Он сконструировал организмы с огромным генетическим разнообразием, которое могло избираться или отвергаться, выражаясь в определенных характеристиках, в зависимости от окружающей среды. Была ли эта информация изначальной частью первоначального замысла в течение шести дней творения, до грехопадения, или же она была добавлена после грехопадения (как часть Божьего наказания для человека и всего мира)9, это нам неизвестно. Тем не менее, огромное разнообразие информации в первоначальных видах может быть приписано только разуму – Богу.

    Вдобавок, естественный отбор действует, сохраняя генетическую жизнеспособность первоначально созданных видов путем устранения из популяции особей с вредными или смертельно опасными характеристиками. Естественный отбор, работающий с генетической информацией, является первичным механизмом, который объясняет, как организмы смогли выжить после грехопадения и потопа, когда мир кардинально изменился по сравнению с первоначально созданным Богом.

    Позвольте мне, во избежание путаницы, кратко объяснить важный богословский вопрос. Смерть вошла в мир, как результат греха. Таким образом, смерть присутствует в мире, как наказание за непослушание человека Богу, и она должна напоминать нам, что мир проклят из-за греха, и нуждается в Спасителе. Смерть не является чем-то добрым, она называется врагом (1 Коринфянам 15:26).

    Однако вспомните, что Бог, в Своей непостижимой мудрости, может сделать добро из всего, и смерть не является исключением. Бог способен сделать добро даже из самой смерти. Естественный отбор, хотя и подпитываемый смертью, помогает популяции через избавление от генетических дефектов и т. п. Таким же образом, без смерти Христос не смог бы победить и быть прославленным в Его воскресении.

    Итак, что может совершать естественный отбор и что не может? Таблица ниже приводит некоторые пункты.

    Естественный отбор может:
    1.    Уменьшать генетическую информацию.
    2.    Позволять организмам лучше выживать в заданной среде.
    3.    Выполнять роль отборщика.
    4.    Поддерживать «сад» жизни творений.

     

    Естественный отбор не может:
    1.    Увеличивать или добавлять генетическую информацию.
    2.    Позволять организмам эволюционировать от молекул до человека.
    3.    Выполнять роль создателя.
    4.    Поддерживать эволюционное «дерево» жизни.

     

    Эволюционное дерево, которое постулирует, что все современные виды произошли от одного общего предка (который сам эволюционировал от неживых химических соединений).

     


    Сад креационистов10, который показывает, что разнообразие произошло с течением времени внутри первоначальных видов, о которых сказано в Бытии11.

    Естественный отбор и собаки

    Давайте проиллюстрируем возможности и ограничения естественного отбора на примере разной длины шерсти собак (задуманное разнообразие).

    Есть множество разных пород собак – некоторые с длинной шерстью, а некоторые – с короткой. Первоначальный вид собак, скорее всего, напоминающий сегодняшнего волка, имел несколько вариантов генов, отвечающих за длину шерсти. Пусть Д будет вариантом гена, отвечающего за длинную шерсть, а К – представляет вариант гена, отвечающий за короткую шерсть.

     

    Первоначальный вид собак должен был иметь смесь генов, отвечающих за длину шерсти, которая включала как Д, так и К. Благодаря такому составу, у них, скорее всего, была шерсть средней длины. Когда собаки первоначального вида начали размножаться, их генетическое разнообразие могло отразиться в потомстве следующими тремя способами – ДД для длинной шерсти, ДК для средней длине шерсти и КК для короткой шерсти.

    Если спаривались две особи с длинной шерстью, у них могли рождаться щенки только с набором генов ДД, длинная шерсть. Как можно увидеть из примера ниже, длинношерстые собаки утратили разновидность гена К и, таким образом, неспособны производить потомство с короткой шерстью или шерстью средней длины. Такая потеря может быть преимуществом, если эти длинношерстые псы живут в широтах с низкими температурами. Тогда длинношерстые собаки были бы отобраны естественно, так как они лучше выживают в данной среде. В конце концов, большая часть популяции собак, проживающих на такой территории, имеет длинную шерсть.

    Однако утрата разновидности гена К может также стать и недостатком для длинношерстых псов, если климат потеплеет, или если собаки переселятся в более теплый климат. Из-за их уменьшенного генетического разнообразия (отсутствия гена К) они не смогут произвести потомство собак с короткой шерстью, необходимой для выживания в теплой среде. В такой ситуации длинношерстые собаки подвергнутся отрицательному действию естественного отбора, и вымрут.

    Как вариации благоприятствовали одним животным, а другим – нет, мы можем увидеть из примера, когда пара собак вышла из Ноева ковчега и начала расселяться по земле. Обратившись к таблице, которая иллюстрирует возможности естественного отбора, можно увидеть, что:

    1.   Посредством естественного отбора разнообразие генетической информации было утеряно.
    2.   Длинношерстые псы лучше выживают в холодной среде, они менее приспособлены к выживанию в жарком климате, и наоборот.
    3.   Популяция собак прошла отбор по отдельным характеристикам.
    4.   Собаки так и остались собаками, так как вариации происходят внутри границ вида.

    Естественный отбор разработаннных вариаций внутри вида собак не является примером эволюции, потому что он не приводит к формированию другого вида животных, таких, как лошадь, медведь или человек. Он является доказательством Божьей благодати в поддержке Его творения в изменяющейся среде падшего мира, пережившего потоп.

    Естественный отбор и бактерии

    Другой пример естественного отбора – устойчивость бактерий к антибиотикам. Такой естественный отбор обыкновенно представляют как эволюцию в действии, но в этом случае естественный отбор работает в сочетании с мутациями, а не с заданной вариацией.

    Антибиотики – это продукт, производимый грибками и бактериями. Поэтому неудивительно, что некоторые бактерии устойчивы к определенным антибиотикам, это им необходимо, чтобы быть конкурентоспособными в своей среде. Фактически, если бы вы взяли образец почвы около вашего дома, вы обнаружили бы в нем бактерий, устойчивых к антибиотикам.

    Бактерии могут приобрести устойчивость двумя основными способами:

    1.   Через потерю генетической информации и
    2.   Через использование конструктивных особенностей, встроенных для обмена ДНК – бактерия получает устойчивость от другой бактерии, имеющей такую устойчивость.

    Давайте рассмотрим первый пункт. Антибиотики обычно связывают белки бактерий, и не позволяют им правильно функционировать, убивая бактерии. Устойчивые к антибиотикам бактерии имеют мутацию в ДНК, которая кодирует этот белок. Теперь антибиотик не может связывать белок, произведенный мутированной ДНК, и, таким образом, бактерия продолжает жить. Хотя бактерия и может выжить в среде антибиотиков, она платит за это свою цену. Если устойчивые к антибиотикам бактерии растут вместе с не мутировавшими бактериями в среде, свободной от антибиотиков, бактерии-мутанты погибают. Это случается потому, что бактерии-мутанты производят мутированный белок, который не позволяет им конкурировать с другими бактериями из-за необходимых питательных веществ. «Сверхмикробы» на самом деле «сверхслабы»12.

    Проясним это на примере бактерии Helicobacter pylori. Устойчивая к антибиотикам H. pylori имеет мутацию, которая выражается в потере информации о производстве фермента. Этот фермент в норме превращает антибиотик в яд, приводящий к смерти бактерии. Но когда антибиотик применяется к мутированной H. Pylori, эта бактерия продолжает жить там, где умирает нормальная бактерия. Так, посредством естественного отбора, те, которые потеряли генетическую информацию, выживают, и передают эти свойства своему потомству.

    Пардом, Джорджия - "Является ли естественный отбор тем же, что и эволюция?"

    А теперь рассмотрим второй способ. Бактерия может получить устойчивость к антибиотикам посредством получения вышеупомянутой мутированной ДНК от другой бактерии. В отличие от нас с вами, бактерии могут обмениваться ДНК. Важно отметить, что это все еще не считается приобретением генетической информации, так как эта информация уже существует, и хотя мутированная ДНК может быть новой для конкретной бактерии, она не является новой в целом.

    Используя пункты таблицы о том, что может совершать естественный отбор, можно увидеть, что:

    1.   Посредством мутаций генетическая информация была утеряна.
    2.   Устойчивые к антибиотикам бактерии лучше выживают только в среде с антибиотиками, они менее приспособлены к выживанию в дикой природе. (Важно помнить, что приобретение устойчивости к антибиотикам не является примером полезных мутаций, скорее это положительный результат мутации в данной среде. Такие типы мутаций редкостны для других организмов с более ограниченным числом потомства, и, таким образом более нуждающихся в сохранении генетической целостности).
    3.   Конкретная мутация в популяции бактерий помогла им пройти естественный отбор.
    4.    H. Pylori продолжает оставаться H.Pylori. Не было никакой эволюции, преобразившей ее во что-то другое – она осталась той же бактерией, с некоторыми вариациями.

    Устойчивость бактерий к антибиотикам, вместо того чтобы быть примером эволюции в действии, является еще одним примером естественного отбора, который четко виден с библейской/креационистской точки зрения.

    Видообразование – возможный результат естественного отбора

     


    Вид можно определить как произведенную родительской популяцией популяцию организмов, которая настолько изменилась, что более не может скрещиваться с родительской популяцией. Используя пример с собаками, возможно, что длинношерстые псы изменятся настолько существенно (кроме шерсти, будут другие изменения при отборе для жизни в холодной среде), что они больше не смогут спариваться с короткошерстыми собаками или собаками со средней длиной шерсти.

    Хотя эволюционисты и провозглашают, что видообразование занимает длинные периоды времени (миллионы лет), они часто удивляются, насколько быстро можно наблюдать формирование видов сегодня. Опубликованы результаты наблюдений, подтверждающих видообразование за такие короткие промежутки времени, как всего несколько лет, у гуппи, ящериц, плодовых мух, комаров, зябликов и мышей13. Это наблюдение не стало новостью для креационистов, так как все виды, жившие в прошлом и живущие сейчас, произошли менее чем за 6000 лет от первоначально созданных видов. Очевидно, такие процессы (и, возможно, другие генетические факторы) происходили быстро после потопа, производя вариации внутри каждого вида. Такие эффекты в значительной степени ответственны за создание огромного разнообразия, наблюдаемого в мире живой природы14.

    Видообразование никогда не наблюдалось в формировании организма другого вида, например, чтобы от собаки произошла кошка. Видообразование работает тольковнутри вида. Для эволюции требуется, чтобы естественный отбор и видообразование производили от прежних видов новые виды (например, динозавры эволюционируют в птиц). Видообразование, однако, ведет к потере информации, а не к приобретению необходимой для эволюции информации. Таким образом, видообразование, как возможный путь естественного отбора, не может быть механизмом эволюции от молекул до человека.

    Выводы

    При обсуждении естественного отбора, как возможного механизма эволюции, важно определиться в терминах. Эволюционисты и библейские креационисты по-разному трактуют эти термины, но все сводится к тому, как мы интерпретируем доказательства в свете нашего мировоззрения. Рассматриваем ли мы естественный отбор, используя, как основание, Божье Слово, или же мы принимаем за основание человеческие идеи?

    Креационистский взгляд на естественный отбор поддерживается и Библией, и наукой. Естественный отбор есть предопределенный Богом процесс, позволяющий организмам выживать в мире, пережившем грехопадение и потоп. Он есть наблюдаемой реальностью, он происходит в настоящем времени, дает преимущества от вариаций внутри видов и работает на сохранение генетической выживаемости видов.

    Проще говоря, изменения, которые мы наблюдаем сегодня, показывают вариации внутри сотворенных видов – горизонтальные изменения. Для эволюционной модели от молекул до человека должны происходить изменения от одного вида к другому – вертикальные изменения. Это просто не наблюдается. Мы никогда не видели, чтобы бактерия, такая как H. pylori, выросла во что-то похожее на собаку. Вместо этого мы просто наблюдаем вариации внутри каждого сотворенного вида.

    Для эволюции требуется увеличение информации, которое выльется в направленное движение от молекулы до человека. Естественный отбор не может быть механизмом эволюции, потому что он приводит к уменьшению информации и не направлен. В результате естественного отбора может происходить видообразование, но оно случается только внутри вида. Таким образом, видообразование также не является механизмом эволюции, а скорее поддерживает библейскую модель.

    Естественный отбор не может быть движущей силой эволюции от молекул до человека, он не имеет таких полномочий, и его не следует путать с эволюцией от молекул до человека. Он является наблюдаемым процессом, который обеспечивает сохранение генетической выживаемости и позволяет ограничить вариации внутри вида – ни больше, ни меньше. Он – прекрасное подтверждение библейской истории.

    Примечания

    1Michael A.Park, Introducing Anthropology: An Integrated Approach, 2nd Ed., glossary, highered.mcgraw-hill.com/sites/0072549238/student_view0/glossary.html, 2002.
    2National Geographic’s strange days on planet earth, glossary, www.pbs.org/strangedays/glossary/N.html.
    3Dinosaurs—glossary of terms, www.internal.schools.net.au/edu/lesson_ideas/dinosaurs/glossary.html.
    4S.J. Gould, What does the dreaded "E” word mean, anyway? Natural History109(1): 28–44, 2000.
    5D. O’Leary, By Design or by Chance? Castle Quay, Kitchener, Ontario, Canada, 7, 2004.
    6Eugenie C. Scott, Creation or evolution? www.ncseweb.org/resources/articles/6261_creation_or_evolution__1_9_2001.asp.
    7J. Foard, The Darwin papers, "Edward Blyth and natural selection,” www.thedarwinpapers.com.
    8Письмо Дарвина к Джозефу Хукеру, Архивы Дарвина, Кембриджский университет, 13 июля, 1856.
    9См. How Did Defense/Attack Structures Come About? by Bodie Hodge, https://answersingenesis.org/evidence-for-creation/design-in-nature/how-did-defense-attack-structures-come-about/.
    10Доктор Курт Вайс разработал аналогию с «садом» в начале 90-х.
    11Креационисты часто ссылаются на то, что каждый вид – это baramin, от еврейского bara – создавать и min – вид.
    12C. Wieland, Superbugs not super after all, Creation 20(1):10–13, June–August 1992.
    13D. Catchpoole and C. Wieland, Speedy species surprise, Creation 23(2):13–15, March 2001.
    14C. Wieland, Darwin’s finches, Creation 14(3):22–23, June 1992.

    Пардом Джорджия
    Д-р Пардом получила степень доктора философии (молекулярная генетика) в университете штата Огайо. Одно время работала ассистентом и доцентом кафедры биологии в Mt. Vernon Nazarene University. Д-р Пардом возглавляет отдел обучающих материалов миссии Answers in Genesis (Ответы Бытия), в рамках миссии читает много лекций и пишет статьи.


    Is Natural Selection the Same Thing as Evolution? by Dr. Georgia Purdom

    https://answersingenesis.org/natural-selection/is-natural-selection-the-same-thing-as-evolution/

    Перевод с английского – Христианский научно-апологетический центр.

    Georgia Purdom
    Dr. Purdom holds a PhD in molecular genetics from The Ohio State University. She formerly served as an assistant and associate professor of biology at Mt. Vernon Nazarene University. Dr. Purdom is the director of Educational Content and actively speaks and writes for Answers in Genesis.

    Copyright © Answers in Genesis. All Rights Reserved. Translated and used by permission of Answers in Genesis. (Answers® and Answers in Genesis® are registered trademarks of Answers in Genesis, Inc.) For more information regarding Answers in Genesis, go to www.AnswersinGenesis.org, www.CreationMuseum.org and www.ArkEncounter.com

    Похожие публикации
    Demo scene