• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • Мортенсон, Терри - "Откуда взялась идея о «миллионах лет»?"

    0 923
    Все статьи автора: Терри Мортенсон

    Большинство людей в современном мире, в том числе большинство из тех, кто принадлежит Церкви, считают само собой разумеющимся, что возраст Земли и Вселенной составляет миллионы и даже миллиарды лет. Наши общеобразовательные школы, начиная от детского сада, учат о таком огромном возрасте, и высмеивают любого, кто ставит это под сомнение. Но так было не всегда, и важно понять, почему и как произошла эта перемена.

     

    Зарождение геологии

    Геология, как отдельная область науки с систематическими полевыми исследованиями, сбором и классификацией горных пород и окаменелостей, разработкой теоретических реконструкций исторических событий, в результате которых сформировались эти слои горных пород и окаменелости, насчитывает всего 200 лет. До этого, еще во времена Древней Греции, люди заметили в скалах окаменелости. Многие верили в то, что это были останки когда-то живых существ, превратившиеся в камень, а многие ранние христиане (включая Тертуллиана, Златоуста и Августина) приписывали их Ноеву потопу. Но другие отвергали эти идеи, и считали окаменелости либо шутками природы, либо продуктами горных пород, в некотором смысле наделенными жизнью, творческими делами Бога или, возможно, даже обманом сатаны. Спор был окончательно улажен, когда Роберт Гук (1635–1703) подтвердил микроскопическим анализом ископаемой древесины, что окаменелости были минерализованными останками когда-то живых существ.

    До 1750 года одним из самых важных геологических мыслителей был Нильс Стэнсен (1638–1686), или Стено, датский анатом и геолог. Он установил принцип суперпозиции, а именно, что слои осадочных пород отложены последовательно, в горизонтальном порядке, так что нижний слой отложился раньше, чем тот, что лежит выше него. В своей книге «Предтеча» (1669) он выразил веру в то, что Земле около 6000 лет, и что слои пород с окаменелостями в них образовались во время Ноевого потопа. В течение следующего столетия несколько авторов, в том числе английский геолог Джон Вудворд (1665–1722) и немецкий геолог Иоганн Леманн (1719–1767), написали книги, существенно укрепившие эту точку зрения.

    В последние же десятилетия XVIII века некоторые французские и итальянские геологи отвергли библейское описание потопа, и отнесли летопись геологических пород к естественным процессам, происходящим в течение длительного периода времени. Несколько выдающихся французов также внесли свой вклад в идею о миллионах лет. Широко уважаемый граф де Бюффон (1707–1788) в своей книге «Эпохи природы» (1779) представил, что Земля когда-то была подобна раскаленному, расплавленному шару, который охладился до своего нынешнего состояния примерно за 75000 лет (хотя в его неопубликованной рукописи говорится о 3000000 лет). Астроном Пьер Лаплас (1749–1827) в своем «Изложении системы Вселенной» (1796) предложил небулярную гипотезу. Согласно этой теории, Солнечная система когда-то была горячим вращающимся газовым облаком, которое в течение долгих веков постепенно охлаждалось и конденсировалось, образуя планеты. Жан Ламарк, специалист по ракообразным, отстаивал теорию биологической эволюции, происходящей на протяжении долгих веков в своей «Философии зоологии» (1809).

    Авраам Вернер (1749–1817) был популярным профессором минералогии в Германии. Он полагал, что большая часть земной коры была осаждена либо химическим, либо механическим способом в результате медленно отступающего мирового океана в течение примерно миллиона лет. Это была элегантно простая теория, однако Вернер не принял во внимание окаменелости в породах. Это было серьезной ошибкой, поскольку окаменелости много говорят о том, когда и как быстро осадки отложились и превратились в камень. Многие из величайших геологов XIX века были учениками Вернера, и они находились под влиянием его идеи об очень долгой истории Земли.

    В Шотландии Джеймс Хаттон (1726–1797) разрабатывал другую теорию истории Земли. В университете он изучал медицину. После учебы он какое-то время возглавлял семейную ферму, но вскоре обнаружил свою истинную любовь – изучение Земли. В 1788 году он опубликовал в журнале статью, а в 1795 году – книгу под названием «Теория Земли». Он предположил, что континенты медленно размывались в океаны. Эти отложения постепенно затвердевали из-за внутреннего тепла Земли, а затем поднимались из-за землетрясений, чтобы превратиться в новые массивы суши, которые позже были размыты океанами, затем затвердели и поднялись. Таким образом, с его точки зрения, история Земли была цикличной, и он заявил, что не может найти никаких доказательств наличия начала в летописи горных пород, что делает историю Земли бесконечно длинной.

    Катастрофизм – дебаты униформистов

    Жорж Кювье (1768–1832)

    Ни Вернер, ни Хаттон не обратили особого внимания на окаменелости. Однако в начале 1800 годов Жорж Кювье (1768–1832), известный французский сравнительный анатом и палеонтолог позвоночных, разработал свою теорию катастроф истории Земли. Она была наиболее ярко выражена в его «Рассуждениях о вращениях поверхности земного шара» (1812). Кювье считал, что на протяжении долгих, неисчислимых веков истории Земли многие катастрофические наводнения регионального или почти глобального масштаба уничтожили и похоронили существ в осадочных породах. Все эти катастрофы, кроме одной, произошли до сотворения человека.

    Чарльз Лайель (1797–1875)

    Инженера по дренажу и геодезиста Уильяма Смита (1769–1839) очаровали пласты и окаменелости во время его работы в Великобритании. Как и Кювье, он придерживался теории катастроф и того взгляда, что Земля очень старая. В трех работах, опубликованных с 1815 по 1817 год, он представил первую геологическую карту Англии и Уэльса и объяснил порядок и относительную хронологию скальных образований, определяемую по особым характерным (указательным) окаменелостям. Он стал известен как «отец английской стратиграфии», потому что разработал метод определения относительного возраста слоев горных пород на основе найденных в них окаменелостей.

    Сильный удар по катастрофизму был нанесен с 1830 по 1833 годы, когда Чарльз Лайель (1797–1875), юрист и бывший студент Бакленда, опубликовал свой влиятельный трехтомный труд «Принципы геологии». Возрождая и дополняя идеи Хаттона, Лайель излагал принципы, с помощью которых, по его мнению, следовало делать геологические интерпретации. Его теория была радикально униформистской. Он настаивал, что только современные процессы геологических изменений, с их нынешними размерами и темпами интенсивности, должны использоваться для интерпретации летописи пород от прошлой геологической активности. Другими словами, геологические процессы изменений были единообразными на протяжении всей земной истории. Лайель настаивал на том, что никогда не было никаких континентальных или глобальных катастрофических наводнений.

    Лайелю часто обвиняют, что он разрушил веру во всемирный потоп и библейскую шкалу времени. Но мы должны понимать, что многие христиане (геологи и теологи) внесли свой вклад в этот подрыв библейского учения еще до появления книги Лайеля. Хотя теория катастроф значительно снизила значение Ноева потопа и расширила историю Земли далеко за пределы традиционных библейских взглядов, работа Лайеля стала последним ударом для веры во Всемирный потоп. Объясняя всю летопись горных пород постепенными процессами, он тем самым свел потоп к несущественному геологическому событию. Катастрофизм исчез не сразу, хотя к концу 1830-х годов оставалось всего несколько катастрофистов, и они считали, то Ноев потоп был геологически незначительным.

    К концу XIX века все геологи считали, что возраст Земли составляет сотни миллионов лет. В 1903 году начали разрабатываться методы радиометрического датирования, и в течение XX века этот возраст Земли увеличился до 4,5 миллиардов лет.

    Христианские ответы на геологию древней Земли

    Томас Чалмерс (1780–1847)

    В течение первой половины XIX века церковь по-разному реагировала на эти теории катастрофистов и униформистов о «старой Земле». Ряд авторов в Великобритании (и несколько – в Америке), которые стали известными, как «библейские геологи», выдвинули библейские, геологические и философские аргументы против теорий древней Земли. Некоторые из них были учеными, некоторые – священниками. Некоторые одновременно были посвящены в сан и хорошо осведомлены с научной точки зрения, что в те дни было обычным делом. Многие из них были очень компетентны в геологии по стандартам своего времени, как благодаря чтению, так и собственным тщательным наблюдениям за горными породами и окаменелостями. Они считали, что библейское повествование о сотворении мира и Ноевом потопе объясняет летопись горных пород намного лучше, чем теории древней Земли1.

    Другие христиане в начале 1800-х годов быстро приняли идею миллионов лет и попытались уместить все это время в книгу Бытия, хотя униформисты и катастрофисты все еще продолжали спорить между собой, а геология, как наука, находилась в ее зачаточном состоянии. В 1804 году Томас Чалмерс (1780–1847), молодой пресвитерианский пастор, начал проповедовать, что христиане должны принять миллионы лет, и в обзоре книги Кювье 1814 года он предположил, что все это время может уместиться между Бытие 1:1 и 1:2. К тому времени Чалмерс начал становиться очень влиятельным евангелистским лидером, и, следовательно, эта теория разрыва стала весьма популярной. В 1823 году уважаемый англиканский теолог Джордж Стэнли Фабер (1773–1854) начал отстаивать точку зрения о днях – эпохах, а именно, что дни творения были не буквальными днями, но длинными эпохами времени.

    Чтобы принять эти геологические эпохи, христианам пришлось также переосмыслить потоп. В 1820-х годах Джон Флеминг (1785–1857), пресвитерианский священник, утверждал, что Ноев потоп был настолько мирным, что не оставил устойчивых геологических свидетельств. Джон Пай Смит (1774–1851), конгрегационалистский богослов, предпочитал рассматривать его как локализованное наводнение в Месопотамской долине (современный Ирак).

    Либеральное богословие, которое к началу 1800-х годов доминировало в Церкви в Европе, начало проникать в Британию и Северную Америку в 1820-х годах. Либералы считали Бытие 1–11 таким же исторически ненадежным и ненаучным, как и мифы о сотворении мира и потопе у древних вавилонян, шумеров и египтян.

    Несмотря на усилия библейских геологов, эти перетолкования книги Бытия о древней Земле преобладали. К 1845 году во всех комментариях Бытия библейская хронология и всемирный потоп отвергались, и ко времени дарвиновского «Происхождения видов» (1859) представление о молодой Земле в Церкви практически исчезло. Начиная с того времени, большинство христианских лидеров и ученых приняли идею о миллионах лет и настаивали на том, что возраст Земли не имеет никакого значения. Многие благочестивые люди вскоре также приняли эволюцию. Место позволяет упомянуть лишь несколько примеров. Баптистский «король проповедников» Чарльз Сперджен (1834–1892) некритически принял геологическую теорию старой Земли (хотя он никогда не объяснял, как вписать долгие века в Библию). В проповеди 1855 года он сказал:

    «Может ли кто-нибудь сказать мне, когда было начало? Много лет мы думали, что начало этого мира было тогда, когда появился Адам; но мы обнаружили, что за тысячи лет до этого Бог готовил хаотическую материю, чтобы сделать ее подходящей обителью для человека, поселяя на ней целые расы созданий, которые могли умереть и оставить после себя следы Его труда и удивительного мастерства, прежде чем Он попробовал Свою руку на человеке»2.

    Великий пресвитерианский богослов из Принстонской семинарии Чарльз Ходж (1797–1878) настаивал на том, что возраст Земли не имеет значения. Первоначально он отдавал предпочтение теории разрыва, а позже переключился на теорию дней-эпох. Его компромисс способствовал окончательной победе либерального богословия в Принстоне примерно через 50 лет после его смерти3.

    К.И. Скофилд изложил теорию разрыва в примечаниях к Бытию 1:2 в своей «Справочной Библии», которую использовали миллионы христиан по всему миру. Совсем недавно уважаемый ученый в области Ветхого Завета рассуждал: «При поверхностном прочтении 1-й главы Бытия может сложиться впечатление, что весь творческий процесс длился шесть суток по 24 часа. Если это было истинным намерением еврейского автора… похоже, это противоречит современным научным исследованиям, которые показывают, что планета Земля была создана несколько миллиардов лет назад»4.

    Можно процитировать множество подобных заявлений христианских ученых и лидеров за последние несколько десятилетий, чтобы показать: их интерпретация Бытия контролируется их предположением, что геологи доказали эти миллионы лет. В результате большинство семинарий и христианских колледжей по всему миру пошли на компромисс.

    Компромисс не нужен

    Печальная ирония всего этого компромисса заключается в том, что за последние полвека истина Бытия 1–11 все больше подтверждается, и часто – непреднамеренно, благодаря работе эволюционистов. Униформистские принципы Лайеля доминировали в геологии примерно до 1970-х годов, когда видный британский геолог Дерек Эйджер (1923–1993) и другие начали все чаще оспаривать предположения Лайеля и утверждать, что большая часть летописи горных пород показывает свидетельства катастрофической эрозии или оседания, резко сокращая время на формирование многих геологических отложений. Эйджер, до своей смерти остававшийся атеистом (насколько можно судить по его трудам), объяснил влияние Лайеля на геологию следующим образом:

    «Причина моего длинного любительского экскурса в историю состоит в том, что я пытался показать, как, по моему мнению, геология попала в руки теоретиков (униформистов), которые действовали больше под влиянием социальной и политической истории своего времени, чем полевых наблюдений… Другими словами, мы позволили промыть себе мозги, чтобы избежать любой интерпретации прошлого, которая включает экстремальные или катастрофические процессы»5.

    Эти «неокатастрофические» переосмысления горных пород появились одновременно с возрождением «геологии потопа» – ключевой составляющей креационизма молодой Земли, запущенной публикацией книги «Потоп Бытия» (1961) докторов Джона Уиткомба и Генри Морриса. В настоящее время это движение широко распространяется по всему миру, и научная модель становится все более сложной.

    Многие христиане сегодня утверждают: нужно бороться с дарвинизмом с помощью аргументов «разумного замысла» и исключить Бытие из публичной дискуссии. Но эта стратегия уже была опробована в начале XIX века во многих работах по естественному богословию, кульминацией которых стали знаменитые восемь томов 1830-х годов, в совокупности приобретшие известность как «Трактаты Бриджуотера». Но эти книги оказались бесполезными и ничего не сделали, чтобы остановить сползание культуры к атеизму и к деизму. Более того, идя на компромисс относительно возраста Земли и игнорируя Писание в своей защите христианства, они на самом деле способствовали ослаблению Церкви. То же происходит и сегодня.

    Известный атеист-эволюционист, биолог из Гарвардского университета, Эрнст Майр сказал следующее:

    «[Дарвиновская] революция началась, когда стало очевидно, что Земля очень древняя, а не была создана всего 6000 лет назад. Эта находка была снежным комом, с которого началась вся лавина»6.

    Майр был прав в том, что возраст Земли (а не теория Дарвина) был началом лавины неверия. Он ошибался в том, что гипотеза о миллионах лет была «открытием» научных исследований. Это предположение скорее было плодом антибиблейских философских идей, использованных для интерпретации горных пород и окаменелостей. Исторические исследования показали, что Лаплас был открытым атеистом, что Бюффон, Ламарк, Вернер и Хаттон были деистами или атеистами, а Кювье, Уильям Смит и Лайель были деистами или неопределенными теистами. Эти люди, которые повлияли на мышление согласившихся на компромисс христиан, НЕ были беспристрастными и объективными искателями истины.

    Типичным примером того, что писали Лайель, Буффон и другие, является заявление Хаттона. Он настаивал: «Прошлая история нашего земного шара должна быть объяснена тем, что происходит сейчас. …Не следует использовать никакие силы, которые не являются естественными для земного шара, нельзя допускать никаких действий кроме тех, принцип которых нам известен»7. Настаивая на том, что геологи должны рассуждать только на основе известных современных природных процессов, он исключил сверхъестественное творение и уникальный всемирный потоп, описанные в Бытии, еще до того, как он увидел горные породы.

    Оно и неудивительно, что Хаттон не смог увидеть неопровержимые геологические свидетельства, подтверждающие библейское учение о сотворении мира, потопе и возрасте Земли. И нечему удивляться, что все студенты-геологи, которым в течение последних 200 лет промывали мозги одними и теми же предпосылками, тоже не смогли это увидеть. Мы не должны удивляться тому, что большинство христианских лидеров и ученых игнорируют доказательства. Им тоже промыли мозги, как когда-то и многим креационистам молодой Земли.

    Катастрофические последствия компромисса

    Стоящие на Библейских позициях геологи начала XIX века выступали против геологических теорий о древней Земле не только потому, что эти теории отражали ошибочные научные рассуждения и противоречили Писанию. Они делали это также потому, что считали, что христианский компромисс с такими теориями в конечном итоге окажет катастрофическое влияние на здоровье Церкви и ее свидетельство для падшего мира. Генри Коул, англиканский священник, писал:

    «Многим достопочтенным геологам, однако, следовало бы проявить почтение к Божественному откровению, когда они проводят различие между его исторической и моральной составляющими, и утверждают, что только последняя есть вдохновенная и абсолютная Истина, но первая ею не является, а потому открыта для любой свободной философской и научной интерпретации, модификации или отрицания! Согласно этим нечестивым и неверным модификаторам и разделителям, не более чем одна треть Слова Божьего является боговдохновенной, ибо не более, а может быть и меньше того в Слове занято абстрактными моральными откровениями, наставлениями и заповедями. Остальные две трети, следовательно, открыты для любых научных изменений и интерпретаций, или (если это требуется с научной точки зрения) для полного отрицания! Однако можно с уверенностью утверждать, что всякий, кто открыто, перед людьми не верит в боговдохновенность какой-либо части откровения, не верит, в глазах Бога, его вдохновению в целом. …Какие должны быть последствия от таких вещей для страны, обладающей откровением, быстро и ужасно покажет время на своих открытых страницах национального скептицизма, неверности и отступничества, а также праведной мести Бога за все это!»8.

    Коул и другие противники теорий старой Земли правильно понимали, что исторические части Библии (включая Бытие 1–11) являются фундаментом богословских и моральных учений Писания. Подорвите доверие к первому, и рано или поздно вы увидите неприятие второго как внутри, так и за пределами Церкви. Если бы библейские геологи были живы сегодня, и они бы увидели схему замка, изображенную ниже, они бы сказали: «Это как раз то, о чем мы беспокоились!». История когда-то христианских народов в Европе и Северной Америке подтвердила худшие опасения геологов по поводу Церкви и общества.

    Пришло время Церкви, а особенно – ее руководителям и ученым прекратить игнорировать возраст Земли и научные доказательства, которые все больше и больше подтверждают Слово Божье. Христиане должны раскаяться в своем компромиссе с теорией о миллионах лет, снова верить и проповедовать буквальную истину Бытия 1–11. Пришло время вернуть нашу культуру к первоисточнику.

    1 См. T. Mortenson, The Great Turning Point: The Church’s Catastrophic Mistake on Geology—Before Darwin  (Green Forest, AR: Master Books, 2004) для полного обсуждения этих людей и битвы, которую они вели против теорий о старой Земле и христианских компромиссов.
    2 C.H. Spurgeon, "Election”, The New Park Street Pulpit 1 (1990): 318.
    3 См. J. Pipa and D. Hall, eds., Did God Create in Six Days? (Whitehall, WV: Tolle Lege Press, 2005), p. 7-16, где представлена часть документации этого печального перехода к отступничеству.
    4 G. Archer, A Survey of Old Testament Introduction (Chicago, IL: Moody Press, 1985), p. 187.
    5 D. Ager, The Nature of the Stratigraphical Record (New York: Wiley, 1981), p. 46-47.
    6 E. Mayr, "The Nature of the Darwinian Revolution,” Science 176 (1972): 988.
    7 J. Hutton, "Theory of the Earth”, Trans. of the Royal Society of Edinburgh, 1788, quoted in A. Holmes, Principles of Physical Geology (New York: Ronald Press Co., 1965), p. 43-44.
    8 H. Cole, Popular Geology Subversive of Divine Revelation (London: Hatchard and Son, 1834), p. IX-X, 44-45 footnote.

    Мортенсон Терри
    Д-р Мортенсон работает в миссии Answers in Genesis (Ответы Бытия), читает лекции и ведет исследовательскую работу. В 1975 году д-р Мортенсон получил степень бакалавра математики в Университете штата Миннесота, а в 1992 году - степень магистра богословия (систематическая теология) в Trinity Evangelical Divinity School, Иллинойс. В 1996 году получил степень доктора философии по истории геологии в Университете Ковентри, Великобритания.


    Where Did the Idea of "Millions of Years” Come From? by Dr. Terry Mortenson

    https://answersingenesis.org/theory-of-evolution/millions-of-years/where-did-the-idea-of-millions-of-years-come-from/

    Перевод с английского – Христианский научно-апологетический центр.

    Terry Mortenson
    Dr. Mortenson is a lecturer and researcher at Answers in Genesis. Dr. Mortenson earned a B.A. in math from the University of Minnesota in 1975, a M.Div. in systematic theology from Trinity Evangelical Divinity School, Illinois, in 1992, and holds a Ph.D. in history of geology from Coventry University, UK, in 1996.

    Copyright © Answers in Genesis. All Rights Reserved. Translated and used by permission of Answers in Genesis. (Answers® and Answers in Genesis® are registered trademarks of Answers in Genesis, Inc.) For more information regarding Answers in Genesis, go to www.AnswersinGenesis.org, www.CreationMuseum.organd www.ArkEncounter.com.

    Похожие публикации
    Demo scene