• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • Ходж, Боди - "Существовали ли драконы?"

    0 447
    Все статьи автора: Боди Ходж
    Введение: Додо в качестве аналогии

    Додо (другое его название – дронт) был странной птицей: нелетающей, медлительной, ни на что не похожей. Он жил на острове Маврикий в Индийском океане, был около метра высотой и весил около 20 кг. Додо было легко поймать, и европейские моряки, которые стали появляться в тех водах, без труда добывали его в качестве мясной пищи.

    Когда к 1662 году додо вымерли, этого, по сути, никто не заметил. Сохранились только письменные рассказы и изображения этих птиц, сделанные в 1500–1600 гг. И спустя некоторое время ученые стали утверждать, что додо – это мифологические существа, придуманные людьми. При этом выдвигались три основных аргумента.

    1. Додо – очень странные создания.
    2. Их никто не может найти.
    3. Вероятно, они существовали только в старых описаниях и рисунках.

    Если бы не обнаруженные останки, додо могли считать «мифом» до конца дней! Но в середине XIX века, наконец, было доказано, что эти птицы существовали в реальности, а потом вымерли. После этого некоторые ранее найденные окаменелости, а также фрагменты музейных экспонатов, были идентифицированы как додо.

    Но какое это имеет отношение к драконам? Давайте сравним аргументы.

    1. Драконы – очень странные создания.
    2. Их никто не может найти.
    3. Вероятно, они существовали только в старых описаниях и рисунках.

    Эскиз Сэра Томаса Херберта 1634 г., на котором изображены три вымершие птицы: чубатый попугай, рыжий маврикийский пастушок и маврикийский дронт. (с) Wikipedia Commons – http://en.wikipedia.org/wiki/File:Lophopsittacus.mauritianus.jpg

    Незнание истории обрекает нас на ее повторение. К сожалению, в наши дни светские ученые оттеснили в сферу мифов также и драконов.

    Однако в отличии от додо, которые являлись отдельным видом птиц, жившим изолированно, драконы представляют собой большую группу рептилий. Их описания, изображения, рассказы о них существуют не в нескольких экземплярах, как в случае с додо, но в огромном количестве по всему миру! И многие из этих описаний и отчетов очень похожи на существ, известных сегодня под другим именем: динозавры.

    Об этой связи у нас и пойдет речь.

    Драконы в Библии

    В поисках ответа на вопрос о реальности драконов обратимся к Слову Всемогущего Бога, Который знает всё.

    В Таблице 1 мы собрали библейские стихи, в которых использовано еврейское слово «tannin», или его форма множественного числа «tanninim». В переводе могут использоваться, помимо варианта «дракон(ы)», также и другие: «змей», «чудовище», «крокодил» и даже «великие рыбы». В Писании встречается также слово «tannim» (множественное число от «tan», шакал), которое на иврите звучит очень похоже на tannin. Многие ранние переводчики также рассматривали этих существ как драконов. Но сегодня большинство текстологов полагает, что под tannim следует понимать все же шакалов1.

    Таблица 1: Драконы в Библии2

    Ссылка Стих
    Второзаконие 32:33 Вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов.
    Неемии 2:13 И проехал я ночью через ворота Долины перед источником Драконовым…
    Иов 7:12 Разве я море или морское чудовище, что Ты поставил надо мною стражу?
    Псалом 73:13 Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде.
    Псалом 90:13 На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
    Псалом 148:7 Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны.
    Исайя 27:1 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.
    Исайя 51:9 Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила?
    Иеремия 51:34 Пожирал меня и грыз меня Навуходоносор, царь Вавилонский; сделал меня пустым сосудом; поглощал меня, как дракон; наполнял чрево свое сластями моими, извергал меня.
    Плач Иеремии 4:3 И чудовища подают сосцы и кормят своих детенышей, а дщерь народа моего стала жестока подобно страусам в пустыне. (а)
    Иезекиль 29:3 Говори и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я – на тебя, фараон, царь Египетский, большой крокодил, который, лежа среди рек своих, говоришь: «моя река, и я создал ее для себя».
    Иезекиль 32:2 Сын человеческий! подними плач о фараоне, царе Египетском, и скажи ему: ты как молодой лев между народами и как чудовище в морях, кидаешься в реках твоих, и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их.
    Бытие 1:21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. (b)
    Исход 7:9, 10, 12 Если фараон скажет вам: сделайте чудо, то ты скажи Аарону: возьми жезл твой и брось пред фараоном – он сделается змеем. Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем.
    Каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы. (с)

    (а) Некоторые считают, что слово tannin, переведенное здесь как «чудовище», является ошибкой еврейского переписчика. Аргументируется это тем, что сегодня рептилии не выкармливают своих детенышей. Поэтому предполагается, что здесь должно было стоять tannim , указывая на другой тип животных (скорее всего, шакала). Но эта версия не имеет подтверждений в тексте. Кроме того, мы слишком мало знаем о вымерших драконах, и не можем точно сказать, выкармливали они детенышей или нет. Утверждение о том, что млекопитающие являются живородящими, считалось абсолютным, пока не были открыты утконосы и ехидны, которые откладывают яйца. Поэтому следует избегать «общих утверждений», основанных только на том, что мы знаем сегодня. Мы многого не знаем о вымерших существах. Поэтому наоборот: если в Плаче Иеремии 4:3 действительно упоминаются драконы (какая-то их разновидность определенного типа), это можно считать указанием на то, что среди них были выкармливающие виды.

    (b) «Рыбы большие» здесь (и в Псалме 148:7) – это перевод всё того же слова tannin, то есть имеются в виду те же самые существа.

    (c) «Змеи» здесь – это тоже tannin(tanninim). Большинство переводчиков этого стиха исходили из того, что посох по форме похож на змею. Однако древние переводы говорят здесь о драконе – в том числе латинская Вульгата (только в 12 стихе) и греческая Суптуагинта.

    Рассмотрим также стихи из Священного Писания, в которых идет речь об «огненных змеях», «летающих огненных змеях» (в переводах могут быть употреблены другие слова), а также о «левиафане» и «бегемоте».

    Таблица 2: Огненные змеи, Левиафан, и другие создания похожие на драконов

    Ссылка Стих
    Числа 21:6,8 И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив.
    Второзаконие 8:15 Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя источник воды из скалы гранитной.
    Исайи 14:29 Не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон.
    Исайи 30:6 Tяжести на животных, идущих на юг, по земле угнетения и тесноты, откуда выходят львицы и львы, аспиды и летучие змеи; они несут на хребтах ослов богатства свои и на горбах верблюдов сокровища свои к народу, который не принесет им пользы.
    Иов 40:20 Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?
    Псалом 73:14 Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни.
    Псалом 103:26 Там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.
    Исайи 27:1 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.
    Иов 40:10-19 Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это – верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют; он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его; вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?

    Все эти существа по праву могут быть причислены к драконам. Левиафан даже прямо назван драконом в Исайи 27:1.

    Существует мнение, что огненные летающие змеи – это мифологические сущности; но Бог ясно изображает их как настоящих существ, в одном ряду со скорпионами, львами, ослами, верблюдами и так далее.

    Согласно другому мнению, огненные летающие змеи были обычными ядовитыми змеями, которые могли подпрыгивать. Но это сделало бы упоминание о них излишним, поскольку аспидов, которые делают то же самое, Исайя упоминает непосредственно перед ними (30:6).

    Что касается способности производить огонь – она имеется в животном мире и в наши дни. Жук-бомбардир – насекомое из Южной Африки – выбрасывает из каналов в конце туловища два химических вещества, которые, соединяясь в воздухе, фактически воспламеняются и опаляют жертву. Левиафан также был огнедышащим (Иов 40:20 – 41:13).

    Часто высказывается предположение, что библейский «бегемот» – это гиппопотам или слон. Но, ни тот, ни другой не едят траву, как вол, и у них не хвоста, подобного кедру. Хвост слона напоминает, скорее, ветку плакучей ивы, а у гиппопотама хвост и заметить-то трудно! Утверждается также, что Бегемот и Левиафан – это мифологические персонажи; но тогда непонятно, почему Господь Бог говорит о реальных существах (лев, ворон, осел, дикий бык, страусы, лошадь, саранча, ястреб и орел) в том же контексте, что о Бегемоте и Левиафане (Иов 38–41).

    Итак, из Библии мы выяснили, что:

    1) драконы существовали в действительности; и
    2) термин «дракон» охватывает сухопутных, летающих и морских существ.

    Древние историки, литература и классические комментарии – о драконах

    Драконы рассматривались как реальные существа практически всеми древними писателями, которые упоминали о них. Приведем лишь некоторые выдержки и ссылки.

    1. «...Но согласно отчетам из Фригии, во Фригии тоже есть драконы, и они достигают в длину шестидесяти футов [18,28 м]»3.

    2. «Африка производит слонов, но именно Индия производит самых крупных, а также драконов»4.

    3. «Те же египтяне, которых высмеивают, обожествляют только тех животных, от которых получают какую-то пользу, например ибисов, истребляющих массу змей; это ведь крупные птицы с крепкими ногами и длинным роговым клювом. Они спасают Египет от заразы, истребляя и пожирая летучих змей, которых заносит африканский ветер из Ливийской пустыни, так что те не могут причинять вреда ни живые – укусами, ни мертвые – зловонием»5.

    4. «Среди египетских птиц, разнообразные породы которых нельзя даже сосчитать, священным считается милая птица ибис. Она полезна тем, что носит птенцам своим в гнездо змеиные яйца и содействует, таким образом, уменьшению количества этих смертоносных гадин. Та же птица выступает против стай крылатых змей, которые напитываются ядом из болот Аравии. Прежде чем те успеют выйти из своих пределов, ибисы дают им битву на воздухе и пожирают их»6.

    5. «Дракон, когда питается плодами, высасывает сок горькой травы; видели, как он это делает»7.

    6. Гильгамеш, герой древнего вавилонского эпоса, убил огромного дракона по имени Хумбаба в кедровом лесу.

    7. Эпическая англосаксонская поэма «Беовульф» (ок. 495–583) повествует, как главный герой Скандинавии убил монстра по имени Грендель и его предполагаемую мать, а также огненного летающего змея.

    Барионикс: голова и передняя конечность. (с) Ballista, Wikimedia Commons

    Как видим, древние историки и писатели ясно полагали, что такие существа как драконы существовали в действительности. Они описывают их часто в контексте с другими животными, которые все еще живут сегодня, а некоторые говорят о них как очевидцы. Огненные летающие змеи были описаны также в регионах, где их могли встретить Моисей и Исайя, причем указывается на то, что они обладали крыльями. Такие упоминания являются хорошим подтверждением библейского текста.

    Интересно, что в рассказе о Беовульфе о драконе по имени Грендель сообщается, что у него был тяжелый коготь на пальце, но сама рука была довольно маленькой (Беовульф прославился тем, что оторвал эту руку). Сегодня известен динозавр, называемый барионикс (его окаменевшие останки найдены именно в Европе, преимущественно в Англии), название которого буквально означает «тяжелый коготь», поскольку на его передних лапах, весьма небольшого размера, находилось по три серповидных когтя, самый длинный из которых достигал 35 см. Такое соответствие с описанием Гренделя заставляет, как минимум, задуматься.

    Авторы библейских комментариев, ставших классическими, также часто говорили о драконах как о подлинных существах. Вот лишь несколько выдержек.

    Даже иллюстрация к комментарию Жана Кальвина на книгу Бытия (при ее переводе с латыни на английский в 1578 г.) включала изображения драконов, подобные приведенному здесь

    1. Доктор Джон Хилл: «Об этих существах, как сухопутных, так и морских драконах, см. комм. на Михея 1:8, Малахии 1:3. Плиний говорит, что у дракона нет яда; тем не менее, как отмечает Далешан в своих заметках об этом авторе, он во многих местах предписывает средства против укуса дракона; но Гелиодор прямо говорит о некоторых лучниках, чьи стрелы были заражены ядом драконов; и Лев Африканский говорит, что атлантические драконы чрезвычайно ядовиты; но все же и другие авторы, помимо Плиния, утверждают, что они не имеют яда. Представляется, что драконы Греции не имеют его, но не драконы Африки и Аравии; и к этому Моисей относится с уважением, поскольку дракон хорошо известен ему»8.

    2. Жан Кальвин: «Затем он говорит "поглотил меня, как дракона”. Это сравнение отличается от первого, но тоже очень подходит; ибо драконы – это те, кто пожирает целое животное; и это то, что имеет в виду Пророк. Хотя эти сравнения не во всем согласуются, все же главное, что они наиболее уместны, даже для того, чтобы показать, что Бог пострадал, чтобы Его люди не были поглощены, как если бы они были подвержены воздействию зубов льва или медведя, или как если бы стали добычей дракона»9.

    3. Чарльз Сперджен,говоря о Лондоне: «Мы не уверены, что Ниневия и Вавилон были столь же великими, как этот мегаполис, но они, безусловно, могли соперничать с ним; и все же от них ничего не осталось, и дракон и сова живут в том, что было в самом центре торговли и цивилизации»10.

    4. Джон Трапп:«Гнев – это короткое безумие; это проказа, порождающая ожоги и делающая человека непригодным для гражданского общества; его непокорные страсти заставляют климат, в котором он живет, походить на горячую зону, слишком жаркую для того, чтобы кто-либо мог с ним рядом жить. Собачьи дни пребывают с ним весь год; он бушует и ест подстрекателей, так что каждый человек, который заботится о своей собственной безопасности, должен бежать от него, как от язвенного, опасного и необщительного существа, подходящего для одинокой жизни, как драконы или дикие звери, или чтобы на него смотрели только через решетку, как на них; где, если они и будут делать зло, они смогут причинить его только себе»11.

    5. Раннее христианское предание повествует о том, что Филипп убил драконов в Иераполисе: «И когда говорил так, вот, Иоанн вошел в город, как один из сограждан; и идя по улице, он спросил: Кто эти люди и почему они наказаны? И они сказали ему: Не может быть, что ты из нашего города, и спрашиваешь об этих людях, которые обидели многих, потому что они заткнули наших богов и своей магией истребили и змей, и драконов»12.

    История знает многих драконоборцев. Ниже перечислены лишь самые известные из них.

    Таблица 3: Драконоборцы13

    Убийца/Пленитель Приблизительное время Место
    1. Св. Марфа 48–70 г. Тараск (Тараскон)
    2. Ап. Филипп и Варнава до 70 г. Иераполис
    3. Св. Георгий ~300 г. Северная Африка
    4. Св. Сильвестр I 300 г. Италия
    5. Сигурд ~до 400–500 г.? (а) Северная Европа
    6. Беовульф 400–500 г. Дания, Швеция
    7. Тристан ~700? г. Британские острова

    (а) Хотя более полное изложение истории о Сигурде и драконе содержится в документе XIII века под названием «Сага о Вёльсунгах», Сигурд упоминается ещё в эпосе о Боевульфе, созданном в конце VII или в начале VIII вв., и поэтому должен был предшествовать последнему.

     

    Можно привести также множество цитат из отцов церкви, которые часто говорили о драконах как о реальных существах, не ставя под сомнение их реальность. Но суть уже ясна: люди были убеждены в реальности драконов.

    Драконы на петроглифах

    Практически невозможно составить исчерпывающий список изображений драконов на стенах, глиняной посуде, текстиле, в произведениях искусства, на картах, книгах и т. д. Вот лишь некоторые из них. Обратите внимание, что некоторые из этих драконов очень похожи на современное представление о динозаврах.

    Этот знаменитый петроглиф коренного населения Анасази поразительно похож на динозавра зауропода (то есть изображает древнего «дракона»)14.
    Этот дракон с шипами на спине, напоминающий кентрозавра или амаргозавра (и отчасти ламбеозавра), изображен у озера Верхнее в Канаде.
    Этот летающий дракон также был изображен коренными американцами.
    Этот рельеф в Ангкоре (Камбоджа) похож на стегозавра15.
    Поверхность Восьмых ворот стен Вавилона, построенных по приказу царя Навуходоносора, покрыта перемежающимися рядами изображений туров и «сиррушей» – драконов, описанных в древневавилонском эпосе. Изображены чешуи и языка свидетельствуют, что этот дракон представлял собой рептилию. Благодаря наличию бёдер его тело удерживается поднятым над землей. Так что по определению это тоже динозавр.
    https://archaicwonder.tumblr.com/post/83764465190/the-kargaly-diadem-a-gold-diadem-with-turquoise
    На этой древней диадеме из Казахстана изображены несколько животных, включая дракона (в начале второй части)16.
    В Перу драконы украшают множество древних гончарных изделий, каменных ковчегов, текстиль и т. п. Эта керамика из древней культуры Моче представлена в Музее Нации в Лиме17.

    Драконы на флагах и знаменах

    Св. Георгий, убивающий дракона, изображен в кресте, расположенном в левом верхнем углу флага Мальты

    В англоязычных странах хорошо известно, что на валлийском флаге изображен дракон. Однако это далеко не уникальный случай. Культуры других стран, где драконы также изображались на флагах, явно рассматривали их как реально существующих созданий. Причем такие изображения есть и на современных флагах Бутана (разработан в 1947 г.) и Мальты – в качестве дани исторической традиции. Бутан также обладает национальной эмблемой с изображением двух драконов.

    Снова приведем лишь несколько примеров из многих; при тщательном поиске будет выявляться все больше древних флагов, знамен, гербов и эмблем с подобными изображениями.

    Валлийский флаг

    Королевский баварский флаг

    Имперский китайский флаг

    Флаг и национальная эмблема Бутана

    На знаменитом гобелене из Байё, изображающем вторжение норманнов в Англию, присутствуют многочисленные животные, включая драконов

    Как из драконов сделали миф

    Вплоть до ХХ века драконов не считались персонажами мифов. В 1890 г. огромный летающий дракон бы убит в Аризоне (США), его образцы были отправлены в некоторые университеты. Газеты писали: «Странный крылатый монстр был найден и убит в пустыне Хуачука» (The Tombstone Epitaph, 26 апреля 1890 г.).

    Даже издание «Британской энциклопедии» 1902 года, говоря о морских драконах («морских змеях»), утверждало, что они могут все еще существовать, хотя к этому времени – уже в очень небольшом количестве): «Таким образом, может показаться, что, хотя, за очень немногими исключениями, все так называемые «морские змеи» могут быть объяснены с помощью ссылок на какое-либо известное животное или другой природный объект, эти остающиеся исключения не позволяют современным зоологам отрицать вероятность того, что какие-то из этих животных могут все-таки существовать»18.

    Однако всего восемь лет спустя, в 1910 г., то же самое издание объявило драконов мифом: «…И эти драконы не были ничем иным, как настоящим ужасом, даже в воображении ученых до сравнительно недавних времен. По мере того, как пустые места очищались, они действительно удалялись от прибежищ людей, а в Европе их последними укрытиями были недоступные высоты Альп, где они задерживались до тех пор, пока Жак Бальмен не установил моду, которая, наконец, отодвинула их в царство мифа»19.

    Как видим, лишь 100 лет назад драконам начали постепенно присваивать статус мифологических существ: поскольку Жак Бальмен не смог их найти, они стали считаться вымыслом. Возможно, идея о том, что они вымерли, была слишком сложной, чтобы быть рассмотренной.

    Тем не менее, даже в 1920-е годы не все в научных кругах спешили делать стооь безапелляционные заявления. В 1927 г. в одном словаре все еще рассматривали драконов как настоящих, но редких животных: «Огромный змий или змея (теперь редкие); сказочный монстр, по-разному представленный, обычно в виде огромной крылатой рептилии с хохлатой головой и ужасными когтями, часто извергающий огонь; в Библии – большой змей, крокодил, большое морское животное или шакал»20.

    Разумеется, по мере расселения людей по поверхности земли и увеличения их численности, драконы оказались на грани исчезновения. Во многих старых рассказах (например, в «Беовульфе») упоминается, что они жили под землей, особенно вблизи болот. Когда человек осваивает территории, такие места обычно разрушаются.

    Но, как и в случае с додо, существа, которых стало невозможно больше обнаружить, были внезапно объявлены не вымершими, а мифологическими.

    К сожалению, эта тенденция коснулась христиан: современные переводы редко используют слово «дракон» в ветхозаветных текстах; на мой взгляд, это происходит из-за светских влияний.

    Драконы и их отношение к динозаврам»

    Один из видов динозавров, описанный в 2006 г., настолько похож на дракона, что ему дали имя в честь схожего существа из серии книг и фильмов: Dracorex Hogwartsia, реставрация скелета, Детский музей Индианаполиса. [Позже дракорекс был классифицирован как молодая особь пахицефалозавра. – Прим. перев.] (с) Wikimedia Commons

    В понятие «драконы» включают сухопутных, морских и водных рептилий. Понятие «динозавры» является более научным и конкретизированным.

    Динозавры – это сухопутные рептилии, которые имеют один из двух видов строения бедер, позволяющих эти существам удерживать себя приподнятыми над землей21. Таким образом, крокодилы, аллигаторы, комодские драконы не рассматриваются как динозавры: из-за устройства ног их туловище естественным образом касается земли. Летающие рептилии, такие как плезиозавр, также не являются динозаврами по определению.

    Иначе говоря, все динозавры – драконы, но не все драконы – динозавры. Динозавры и другие сухопутные драконы были сотворены на 6-ой день (Бытие 1:24-31), а летающие и морские драконы – на 5-ый день (Бытие 1:20-23).

    Нужно помнить, что слово «динозавр» не существовало вплоть до 1841 года. Придуманное сэром Ричардом Оуэном, оно означает «ужасающая» или «ужасная» ящерица. Возможно, многих недоразумений можно было бы избежать, если бы они окаменелости динозавра получили название «кости дракона».

    Следовательно, динозавры жили на зеле одновременно с человеком. Их представители вошли в Ноев ковчег (Бытие 6:20), а прочие погибли во время Всемирного потопа. Часть останков погибших особей была погребена под потопными осадками и окаменела. Поэтому мы находим большинство костей драконов (включая динозавров) в образовавшихся в ходе Потопа слоях породы. Динозавры же, которые произошли от пары, вышедшей из ковчега, с той поры вымерли.

    Причины для вымирания

    Не почему драконы (или динозавры) вымерли?

    Глобальная причина этого очевидна: грех. Когда Адам и Ева согрешили (Бытие 3), смерть пришла в мир. Умирать начали не только отдельные особи – происходило вымирание целых родов; и драконы, как позднее додо, не были исключением.

    Конкретные же причины их вымирания, вероятно, включают изменение окружающей среды (например, ледниковый период, последовавший за Потопом, разрушение болотных земель человеком и т. д.), охоту на них со стороны человека (Бытие 10:9), болезни, генетические проблемы, катастрофические события и т. д.22Не следует забывать, что большинство легенд о драконах заканчиваются их гибелью. Как и в случае с додо, человек мог быть основным фактором их истребления.

    Существуют, правда, версии, что очень небольшое число представителей этих рептилий все еще живут в отдаленных частях мира или под землей, выходя только в определенные моменты. Такое место обитания нередко указывается в старых упоминаниях о драконах. Однако вероятность того, что будут обнаружены живые драконы, крайне ала – не больше, чем отыскать живых додо, тасманийских сумчатых волков и других вымерших существ.

    Заключение

    Тема драконов весьма обширна, и в этой короткой статье мы лишь поверхностно ее затронули. Тем не менее, мы можем сделать важные выводы.

    Драконы, включая динозавров как особую группу, существовали в реальности. Наземные драконы пережили Всемирный потоп благодаря особям, бывшим на борту ковчега (Бытие 6:20, 7:21-22), они жили одновременно с людьми в послепотопном мире, но в тех пор вымерли – как и многие другие животные, включая додо.

    Некоторые из этих рептилий не были агрессивными: как сообщается в Писании, они населяли старые руины. Другие же, будучи крупными хищниками, терроризировали людей, о чём информируют старые повествования. В таких ситуациях драконов рано или поздно уничтожали. Многие из тех, кому удавалось их победить, оставались прославленными в истории.

    Видимо, именно из-за агрессивности и опасности этих существ сатана в Писании метафорически назван «драконом» (см. напр. Откровение 12:3). Сравните это с тем; как сатана использовал змея (Бытие 3:1), чтобы обмануть Еву и, в конечном счете, через Адама привести в мир грех и смерть (Римлянам 5:12).

    Порочные атаки сатаны застигают многих людей врасплох (см. напр. 2 Коринфянам 2:11; Петра 5:8). Но Христос победил сатану (Евреям 2:14). Он имеет вечное имя над всеми именами (Филиппийцам 2:9), потому что во Христе можно одержать победу над сатаной, великим драконом (1 Коринфянам 15:57).

    Памятуя об этом, можно понять еще одну важную деталь. Сатана хочет, чтобы люди считали драконов мифологическими существами – это еще одна атака с его стороны на авторитет Божьего Слова. Ему нужно, чтобы мы сомневались в Слове Божьем; подобным образом он заронил сомнение в Еву, используя змея в Эдемском саду (Бытие 3:1-6; 2 Коринфянам 2:11).

    Так кем же являются драконы: персонажами мифов или вымершими животными? Доверимся в этом Слову Божьему, а не ошибочным представлениям человека, который не сможет подменить Божью истину своими мнениями (Исайя 2:22).

    Примечания

    1 Более подробная информация: Steve Golden, Tim Chaffey and Ken Ham, «Tannin: Sea Serpent, Dinosaur, Snake, Dragon, or Jackal?», – Answers in Genesis, http://www.answersingenesis.org/articles/aid/v7/n1/tannin-hebrew-mean.
    2 Все библейские ссылки в переводе статьи приводятся по Синодальному тексту.
    3 Элиан (около 220 г. от Р. Х.). О природе животных.
    4 Плиний (около 70 г. от Р. Х.). Естественная история.
    5 Марк Туллий Цицерон (ок. 45 г. до Р. Х.). О природе богов. – I, 36. – http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1422369001#036.
    6 Аммиан Марцеллин (ок. 380 г. от Р. Х.). Деяния. / Пер. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сони. – 22, 15:25-26а. – https://ru.wikisource.org/wiki/Деяния_(Марцеллин;_Кулаковский,_Сонни)/Книга_XXII.
    7 Аристотель. История животных. – 9 (47). – http://simposium.ru/ru/node/549.
    8John Gill, Commentary notes Deuteronomy 32:33.
    9 John Calvin, Commentary notes Jeremiah 51:34.
    10 C. H. Spurgeon, «A Basket of Summer Fruit» (sermon, Exeter Hall, London, England, October 28, 1860).
    11John Trapp, Complete Commentary, s.v. Proverbs 22:24.
    12The Acts of Philip, Of the Journeyings of Philip the Apostle: From the Fifteenth Acts Until the End, and Among Them the Martyrdom.
    13 Данная таблица составлена на основе «Золотой легенды» [собрание христианских легенд и занимательных житий святых, составленное приблизительно в 1260 г. епископом Генуи Иаковом Ворагинским, где впервые появилась легенда о сражении св. Георгия с драноком. – Прим. перев.], различных текстов Отцов Церкви, «Британской энциклопедии», «Беовульфа», «Саги о Вёльсунгах».
    14I. Abrahams, «Feedback: Kachina Bridge Dinosaur Petroglyph,» Answers in Genesis.
    15K.E. Cole, «Evidence of Dinosaursat Angkor,» Answers in Genesis.
    16 Диадема (золото, бирюза, сердолик, коралл), Каргалы, Мынг-Оштаки, Алматинская область. Фото: Центральный государственный музей Казахстана, Алматы.
    17Bodie Hodge, «TheDragonsofPeru,» Answers.
    18William Evans Hoyle, Encyclopædia Britannica, 9th ed. s.v. "Sea-Serpent” (New York, NY: The Encyclopædia Britannica Company, 1902).
    19Walter Alison Phillips, Encyclopædia Britannica, 11th ed. (NewYork, NY: The Encyclopædia Britannica Company, 1910), 8:467.
    20The New Century Dictionary (New York, NY: P.F. Collier&Son Corporation, reprinted in 1948), p. 456.
    21P.S. Taylor, «Dinosaur!,» Films for Christ.
    22Ken Ham, gen. ed., New Answers Book 1 ( Green Forest, AR: Master Books, 2006), p. 207–219.

    Were Dragons Real? by Bodie Hodge

    https://answersingenesis.org/dinosaurs/were-dragons-real/

    Перевод с английского – Христианский научно-апологетический центр.

    Copyright ©Answers in Genesis. All Rights Reserved. Translated and used by permission of Answers in Genesis. (Answers® and Answers in Genesis® are registered trademarks of Answers in Genesis, Inc.) For more information regarding Answers in Genesis, go to www.AnswersinGenesis.org, www.CreationMuseum.org and www.ArkEncounter.com.

    Похожие публикации
    Demo scene