• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • Ходж, Боди и Макинтош, Энди - "Как появился инстинкт защиты/нападения"

    0 348
    Все статьи автора: Боди Ходж, Макинтош Энди

     

    Актуальность вопроса об механизме защиты/нападения (МЗН)

    Многие люди сомневаются в благости Бога, когда они видят «природа – красное в зубах и когтях»1. Поэтому они обвиняют верящих Библии, что те не видят реальности в борьбе природы за выживание, что, по мнению мирских ученых, обосновывает эволюцию.

    В прошлом многие, верящие Слову Божьему, смотрели на природу как на свидетельство Божьего замысла и считали, что все животные, имеющие способность убивать добычу или защищать себя, – часть первоначального замысла Бога.

    Например, в 1802 году Уильям Пейли написал книгу, которая сейчас является классикой – «Естественная теология: или свидетельства существования Бога и Его атрибутов, собранных из явлений природы». В этой работе Пейли приводит аргумент в пользу того, что дизайн в природе имеет дизайнера – Бога – и элементы «красное в зубах и когтях» были частью оригинального дизайна.

    Дарвин, который прочитал работу Пейли, осознал, что организмы имеют определенные признаки, которые помогают им приспособиться к среде, в которой они живут. Другими словами, они были хорошо задуманы для того, что они делают, – даже способность причинять боль, страдания и смерть. Тем не менее, позже Дарвин нашел проблемы в аргументах Пейли по поводу дизайна. Для Дарвина творение, которое может приносить боль и смерть, само по себе отрицало доброго и любящего Бога-Творца.

    Дарвин видел, что идея доброжелательного дизайнера не согласуется с миром, который он видел. Как хороший Бог мог быть автором смерти и страданий? Ответом Дарвина, и многих других, было отвернуться от Бога Библии к вере в человеческие идеи о прошлом, которые включают в себя миллионы лет смерти и страданий.

    Наиболее заметным сторонником этой теории в наши дни является Дэвид Аттенборо. Аттенборо – ведущий многих популярных документальных фильмов о природе, выпущенных BBC (Британской радиовещательной корпорацией). Подобно Дарвину, он решительно выступает за веру в эволюцию из-за страданий, которые испытывает мир природы. Цитата, приведённая ниже, очень показательна в отношении того, что привело Аттенборо к эволюционной позиции.

    Когда креационисты говорят о том, что Бог создал каждый отдельный вид как отдельный акт, они всегда приводят в пример колибри или орхидеи, подсолнухи и красивые вещи. Но, вместо этого, я склонен думать о паразитическом черве, который делает дыру в глазу мальчика, сидящего на берегу реки в Западной Африке, [о черве] который сделает его слепым. И [я спрашиваю их]: «Вы говорите мне, что Бог, в которого вы верите, который, как вы также утверждаете, является всемилостивым Богом, что индивидуально заботится о каждом из нас, вы говорите, что Бог создал этого червя, который может жить только в глазном яблоке невинного ребенка? Потому что мне кажется, что это не совпадает с Богом, полным милости»2.

    У орлов заостренные когти и острые клювы

    Примеры Дарвина и Аттенборо показывают, почему вопрос о механизме защиты/нападения (МЗН) важен, и как тесно он связан с существованием страданий и смерти в мире, окружающем нас. МЗН включают в себя что угодно: от когтей и разрывающих плоть клювов у хищных птиц или когтей и зубов котов до жала осы или токсичного яда древесной лягушки.

    Какие есть механизмы защиты/нападения?

    Примеров МЗН в окружающем нас мире – множество, они есть и у растений, и у животных. Давайте рассмотрим некоторых из них.

    Растение – Венерина мухоловка

    Хорошим примером среди растений является Венерина мухоловка. Это растение захлопывает ничего не подозревающую муху, решившуюся приземлиться внутрь, в середине листа. Механизм, с помощью которого ловушка захлопывается, включает в себя сложное взаимодействие между эластичностью, осмотическим давлением в клеточном растительном материале и ростом. Когда лист раскрыт, его части выпуклые (выгнуты наружу), но, когда оно закрывает листок, части вогнуты (образуют полость). Растение стабильно как в открытом, так и в закрытом состоянии, но, когда его провоцируют, – меняет состояние на закрытое очень быстро3.

    Арахниды – паук

    Ярким примером МЗН в мире насекомых является паук. Паутина славится своей способностью ловить летающих насекомых, таких как мухи и моль. Изощренность производства шелка с помощью специальных желез, которые сохраняют полимер мягким вплоть до его выделения, до сих пор непонятна4. Более того, способность паука делать определённые пряди липкими, а другие нет, таким образом, что сам паук ходит по нелипким частям, явно является свидетельством мудрого замысла. Не все пауки делают паутину, но они все способны в разной степени производить шелк. Хотя хищная природа пауков универсальна, сама техника построения паутины для ловли добычи не одинакова для всех видов.

    Насекомые – жук-бомбардир

    Еще одним примером в мире насекомых, и, наверное, наиболее необычным, является жук-бомбардир. Это насекомое обладает изощренным защитным механизмом, который включает в себя выстрел горячей (212°F/100°C) ядовитой смесью химических веществ из специальной железы в задней части брюшка, в хищников, таких как грызуны, птицы, лягушки или другие насекомые.

    Животные – коты и рептилии

    Зубы аллигатора длинные и острые

    Среди множества примеров МЗН в мире животных мясоеды – лев, тигр и другие крупные особи кошачьих (гепард, рысь и т. д.) – были бы наиболее очевидными. Следует отметить, что эти создания не зависят исключительно от плотоядной диеты, поскольку известны случаи, когда крупные кошки выживали на вегетарианской диете, если в зоопарках не было мяса5.

    Многие животные в мире рептилий также служат хорошим примером МЗН. Хамелеоны могут выстреливать языком всего за доли секунды, для того чтобы поймать свою жертву. У крокодилов и аллигаторов есть мощные челюсти, а змеи обладают ядовитыми клыками и могут задушить до смерти. Анаконда может с легкостью убивать быков и тапиров при помощи своих сильных мышц6.

    Это лишь некоторые из МЗН, найденные по всему миру. Если вы проверите растения и животных в своей области, то скорее всего обнаружите некоторые из этих и других примеров механизмов для защиты/нападения.

    Почему, согласно Библии, мир такой?

    Библейский ответ на МЗН состоит в том, что теология Дарвина и Аттенборо сделала главное допущение – сейчас мир такой же, каким он был прежде. В Библии, уже в Бытии 3, ясно говорится, что суть не в этом.

    Мир (и вся вселенная) был идеальным от начала. Шесть раз в 1 главе Бытия говорится о том, что Бог сотворил мир «весьма хорошим» и на седьмой раз: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Идеальный Бог не сделал бы меньше. По сути, Моисей, который также написал и Бытие, во Второзаконии 32:4 заявил о том, что все творение Божье – идеально. Изначальное творение было идеальным, но, взглянув на мир вокруг нас, мы видим, что произошли кардинальные изменения. Эти изменения были результатом грехопадения человека – события, которое фундаментально изменило мир.

    В первоначальном мире не было паразитов, которые влезали бы в глаз ребенка, и любая друга часть природы не имела «красного в зубах и когтях». Смерть и страдания в прошлом и настоящем являются результатом греха человека и бунта против Бога. Когда первый человек, Адам, не послушался своего Создателя, все творение было проклято, в мир пришли болезни, слабость, боль, страдания и смерть.

    Когда Бог говорил с Адамом, Он сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:17-19).

    Бог также сказал Еве: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16).

    И еще раньше, в Библии говорится, что Бог сказал змею: «За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3:14). В сущности, после грехопадения произошел ряд изменений.

    Это не только учение Ветхого Завета. Новый Завет подчеркивает неразрывную связь между состоянием мира и состоянием человека. В Послании к римлянам 8:22-23, Павел говорит: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего».

    Хотя мир был проклят из-за восстания человека в Адаме, грядет день – день «искупления тела нашего» (Рим. 8:23) – когда при воскрешении Божьего народа, мир также будет освобожден от проклятия. В Римлянам 8, Павел ясно говорит, что степень этого проклятия распространяется на все творение.

    Стих

    Некоторые из известных эффектов

    Кому сказано

    Бытие 3:14

    1. Змей проклят больше, чем другие животные – конкретно упоминается ползание на животе и поедание праха.

    2. Другие животные прокляты; насколько они прокляты не упоминается.

    Змей

    Бытие 3:16

    1. Боль и печаль при рождении и воспитании ребенка.

    2. Их влечение будет к их мужьям.

    Женщина/Ева

    Бытие 3:17-19

    1. Земля проклята – конкретно упоминаются колючки и сорняки, а также боль и муки, связанные с работой на земле. Нам не говорят о других последствиях проклятия.

    2. Смерть – создания обратятся в прах.

    Мужчина/Адам

    Когда мы смотрим на механизм защиты/нападения в царстве животных или растений, мы должны взглянуть на них в контексте истинной библейской теологии. Давайте рассмотрим четкие учения из Писания.

    1. Человек и животные изначально были созданы вегетарианцами (Быт. 1:29-30). По всей первой главе Бытия Господь говорит о том, что весь созданный порядок был «хорош», и затем, в Бытии 1:31, «весьма хорош». Таким образом, «природа – красное в зубах и когтях» не было частью первоначального Божьего творения.

    2. В 30-м стихе Бог прямо заявляет: «а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу». Выражение на иврите nepheshchayyah буквально переводится «в которой есть жизнь». Это выражение переводится здесь как «душа живая» и также используется в Бытии 1:20-21 и Бытии 2:7, когда говорится о человеке или животных. Однако эта фраза никогда не используется по отношению к растениям (или беспозвоночным); таким образом подчеркивается разница между жизнью растений и жизнью человека и животных.

    3. Проклятие в Бытии 3 вызвало значительные изменения как у растений, так и у животных. Животные были прокляты; в Бытии 3:14 говорится: «проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми». Растения также были прокляты; в Бытии 3 17-18 говорится: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою». (Существует доказательство того, что шипы образовались из измененных листьев7).

    4. Бог позволил человеку есть мясо только после Потопа (Быт. 1:29-30, Быт. 9:3).

    6. Позже в Писании, пророк Исайя ссылается на будущее, где произойдет действие, обратное проклятию: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (11:6). «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (65:25).

    6. В книге Откровения говорится о времени, когда Проклятие исчезнет (22:3) и больше не будет боли, страданий или смерти (21:4).

    Библия дает нам общую картину при взгляде на механизмы защиты/нападения.

    Две основные перспективы библейского понимания МЗН

    Две основных альтернативы легко могут объяснить механизм защиты/нападения с библейской точки зрения: (1) нынешние черты, используемые для защиты и нападения, изначально не были задуманы для этой цели, и (2) черты МЗН были созданы Богом в результате грехопадения.

    Первая концепция – теперешние черты изначально не использовались для защиты/нападения – указывает на то, что до грехопадения МЗН использовались для других целей. Другими словами – дизайн был тот же, но функция отличалась.

    В качестве примера возьмем острые зубы. Когда люди видят животных с острыми зубами, они обычно воспринимают это как показатель того, что животное питается мясом. Когда ученые находят окаменелости существ с острыми зубами они также предполагают, что животное было мясоедом. Но, является ли это верной интерпретацией? Не совсем. Острые зубы у животных означают только одно – то, что у животного острые зубы.

    Создания с острыми зубами не обязательно используют их, чтобы разорвать другое животное. Например, у панды очень острые зубы, но, тем не менее, она питается исключительно побегами бамбука. Кроме того, фруктовая летучая мышь, зубы которой на первый взгляд соответствуют мясной диете, в основном питается фруктами. Библия учит нас тому, что животные были созданы, чтобы быть вегетарианцами (Быт. 1:30); поэтому, мы должны быть осторожны с предположениями, чем питалось животное, основываясь только на его зубах.

    Другие МЗН могут быть объяснены подобным образом. Когти могли использоваться для того, чтобы хватать вегетарианскую еду или чтобы лазить по веткам. И язык хамелеона мог использоваться, чтобы достать и схватить вегетарианскую пищу, и т. д. Преимущество этой точки зрения состоит в том, что не нужно предполагать, что Бог создал инстинкт или систему, которая может ранить других живых существ Его творения.

    У медведей острые зубы, но они, больше питаются вегетарианской пищей

    Очевидно, что для желез механизма производства шелка у пауков трудно установить альтернативную функцию, хотя было замечено, что пауки ловят и едят пыльцу8. Кажется, что эти механизмы были разработаны подобным образом, чтобы эффективно ловить насекомых. Однако мы можем просто не знать первоначальную безобидную функцию этих желез.

    Таким образом, многое указывает на тот факт, что некоторые создания продолжают питаться растениями, что говорит о том, что хищные привычки появились из-за измененной функции. Медведи часто питаются вегетарианской пищей. Были случаи, когда львы и стервятники отказывались питаться мясом9.

    Даже вирусы (генетические переносчики, которые заражают носителя с почти всегда вредоносными последствиями) первоначально могли до грехопадения иметь другую, полезную роль. Подобным образом, и у вредоносной бактерии могла быть другая, лучшая цель, чем ее теперешняя функция.

    Тем не менее, у этой точки зрения есть некоторые недостатки, особенно когда мы применяем ее ко всем МЗН. Одной из таких проблем являются шипы. Можно утверждать, что деревья, кусты и т. д. используют шипы как защитный механизм. Но в Библии говорится о том, что шипы и сорняки появились в результате грехопадения (Быт. 3:17-19). Таким образом кое-что действительно изменилось после грехопадения.

    Шипы и сорняки

    Первая концепция сторонится того, что Бог создал МЗН в совершенном мире с целью причинить вред чему-то живому.

    Вторая точка зрения – конструктивные особенности МЗН были созданы Богом в результате грехопадения – предполагает внесение изменений в конструкции после падения, чтобы позволить функционировать подобным структурам защиты и нападения. Для ясности: это стало результатом греха человека, а не первоначального замысла Бога, и последствия греха все еще остаются. Такой «проклятый замысел» является наказанием от Бога за непослушание мужчины, женщины и змея. Эта вторая точка зрения лучше объяснила бы некоторые вещи, такие как острые зубы, когти, специальные железы, которые вырабатывают паучий шелк и т. д.

    В Писании есть некоторые основания для такого взгляда, поскольку мы знаем о том, что растения были созданы таким образом, что теперь у некоторых из них есть шипы (физически измененная форма) и что у змея была изменена форма для ползания на животе (физически измененная форма). Поскольку произошли физические изменения, и это было передано потомству, то должны были быть и генетические изменения. Некоторые из этих изменений могли быть моментальными, в то время как другие могли проявлять себя дольше.

    Тем не менее, генетический след этих систем должен был измениться таким образом, чтобы МЗН стали заметными. Помня, что Бог знает будущее, возможно, что при этом сценарии механизмы были скрытым образом размещены в генетическом коде этих существ при создании и были «включены» при грехопадении.

    Второй вариант заключается в том, что Бог изменил существ после Грехопадения, чтобы у них были такие функции, как МЗН. Таким образом последний вариант допускает существование таких скрытых особенностей в дизайне, все еще бывшем «весьма хорошим». Однако, поскольку механизмы защиты/нападения являются напоминанием о проклятом грехом мире, полном смерти и страданий, более вероятно, что изменения были внесены после грехопадения, нежели просто находились в спящем состоянии.

    Писание, которое поддерживает эту точку зрения, заключается в том, что после грехопадения человек познает боль и тяжелый труд, и, в конце концов, умрет (Быт. 3:19). Произошли некоторые биологические изменения. Боль и страдания во время родов являются прямым результатом грехопадения, и змей радикально изменился после своего восстания. Таким образом, эта точка зрения может быть лучшей из двух, хотя мы не будем безапелляционными.

    Вывод

    Обе библейские точки зрения объясняют изменения, которые произошли, когда человек согрешил и мир пал от идеального до неидеального, и обе позиции имеют достоинства. Но в Библии конкретно не говорится в пользу одной или другой. По сути, могли произойти определенные аспекты обеих точек зрения. Не все создания с МЗН должны быть объяснены одинаково. У некоторых могло случиться так, что их функции адаптировались, и в то же время есть все признаки того, что другие механизмы появились после грехопадения.

    Несмотря на это, обвинение в том, что любящий и совершенный Бог сотворил мир таким, каким мы его видим сегодня, игнорирует библейские учения о результатах проклятия. Правильное понимание того, почему в мире существуют механизмы защиты/нападения, должно быть напоминанием о том, что мир проклят грехом и что все мы – грешники, нуждающиеся в Спасителе.

    После Грехопадения Бог действовал справедливо. Он сделал то, что было правильно. Но во время проклятий в Бытии 3, Бог сделал то, что мог сделать только любящий Бог – Он дал первое пророчество об искуплении. Он обещал Спасителя. В Бытии 3:15 говорится: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

    Тот, Кто сокрушит змея в голову, будет рожден от девы, семени женщины. Это первое из многих пророчеств о том, что Иисус Христос явится как семя женщины – девственное рождение. Это был действительно любящий и милостивый Бог, который пришел на землю в образе человека, умер за нас и на кресте заплатил за наши грехи.

    МЗН должны напоминать нам о том, что когда Бог говорит что-то – это сбудется. Когда человек принимает Христа как своего Спасителя, он будет наслаждаться вечной жизнью в мире, где больше нет ни проклятия, ни смерти, ни страдания, ни боли (Откр. 21:4, 22:3).

     

    Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Иоанна 3:16-18).

    Примечания

    1 «Tho' Nature, red in tooth and claw» – цитата из «In Memoriam» Альфреда Теннисона, 1850, использованная эволюционистом Р. Докинзом в книге «Эгоистичный ген» (The Selfish Gene).
    2 Из M. Buchanan, Wild, wild life, Sydney Morning Herald, The Guide, с. 6, 24 марта, 2003.
    3 Y. Forterre et. al., How the Venus flytrap snaps, Nature 433(7024): 421–5, 2005; How a Venus flytrap snaps up its victims, New Scientist, 29 января, 2005.
    4 G. De Luca and A.D. Rey, Biomimetics of spider silk spinning process, с. 127–136, Design and Nature III: Comparing Design in Nature with Science and Engineering, Vol. 87 of WIT Transactions on Ecology and the Environment, C.A. Brebbia, ed., WIT Press, 2006.
    5 D. Catchpoole, The lion that wouldn’t eat meat, Creation 22(2):22–23, Март 2000.
    6 H. Mayell, Anaconda expert wades barefoot in Venezuela’s swamps, National Geographic News, 13 марта, 2003.
    7 S. Carlquist, Ontogeny and comparative anatomy of thorns of Hawaiian Lobeliaceae, American Journal of Botany, 49(4): 413–419, Апрель 1962.
    8 Nature Australia 26(7):5, Лето 1999–2000.
    9 Ref. 5; D. Catchpoole, The "bird of prey” that’s not, Creation 23(1):24–25, Декабрь 2000.

    Похожие публикации
    Demo scene