• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • Митчелл, Томми - "Почему в Божьем творении есть смерть и страдание?"

    0 508
    Все статьи автора: Томми Митчелл

    Почему случаются плохие вещи? На протяжении веков люди стремились согласовать свое понимание всемогущего, любящего Бога с, казалось бы, бесконечными страданиями вокруг них.

    Одним из ярких примеров этой борьбы является медиа-магнат Тед Тернер. Потеряв веру после того, как его сестра умерла от мучительного заболевания, Тернер заявил: «Меня учили, что Бог есть любовь и, что Бог могуществен, и я не мог понять, как кому-то настолько невинному позволяют так страдать»1.

    Ответственен ли Бог за страдания человечества? Является ли Бог жестоким, капризным и мстительным или Он слишком слаб для того, чтобы предотвратить страдания? Если Бог реальный владыка, как Он может позволить кому-то, кого Он любит, страдать?

    Мир страданий и смерти

    Каждый день приносит новую трагедию. Маленькому ребенку диагностировали лейкемию, и он проходит тяжелое лечение только для того, чтобы умереть на руках своей матери. Молодожены убиты пьяным водителем по пути в свадебное путешествие. На верную миссионерскую семью нападают и убивают те самые люди, которым они приехали служить. Тысячи погибли во время террористической атаки. Сотни утонули из-за цунами, а десятки других погибли в результате землетрясения.

    Как возможны эти вещи, если Бог действительно любит и заботится о нас. Он – Бог страданий?

    Стандартная реакция человека на трагедию – обвинить Бога, как сделал Чарльз Дарвин после смерти его любимой дочери Энни.

    Жестокая смерть Энни разрушила клочья веры Чарльза в моральную, справедливую вселенную. Позже он скажет, что этот период стал последним смертным звоном для его христианства… Теперь Чарльз занял позицию неверующего2.

    Это надлежащая реакция? Правильный взгляд на историю, найденную в Библии, дает ответ.

    В начале, около 6000 лет назад, Бог создал вселенную и все в ней за шесть реальных дней. Закончив труды в шестой день, «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31).

    Для того, чтобы быть весьма хорошим, Божье творение должно быть без порока, дефекта, болезней, страданий или смерти. Не было «выживания наиболее приспособленных». Животные не охотились друг на друга, и первые два человека, Адам и Ева, не убивали животных ради еды. Первоначальное творение было прекрасным местом, полным жизни и радости в присутствии Творца.

    Как люди, так и животные были вегетарианцами во время сотворения. В Бытии 1:29-30 Господь сказал: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так».

    Этот отрывок ясно показывает, что в весьма хорошем творении Бога животные не ели друг друга (таким образом, животные не умирали), поскольку Бог дал в пищу Адаму, Еве и животным только растения. (Только после Ноева потопа – 1600 лет спустя – человеку было разрешено есть мясо, согласно Быт. 9:3).

    Поскольку употребление в пищу растения может убить его, некоторые люди утверждают, что смерть была частью первоначального творения. Библия делает четкое разделение между растениями и животными. Это разделение выражено в еврейском слове nephesh, которое описывает аспект жизни, приписываемый только животным и людям. Nephesh можно перевести как «дышащее существо» или «живое существо» (см. Быт. 1:20-21, 24). Растения не владеют этим качеством nephesh и поэтому не могут умереть в библейском смысле.

    Первоначальное творение было весьма хорошо. Согласно Моисею во Второзаконии 32:4: «Совершенны дела Его». Очевидно, что вещи уже не такие, какими были.

    Почему сейчас мы умираем?

    Если тогда, когда Бог закончил Его творение и сказал, что оно весьма хорошо, не было смерти ни животных, ни человека, почему сейчас мы умираем? Сегодня мы видим смерть повсюду. Нечто должно было произойти, чтобы изменить творение; это нечто – грех.

    Бог поместил Адама и Еву в идеальном раю. Как у их Творца, у Него была власть над ними. В Своей власти Бог дал Адаму правило: «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17).

    Через некоторое время, после того, как в конце шестого дня Бог объявил, что Его творение «весьма хорошо», один из Божьих ангелов, Люцифер, возглавил восстание против своего Создателя3. Затем Люцифер принял форму змея и соблазнил Еву съесть запрещенный Богом плод. И Адам, и Ева съели его. Их действия привели к наказанию, о котором их предупреждал Бог. Бог свят и не может терпеть греха в Своем присутствии. Верный Создатель справедливо сдержал Свое обещание о том, что наказание последует за их непослушанием. С мятежными действиями одного человека смерть вошла в Божье творение.

    Пристыженные и испуганные, Адам и Ева пытались избежать последствий своего греха, делая одежду из фиговых листьев. Но сами по себе они не могли скрыть того, что они сделали. Им нужно было что-то еще, чтобы покрыть это. Как пишет автор Послания к евреям: «Без пролития крови не бывает прощения» (9:22). Кровавая жертва была необходима для того, чтобы покрыть их вину перед Богом.

    Чтобы проиллюстрировать ужасные последствия греха, Бог убил животное и сделал кожаные одежды для того, чтобы прикрыть Адама и Еву. Нам не говорится о том, какое животное это было, но возможно это был ягненок, дабы символизировать Иисуса Христа, Божьего Агнца, который пролил свою кровь, чтобы забрать наши грехи.

    В Бытии 3, говорится о том, что земля также была проклята. Шипы и сорняки теперь стали частью мира. Животные были прокляты, и змеи сильнее, чем остальные. Мир больше не был идеальным, он был проклят грехом. Страдания и смерть теперь изобиловали в этом, некогда совершенном, творении.

    Какое отношение это все имеет ко мне?

    Если решение, которое принесло грех в мир, принадлежало Адаму, то почему мы все должны понести наказание?

    После того, как Адам и Ева согрешили и были изгнаны из Эдемского сада (Быт. 3:20-24), у них появились дети. Каждый ребенок унаследовал греховную природу Адама, и каждый ребенок восстал против его или ее Создателя. Каждый человек является потомком Адама и Евы, рожденным с той же проблемой: греховной природой.

    Если мы будем честны с собой, мы поймем, что Адам справедливо является представителем каждого из нас. Если идеальный человек в идеальном месте решил не подчиняться Божьим правилам, ни один из нас не поступил бы лучше. Апостол Павел пишет: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).

    Как дети Адама, мы все наследуем греховную природу Адама. В какой-то момент мы все не повиновались повелению Творца, поэтому мы все заслуживаем смерти и страданий вечного наказания в аду. Мы должны понимать, что никто из нас не невинен перед Богом. В Римлянам 3:23 говорится: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией». Ни один из нас не достоин того, чтобы стоять перед Творцом вселенной, потому что каждый из нас принес бы греховную, мятежную природу в его присутствие.

    В начале Бог поддерживал Свое творение в его совершенном состоянии. Рассказ об израильтянах, бродящих по пустыне, дает представление о том, как все могло быть в первоначальном творении. Одежда израильтян не изнашивалась, и их ноги не опухали в течение сорока лет, на протяжении которых они находились в пустыне (Втор. 8:4). Бог всемогущ и способен прекрасно поддерживать и защищать Свое творение.

    Когда Адам согрешил, Господь проклял вселенную. По сути, произошли перемены, и вместе с ними Бог начал поддерживать творение в проклятом состоянии. Страдания и смерть вошли в Его творение. Теперь вся вселенная страдает от последствий греха (Рим. 8:22).

    Плохие вещи (например, смерть любимого человека, цунами, которые убивают тысячи, ураганы, что оставляют многих бездомными или мертвыми и т. д.), которые случаются вокруг нас и с нами, являются напоминаниями о том, что грех имеет последствия, и что миру нужен Спаситель.

    Бог наслаждался всем Своим творением (Откровение 4:11), но Он любил людей больше всего. Он использует разрушение созданной Им вселенной, чтобы показать нам последствия нашего греха. Если бы мы не испытали последствий нашего восстания против Творца, мы бы никогда не поняли того, что нам нужно спасение от нашего греха, и мы никогда не получили бы Его предложение милости за наш грех.

    Большая часть людей легко осознает, что в мире существует проблема. Нам нужно осознать, что есть Тот, кто преодолел эту проблему смерти и страданий – Иисус Христос.

    Есть ли надежда?

    К сожалению, последствия нашего греха намного хуже, чем жизнь в проклятой вселенной. Помимо того, что мы живем в наполненном грехом творении, мы все должны умереть физически и затем подвергнуться наказанию, гораздо более ужасному, чем все то, что мы когда-либо знали: вторая смерть. Апостол Иоанн рассказывает об озере огненном, называемом «второй смертью», которое ожидает тех, чьи имена не записаны в книге жизни (Откровение 20:14-15). Эта вторая смерть – последнее наказание за наш грех.

    Несмотря на то, что мы восстали против Него и принесли наказание для самих себя, Бог любит Своих детей и не хочет, чтобы они провели вечность в аду. Наш милостивый Творец дал нам возможность примириться с Ним и избежать страшного вечного наказания за наш грех. Этот путь к спасению – через смерть и воскресение Иисуса Христа.

    Иисус Христос, который есть Бог, пришел на землю как человек, жил безгрешной жизнью, а затем умер, чтобы заплатить за наш грех. Апостол Павел говорит нам:

    «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим. 5:18).

    Бог праведен и справедливо приговорил человека к смерти, поэтому мы получили наказание, которого заслуживаем. Однако Бог явил благодать Своей любви к нам и принял это наказание на Себя в качестве платы за наш грех.

    Мужайтесь! Христос не остался в могиле. Он показал, что Он имеет власть над смертью, воскреснув на третий день после того, как был похоронен. Поскольку Христос явно продемонстрировал Свою власть над смертью, те, кто верит в Него, знают, что они тоже будут жить, и жало смерти вырвано. На самом деле Библия говорит:

    Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15:54-55)

    Во Христе те, кто получили дар вечной жизни, могут ожидать того, чтобы провести вечность с Ним в идеальном месте, где нет боли (Откр. 21:4). Как написал Апостол Павел:

    Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Ефес. 2:8-9).

    Некоторые могут сказать, что, если бы Бог действительно любил нас, Он бы поместил нас в идеальное место, где ничто болезненное не могло бы прикоснуться к нам. Однако Он уже сделал это однажды, и Адам восстал. Если бы у нас была такая же возможность, каждый из нас сделал бы то же самое. Бог продемонстрировал Свою любовь, умерев за мир и воскреснув. Все те, кто получил бесплатный дар вечной жизни, проведут с Ним вечность.

    По сравнению с вечностью, время, которые мы проведем в проклятом мире – незначительно. Бог завершит Свою демонстрацию любви, навечно помещая тех, кто получил Его спасение, в идеальное место.

    Восстановление всего

    Библия описывает смерть как последнего врага, который будет повержен (1 Кор. 15:26). В Откровении 21:4, говорится: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». Те, кто получил спасение, с нетерпением ждут того времени, когда Господь снимет проклятие и вернет вселенную в совершенное состояние, подобное тому, которое было до того, как человек согрешил (Откр. 22:3).

    Господь не только любит Своих детей настолько, чтобы умереть за их грех, но и обещает исправить разрушенный мир, создав новые небеса и новую землю (Откр. 21:1). И так же, как первый Адам принес смерть в мир, Христос, как «последний Адам», приносит в мир обновленную жизнь.

    Как написал Павел:

    Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий (1 Кор. 15:45).


    Альтернативный взгляд на историю

    Те, кто отрицают Творца, должны объяснить, как мир начал существовать без Бога.

    Эволюционисты и большинство других «многовековников» считают, что 13–14 млрд лет назад большой взрыв привел к тому, что вселенная началась с нуля. Галактики, звезды и планеты, образованные из материи, рассеянной по всей вселенной, охладились и объединились. Около пяти миллиардов лет назад начала формироваться Земля. Утверждается, что Земля охлаждалась в течение миллиарда лет или около того, на поверхности образовывалась вода, и в этом первобытном океане молекулы каким-то образом объединялись, образуя самые простые одноклеточные формы жизни.

    По словам эволюционистов, из-за стрессов окружающей среды и других сил, бесцельные мутации привели к выживанию некоторых организмов. Эти организмы постепенно превратились в более сложные. Самые сильные организмы были способны выживать и размножаться, а более слабые отмирали или были убиты более сильными существами.

    Этот беспощадный процесс в конечном итоге породил обезьяноподобных существ, которые эволюционировали в человека, каким он есть. Таким образом, люди являются конечным продуктом (пока что!) миллионов лет смерти и страданий.

    Этот натуралистический взгляд на вселенную использует окаменелости как доказательство веры в то, что существа стали более продвинутыми за миллионы лет. Такая точка зрения учит тому, что окаменелости – это летопись миллионов лет болезней, борьбы и смерти. Покойный известный эволюционист Карл Саган заявлял, что «секреты эволюции – это время и смерть»4.

    Эволюция подразумевает миллионы лет страданий и смерти.

    Действительно ли это важно?

    В Библии говорится, что смерть пришла в результате греха человека. Эволюция говорит, что смерть всегда была частью природы. Могут ли оба варианта быть правдивыми? Очевидно, нет.

    Если окаменелости означают миллионы лет земной истории, значит должны были быть миллионы лет смерти, страданий и болезни, прежде чем появился человек, вопреки тому, чему учит Бытие.

    «Теистическая эволюция» – это идея, которая пытается объединить историю Бытия и концепцию миллионов лет эволюции. Теистическая эволюция постулирует миллионы лет смерти, прежде чем Бог в какой-то момент вступил в процесс и создал Эдемский сад. Теистическая эволюция подразумевает, что Бог назвал миллионы лет смерти и страданий «весьма хорошими».

    С другой стороны, если окаменелости являются продуктом катастрофического глобального потопа, в котором огромное количество организмов было внезапно захоронено в богатой химическими веществами воде и осадках, необходимость постулировать миллионы лет истории исчезает. Божья версия совершенного мира, уничтоженного грехом и разрушенного водным судом (Бытие 6–9), согласуется с окаменелыми доказательствами в мире.

    Божье обещание о будущем восстановлении, «совершении всего» (Деян. 3:21), было бы бессмысленным, если бы эволюция действительно происходила. Только первоначальное творение, свободное от смерти, делает Божье обещание восстановления логичным. Не может быть обещано восстановление совершенного творения в будущем, если такового творения не существовало в прошлом.


    Откуда взялись забота и милость?

    В то время, как многие эволюционисты кричат о том, что любящий Бог не совместим с этим миром жестокости, они легко упускают другие вещи. Например, как эволюция объясняет милость, милосердие и заботу? Если эволюция – это правда, значит движущей силой природы является «выживание наиболее приспособленных». Те, кто менее способен конкурировать – обречены на смерть. Любая попытка спасти этих «менее конкурентоспособных» людей будет направлена против самой фундаментальной силы природы. Существование врачей, больниц, благотворительных организаций и даже полицейских – противоречит грубым силам эволюции.

    Эволюционист не имеет оснований для моральных суждений. Если человек является результатом миллионов лет эволюции, наше поведение основано на случайных химических реакциях. Нет основного морального кодекса. Вся мораль относительна. Так что, если человеку нужны деньги, то почему ограбить кого-нибудь – неправильно? Согласно эволюции, более сильный человек должен добиться успеха. Сила поступает правильно. Таким образом, с точки зрения эволюции, такое насилие является естественной и необходимой частью мира.

    Те, чье мировоззрение основано на Библии, имеют постоянную основу для добрых дел, благотворительности или заботы. В Писании нам заповедано любить своих ближних, как самих себя, совершать акты милосердия и заботиться о вдовах и сиротах. Если мы доведем идею эволюции до ее логического завершения, мы придем к выводу, что эти вдовы и сироты должны умереть, потому что они истощают природные ресурсы.

    Только те, кто верит Библии, в конечном итоге предлагают миру основу для моральных суждений. У тех, кто отвергает Библию, нет оснований для морали.

    А как насчет индивидуального страдания?

    В Иоанна 9, Иисус затронул проблему личных страданий. Когда Его ученики предположили, что слепота человека была результатом его греха, Иисус ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Иоанна 9:3). Иисус не считал страдания человека бесполезными или произвольными, потому что Бог будет прославлен в жизни человека.

    Книга Иова рассказывает историю праведного человека, который угодил Богу, но, тем не менее, потерпел потерю своего богатства, своих десяти детей и своего здоровья. Его друзья были уверены в том, что его страдания представляют собой наказание за какие-то тайные грехи, но Бог отверг это обвинение. Многие люди утешаются, просто зная, что их личные трагедии не обязательно отражают личные осуждения.

    Иисус продемонстрировал, что Его любовь к нам не является несовместимой с личными страданиями, когда Лазарь был болен и умирал. «Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря» (Иоанна 11:4-5).

    Иисус явно любил Лазаря и его скорбящую семью, но Он мог видеть цель страдания, которую они видеть не могли. Христос ясно открыл им, что Он имеет власть над смертью (воскресив Лазаря из мертвых), даже до Своего распятия и воскресения.

    Иисус прокомментировал трагедию гибели людей под руинами Силоамской башни. «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Луки 13:4-5).

    Эти примеры показывают, что не обязательно грех человека ведет к страданию, но грех в целом уже привел к этому. Бог может использовать страдание как напоминание о том, что грех имеет последствия, – и, возможно, для других целей, которые мы не полностью исследуем в этой главе. Но наличие страдания не означает, что Бог не любит нас. Совсем наоборот – Христос пришел и страдал с нами, и принял наказание, хотя не был виновен.

    Во времена страданий христиане чтят Господа, доверяя Ему и зная, что Он любит их и имеет цель для их жизни. Присутствие страданий в мире должно напомнить всем нам о том, что мы грешники в проклятом грехом мире, а также побудить нас рассказать другим о спасении, доступном во Христе, – в конце концов, это было бы делом любви. Мы можем рассказать людям правду о том, как они также могут быть спасены от этого проклятого грехом мира и жить вечно с совершенным и добрым Богом.

    Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. (2 Кор. 4:17-18)

    Примечания

    1 Associated Press, Ted Turner was suicidal after breakup, www.nytimes.com/aponline/arts/AP-People-Turner.html, April 16, 2001.
    2 A. Desmond and J. Moore, Darwin: The Life of a Tormented Evolutionist, W.W. Norton & Company, New York, 1991, 387.
    3 В Библии четко не говорится о том, когда Люцифер восстал или о том, когда Адам и Ева согрешили. Тем не менее, мы можем предположить, что это произошло вскоре после того, как Бог поместил Адама и Еву в Эдемский сад, поскольку Он сказал им плодиться и размножаться, и у них определенно не было возможности зачать ребенка прежде, чем они взбунтовались.
    4 C. Sagan, Cosmos Part 2: One Voice in the Cosmic Fugue, produced by Public Broadcasting Service, Los Angeles, with affiliate station KCET-TV. К. Саган, «Космос Эпизод 2: Один голос в космической фуге». Впервые вышел в эфир в 1980 году на станциях PBS по всей территории США.

    Why Does God’s Creation Include Death and Suffering?  by Dr. Tommy Mitchell

    https://answersingenesis.org/suffering/why-does-gods-creation-include-death-and-suffering/
    Перевод с английского – Христианский научно-апологетический центр.
    Copyright © Answers in Genesis. All Rights Reserved. Translated and used by permission of Answers in Genesis. (Answers® and Answers in Genesis® are registered trademarks of Answers in Genesis, Inc.) For more information regarding Answers in Genesis, go to www.AnswersinGenesis.org,  www.CreationMuseum.org and www.ArkEncounter.com.

     

    Похожие публикации
    Demo scene