«Скептицизм: попытка самоопровержения?»

Многие люди в современном обществе называют себя скептиками. Они издают журналы, участвуют в различных организациях, собирают средства для поддержки своих интересов и лоббируют общественность. В качестве характерного примера можно привести «Общество скептиков», которое возглавляет доктор Майкл Шермер. Рассматривая их позицию, мы, христиане, должны иметь основанный на Библии скептицизм по отношению к утверждениям «скептиков» (Притчи 18:17).

Скептицизм – это гуманистическая философия. Гуманисты считают человека мерилом всего. То есть, человеческий разум полагается высшим стандартом, по которому оцениваются все утверждения. Гуманизм – это религиозная система, где божеством является сам человек. Хотя гуманисты обычно отвергают принадлежность к религии, они придерживаются своих взглядов с рвением и убежденностью.

Важным элементом гуманистической религии является натурализм или материализм. Эта вера однозначно утверждает, что вне природы ничего не существует; физическая Вселенная – это все, что есть. Все сверхъестественное исключено из этой системы убеждений.

Рассмотрим внимательно эти убеждения, изложенные в «Манифесте скептицизма» – программном документе, написанном Майклом Шермером.

К его чести, доктор Шермер открыто говорит о несостоятельности скептицизма как философии. Но что значит быть скептиком?

Скептицизм имеет давнюю историческую традицию, восходящую к Древней Греции. Еще Сократ констатировал: «Я знаю, что ничего не знаю». Шермер справедливо заключает: если бы скептик применил свою философию к собственным взглядам, он бы скептически относился к скептицизму. Это – абсурд: основа системы убеждений опровергает себя.

Чтобы избежать бессмыслицы, Шермер уточняет и дополняет свои аргументы. Он пытается сделать их рациональными, говоря, что хочет способствовать прогрессу. Что именно он подразумевает под прогрессом, не объясняется, но, похоже, это связано с дискуссией о том, что человечество в своей эволюции вышло на более высокий уровень развития. Однако Шермер не дает никаких научных или рациональных объяснений, в чем выражается более высокий уровень и почему его мнение должно господствовать по сравнению с другими взглядами на прогресс.

Научный скептицизм

Сначала рассмотрим утверждение, что скептицизм должен иметь научное обоснование. Хотя это не указано явно, концепция материализма присутствует в определении науки, данном Обществом скептиков:

«…набор умственных и практических методов, предназначенных для описания и интерпретации наблюдаемых или предполагаемых явлений, прошлых или настоящих, и направленных на создание проверяемой совокупности знаний, открытых для подтверждения либо опровержения»1.

Стоит отметить, что вы не найдете в учебниках и словарях эту формулировку. Она пытается навязать определенную точку зрения. Переосмысление терминов – это просто тактика убеждения, а не логический аргумент.

Поскольку в данном определении фигурирует наблюдение, Шермер определяет его как «сбор данных с помощью органов чувств или сенсорных технологий». Хотя сверхъестественные силы обычно не воспринимаются чувствами, христианин справедливо считает Бога первопричиной всего, что мы переживаем. Это заставляет нас задаться вопросом: «Почему сверхъестественный аспект должен быть удален из науки?».

Шермер утверждает, что наука может быть основана только на наблюдениях, которые опираются на органы чувств, однако не приводит доказательств. То есть, это утверждение произвольное, и не имеет никаких логических оснований, чтобы его принять. Христиане должны скептически относиться к такому скептическому определению науки.

Другая проблема, которую данное определение представляет для скептиков, состоит в его непоследовательности. С одной стороны, Шермер хочет включить прошлые события, как подпадающие под его определение науки. С другой стороны, он хочет посредством наблюдений получить подтверждение или отрицание всего, что можно считать научным знанием. Однако события, которые произошли в прошлом, не могут быть отвергнуты или подтверждены наблюдателем. Шермер пытается скрыть это несоответствие, предполагая правомерность как выводов, так и наблюдений, но не обосновывает свою точку зрения.

По мнению Шермера, большинство биологов примут эволюцию как «данность», поскольку она основана на «выводах, подтвержденных в такой степени, что было бы разумно предложить промежуточное соглашение». Поскольку скептицизм в науке никогда не может окончательно что-либо доказать, сообщество временно согласилось с тем, что эволюция произошла и будет продолжаться. Однако данный «факт» должен быть основан на выводах, сделанных на основании прошлых событий, но проистекающих из наблюдений в настоящем.

Философия скептицизма допускает временное принятие ложных фактов. При отсутствии абсолютного стандарта для определения истины, скептики создают фундамент своих убеждений, исходя из того, что посыл может впоследствии оказаться ложным. Это касается и эволюции.

Натуралистическая наука называет себя объективной и старается избегать мистицизма. Приверженцы материализма говорят, что креационизм «подвергался проверке и не прошел тесты, из чего мы могли сделать вывод, что это ложь». Однако если эти тесты проводились бы в соответствии с научным методом, нам было бы интересно узнать, как сверхъестественное создание Вселенной наблюдалось с помощью органов чувств, какие измерения были задействованы, и как оно оказалось ложно. Очевидно, что само это утверждение выходит за рамки возможностей модели скептической науки.

Рациональный скептицизм

Доктор Шермер считает, что для поддержки своей само-опровергающей философии скептицизма необходимо добавить рациональный компонент. Он считает, что рациональный скептик – это

«тот, кто ставит под сомнение обоснованность конкретных заявлений о знании, используя для доказательств или опровержений факты, как инструмент для понимания причинно-следственной связи».

Поскольку доктор Шермер, кажется, является приверженцем философии натурализма, то как он объясняет существование разума? Разум предполагает использование законов логики, которые не являются частью природы. Законы логики описывают правильную цепочку рассуждений от начала размышлений к заключениям; они нематериальны и не могут существовать в материалистической Вселенной. Сторонник натурализма не может объяснить универсальные, неизменные, абстрактные понятия, подобные законам логики.

Скептик заимствует свои концепции из библейского взгляда на Вселенную, отвергая при этом саму систему. Это иррациональный подход. В натуралистическом мировоззрении нет объяснения существованию разума и законов логики. Если человек – это просто скопление химических реакций, почему мы должны доверять этим реакциям, чтобы понять окружающий мир? Сами по себе химические реакции и электрические импульсы не являются правильными или неправильными; они просто существуют.

Наука возможна только потому, что Бог упорядочил и поддерживает Вселенную таким образом, чтобы человеческий разум мог ее понять. У христианина есть главная причина верить, что мы можем изучать и понимать Вселенную. У скептика-натуралиста такой причины нет.

Доктор Шермер заявляет, что было бы ненаучно принимать догматические утверждения, не основанные на научных исследованиях. Но он ожидает, что мы примем его догматическое утверждение, не доказанное никакими научными средствами и не имеющее каких-либо разумных оснований для его принятия.

Принимать идеи, руководствуясь исключительно авторитетом автора этих идей, может быть опасно. Важно понимать: насколько надежен источник идеи. Заявление доктора Шермера о том, что он не принимает догматических утверждений, похвально. В то же время, парадоксально его ожидание, что мы поверим его утверждениям без научных доказательств. Христиане должны скептически относиться к таким заявлениям.

Однако есть Тот, кому мы можем полностью доверять. Когда Бог говорит нам о Вселенной через Свое Слово, мы принимаем эту истину, поскольку Он был не только очевидцем, но и Создателем Вселенной. Поскольку Творец — высший авторитет, мы должны принять Его слова, а не заявления склонных к ошибкам людей. Бог даровал нам возможность мыслить, люди были созданы по Его образу, но мы должны считаться с состоянием падшего мира, в котором живем.

Скептики полагают, что мы не можем доверять Библии, потому что она написана людьми; конечно, то, что вы сейчас читаете, тоже написано людьми. Возникает противоречие: если мы не можем доверять утверждениям, написанным людьми, тогда мы не можем доверять и утверждению о недоверии Библии.

Также стоит отметить, что любой аргумент следует оценивать по его достоинству, а не по источнику. Поступить иначе – значит совершить величайшую ошибку. Библия является Словом Божьим; в ней отсутствуют противоречия, и она обеспечивает единственное рациональное основание для осмысления окружающего мира. Только на этих основаниях, а не на пустых утверждениях скептически настроенных людей, мы можем принять истину, которую открыл нам Бог.

Вывод

Человечество возвышало себя на протяжении всей истории. С момента грехопадения в Саду, человечество стремилось быть равным Богу, если не превосходящим Его. Как и любая другая философия, которая начинается без Бога как мерила истины, гуманистическая философия произвольна и логически непоследовательна. Основанный на Библии легкий скептицизм позволяет увидеть недостатки в утверждениях скептиков.

Если мы принимаем Слово Божье как основу всех размышлений, мы должны молиться за тех, кто подавляет истину Божью неправдой (Римлянам 1:8-19). Если бы Бог не открыл нам Свою истину, мы все еще были бы в этом омраченном состоянии (Ефесянам 2:1-5). Стремясь поделиться истиной с потерянным миром, давайте не забывать делать это в кротости и страхе, и с благодарностью Богу за спасение, которое Он даровал нам через Иисуса Христа (1 Петра 3:15-16).

Примечания

https://www.skeptic.com/about_us/manifesto/.

Паттерсон Роджер
Получил степень бакалавра образования (специализация — преподавание биологии) в Университете штата Монтана. До работы в миссии Answers in Genesis (Ответы Бытия) восемь лет был преподавателем в системе государственных школ штата Вайоминг, помогал Департаменту образования штата Вайоминг в разработке оценивания и нормативов для детей-учеников государственных школ.


Self-refuting Skepticism by Roger Patterson

https://answersingenesis.org/world-religions/humanism/self-refuting-skepticism/

Перевод с английского –Христианский научно-апологетический центр.

Roger Patterson
Earned his BS Ed degree in biology from Montana State University. Before coming to work at Answers in Genesis, he taught for eight years in Wyoming’s public school system and assisted the Wyoming Department of Education in developing assessments and standards for children in public schools.

Copyright © Answers in Genesis. All Rights Reserved. Translated and used by permission of Answers in Genesis. (Answers® and Answers in Genesis® are registered trademarks of Answers in Genesis, Inc.) For more information regarding Answers in Genesis, go to www.AnswersinGenesis.org,  www.CreationMuseum.org and  www.ArkEncounter.com.