Неандертальцы: вымершая раса

рис. 1

На протяжении долгого времени в отечественой науке бытовало утверждение о том, что последней помежуточной формой между человекообразной обезьяной и человеком разумным был неандерталец [2, 7]. Вместе с тем, как у западных, так и у советских ученых накапливался материал, не только опровергающий это представление, но заставляющий вообще по иному посмотреть на проблему неандертальцев в мировой истории [1, 2, 9, 14, 20-21, 23-27, 29-34]. К сожалению, с крушением идеологического занавеса основные положения давно устаревшей теории происхождения человека продолжают занимать прежнее место, но уже не столько в академических сферах, сколько в системе, как среднего, так и высшего образования. Одновременно с этим в отечественной науке практически отсутствуют работы обобщающего плана, которые бы представили современное состояние данной проблемы, исправив, тем самым, однозначно устаревшие представления о неандертальце, как некоем получеловеке-полуживотном, а также, способствовали бы внедрению в систему средней и высшей школы не идеологически заангажированных представлений марксизма по этому вопросу, и открыли бы современное мировое представление о неандертальце, что  послужило бы  дальнейшему продуктивному исследованию в этих вопросах. Безусловно, в рамках одной статьи невозможно осветить все проблемы, связанные с неандертальцами, провести их детальный анализ и дискуссию, и автор ни в коей мере не претендует на это. Нашим стремлением было лишь наметить ключевые вопросы цивилизации неандертальцев, что и обусловило цель данного исследования.

Цель исследования: на основании антропологических и археологических данных, анализе социального быта и верований провести комплексный анализ современных представлений о неандертальцах и выявить возможные причины их исчезновения.  

1. Основные поселения и ареол обитания неандертальцев

Свое название неандертальцы получили от долины Неандерталь в Германии близ Дюссельдорфа, где в 1856 году были впервые обнаружены останки, включенные вскоре, как мы уже отметили, в эволюционную схему появления человека. Обычно неандерталец изображался как низкорослое, заросшее волосами существо огромной физической силы, фигурой напоминающее согнутого человека, а лицом — более обезьяну. После открытия останков в Германии, следы неандертальца обнаруживаются в Европе, Азии и Северной Африке. Преимущественно неандертальцы населяли территорию современной Испании, Франции, Германии и Италии (рис. 1), хотя их прародиной была Месопотамия, что также показывает правоту Библии, утверждающей, что именно оттуда и происходило расселение людей после потопа. На территории бывшего СССР они более всего встречались в Крыму (см. табл. 1).

Основные стоянки неандертальцев в Крыму

Местонахождение и название стоянки

Год открытия и время раскопок

Археологи, проводившие раскопки

Волчий грот

1879, 1938—1939

Мережковский К.С., Бадер О.Н.

Пещера Чокурча (близ Симферополя)

1927, 1928

Забнин С.И., Эрнст Н.Л., Татаринов Б.И.

Грот Киик-Коба (в25 кмот Симферополя)

1924, 1924—1926

Бонч-Осмоловский Г.А.

Белая скала (возле Белогорска) и прилегающие районы (грот Пролом и т.д.)

1964, 1969—1979

Петрунь В.Ф., Колосов Ю.Г.

Грот Старолесье, близ Бахчисарая

1952, 1952—1956

Формозов А.А.

Грот Шайтан-Коба, между Симферополем и Бахчисараем

1928, 1929—1930

Бибиков С.Н., Бонч-Осмоловский Г.А.

 

Таблица 1

Помимо Крыма, на территории бывшего СССР стоянки неандертальцев обнаружены были в Молдавии, на Кавказе, Алтае и Средней Азии (см. табл. 2).

Основные стоянки неандертальцев на территории СССР

Местонахождение и название стоянки

Год открытия и время раскопок

Археологи, проводившие раскопки

Молодова (Черновицкая область)

1928, 1955—1963

Ботез И., Черныш А.П.

Хотылево (близ Брянска)

1960—1968

Заверняев Ф.М.

Грот Бутешты (север Молдавии)

1963—1968

Кетрару Н.А., Анисютин Н.К.

Грот Тешик-Таш (близ Байсуна, Узбекистан)

1938—1939

Окладников А.П.

Грот Амир-Таш (возле Тешик-Таша)

1939

Окладников А.П.

Пещера Аман-Кутан (в40 кмот Самарканда)

1947—1957

Лев Д.Н.

Гроты Ходжикент (в70 кмот Ташкента)

1962—1970

Сулейманов Р.Х., Герасимов М.М.

Пещера Страшная (Алтай)

1966, 1969—1970

Оводов Н.Д.

Пещера Двуглазка (Хакасия)

1975

Абрамов З.А.

Пещера Усть-Канская (Алтай)

1954

Руденко С.И.

  Таблица 2

В ходе этих открытий советских ученых, а так же открытий, сделанных зарубежными археологами на территории Европы, Азии и Африки, были получены данные, которые заставили  вообще в корне пересмотреть взгляд на неандертальцев. И даже находящиеся под страшным прессом атеистической идеологии, советские ученые были вынуждены считаться с ними, а советская цензура не могла их более замалчивать, настолько многочисленны и неопровержимы были эти данные.

2. Четвертая раса

рис. 2
рис. 3

Что же это были за открытия, заставившие даже повернуть вспять отечественную идеологию?

  • Первое. Оказалось, что неандертальцы проживали довольно долгое время с людьми современного типа, то есть, быть их предшественниками, как утверждали ранее эволюционисты, они не могли никак. «Приходилось признать одновременность проживания обеих популяций» [8, т.1. с. 118].
  • Второе. По своим характеристикам неандерталец практически не отличался от человека современного типа (рис. 2-3). Отличался не многим более, чем негроид от европеоида. Сходство между двумя популяциями (неандертальца и современного человека) показывало, «что мы имеем дело не с двумя разными видами, а с двумя подвидами: человек разумный sapiens и человек разумный неандерталец» [8, т.1, с. 118]. Были вынуждены признать неандертальца человеком разумным и советские ученые, хотя это очень сильно подрывало эволюционную схему развития человека [2, с. 105].

«Неандерталец был, видимо, особым видом современного человека» [3, с. 174]. «Неандертальцы и кроманьонцы были, конечно, две различные расы, как и теперь существуют три различные расы…» . Неандертальцы — это самостоятельная человеческая раса [24]. Два крупных американских антрополога, доктора В. Страус и А. Кав, заканчивая свою работу о неандертальцах, образно написали так: «…если было бы возможно воскресить неандертальца и отправить его в Нью-Йоркскую подземку — предварительно отмыв, побрив и одев его в современную одежду, то едва ли он привлек бы больше внимания, чем прочие ее обитатели» [32].

рис. 4

Что же представлял собой неандерталец или неандертальская раса? Во-первых, необходимо сразу оговориться, что она имела небольшие вариации внутри себя (как и внутри современных трех рас встречаются разные типы по своей конституции, телосложению — нормостеники, гиперстеники и астеники). Но подавляющая часть неандертальцев представляла собой людей ростом в среднем 1,65 метра, гиперстенического (широкоплечие) телосложения с мощной мускулатурой, особенно мышц рук и шеи, с низким лбом и скошенным подбородком [26]. При этом объем мозга неандертальца составлял в среднем 1450 куб.см., то есть нисколько не отличался от объема мозга современного человека [8, т. 1, с. 119; 4, т. 1, с. 58]. Это, кстати, также доказал крупнейший немецкий ученый XIX века Р. Вирхов, что индекс мозга неандертальца такой же, как и у современных европейцев, 1500 граммов [15, с. 284]. Ряд исследований, и, в частности, Американского музея естественной истории Нью-Йорка, вообще говорит о том, что мозг неандертальца превышал по объему мозг современного человека, составляя в среднем 1625 граммов [27, p. 82]. Кстати, у современных дикарей, между прочим, мозг весит только 1250 граммов (рис. 4).

Как сегодня показано, неандертальцы обладали речью, причем это доказано анатомически. «В основании человеческого черепа находится подъязычный канал толщиной с карандаш. Сквозь него проходят нервные волокна, контролирующие его сложные движения во время речи. Такой же механизм речи есть и у шимпанзе, только этот канал вдвое уже — ведь подлинным даром осмысленной, многозвучной, много тональной речи обезьяна не обладает. Примерно так же считали специалисты и относительно неандертальца. Однако недавние работы американских антропологов, руководимых Р. Кеем (Дьюкский университет, штат Северная Каролина), опровергают это мнение. Измерив ширину подъязычного канала на фрагментах черепов неандертальцев, найденных в различных местах, ученые установили, что она не многим отличается от таковой у современного человека. Такое открытие должно изменить многие представления, принятые среди большинства палеоантропологов» [Природа.−1999.−№11(1001).−С.115]. «У неандертальцев была речевая анатомия, которая не ограничивала их способность говорить» [11, с.138].

И эти представления на сегодняшний день не только изменены, но и дополнены другими важнейшими открытиями. Как сегодня показано, неандертальцы «обладали чувством символики, и что рисунки, нанесенные на кости или на камни, помимо эстетического значения, могли иметь целью общение или условную письменность!» [8, т. 1, с. 133]. «Культура европейских неандертальцев и пренеандертальцев достаточно разнообразна и относительно развита. На поздней стадии у неандертальцев наблюдается проведение церемоний захоронения с соблюдением различных культов, объектом которых был сам человек. Это дает возможность сделать предположение, что у них было высоко развито чувство символики и, вероятно, способность к общению при помощи условного письма. Все это — строительство жилищ, коллективная охота и наличие социальных структур — наводит на мысль о существовании устного общения при помощи обширного словаря абстрактных понятий, вытекающего из их способности к символическому мышлению» [8, т. 1, с. 133].

3. Похоронные обряды неандертальцев

рис. 5

Сам факт открытия многочисленных захоронений неандертальцев говорит о том, что это были люди (рис. 5).
А захоронения неандертальцев действительно поражают, и, в первую очередь, своим разнообразием. Можно выявить различные похоронные ритуалы.

  • Умерших клали в естественные (Ла-Ферраси) или вырытые на глубину до 40 см углубления (ребенок в пещере Ле-Мустье, в Ла-Шапель-о-Сен, Ла-Ферраси, Рок-де-Марсаль, Схул, Киик-Коба, Бордер-Кейв).
  • Над захоронением сооружали могильный холм (Ла-Ферраси, Каиб-Греналь) или его засыпали камнями (Регурду, Ла-Ферраси).
  • В отдельных случаях умерших клали прямо на пол жилища (Табун, Кавзех, Амуд, Староселье).
  • Существовали и фамильные склепы, примером чего может быть «кладбище» Ла-Ферраси, обнаруженное во Франции. Располагали усопших неандертальцы часто по-разному:
  • В согнутом положении (это встречалось чаще всего);
  • В привязанном состоянии;
  • Со слегка согнутыми коленями;
  • В вытянутом положении (реже всего).
рис. 6

Академик А. П. Окладников обращает внимание на то, что головы погребенных (там, где это можно было установить) обращены на восток или на запад. Погребения, ориентированные на юг или на север, неизвестны, что также говорит о каких-то связанных с этим религиозных представлениях неандертальцев.

Вместе с покойным в гробницу клали различные предметы. Это были чаще всего каменные орудия труда. В пещере Тешик-Таш в Узбекистане тело мальчика от 8 до 9 лет лежало в центре круга, сделанного из пяти пар рогов горных козлов  [12, с. 7—85].

В неандертальском захоронении в пещере Шанидар была обнаружена пыльца с цветов, которые не росли рядом с пещерой, но могила была покрыта цветами, принесенными из отдаленных районов. Возможно, это было первое захоронение с приношением цветов [31]. Позже остатки цветов, которые клали неандертальцы на могилы своих близких, были обнаружены и во многих других их захоронениях, и, в частности, у Белой скалы в Крыму (рис. 6).

Вот, как описывает обнаруженное им в Крыму, у Белой скалы, неандертальское захоронение крупный крымский археолог Колосов Ю. Г., описывает, кстати, еще в советское время. «Нелепо восставать против фактов, которые с полной очевидностью показывают, что неандерталец был человеком, и, как говорится, ничего человеческое не было ему чуждо. Он… не только охотился, питался и размножался, подобно зверю. Он пристально всматривался в окружающее его и уже как-то пытался размышлять о жизни и смерти. Таковы факты. А ведь недавно еще сама возможность неандертальских погребений начисто отрицалась учеными, опасавшимися, что из этого якобы должно последовать и признание извечности религии [9, с. 73].

Но именно это, то есть существование религии, вскоре ученые и обнаружили у неандертальцев.

4. Религиозные представления неандертальцев

Изданная еще в советское время академическая работа профессора Борисковского П. И. констатировала следующее: «Можно предполагать, что у неандертальцев начала зарождаться вера в сверхъестественное — неотъемлемый признак каждой религии. Вероятно, по представлениям людей той эпохи, связь человека с группой не рушилась и после смерти: труп члена коллектива по-прежнему был с ним связан — как живому члену коллектива его товарищи оказывают взаимопомощь, так и по отношению к трупу они связаны определенными обязанностями, сводящимися в первую очередь к его погребению» [2].

Некоторые археологические находки позволяют предполагать, что в мустьерскую эпоху (быть может, в конце ашеля) наряду с зачатками погребальной обрядности начали появляться слабые зачатки других первобытных религиозных верований — тотемизма, анимизма, фетишизма и магии.

4.1. Тотемизм и фетишизм неандертальцев

рис. 8
рис. 7

Тотемизм — это когда родовые группы носят имена животных, которых считают своими предками. Свидетельством наличия тотемизма у неандертальцев является открытие в высокогорных мустьерских пещерах Драхенлох (Швейцария) и Петерсхёле (ФРГ) черепов пещерных медведей (рис. 7), помещенных в специальные ящики, сложенные из грубых плит камня [7; 22]. Основным объектом охоты у обитателей обеих пещер был пещерный медведь. От успеха охоты на него зависело их существование. Естественно предположить, что черепа пещерных медведей служили фетишами, объектами колдовских действий, из которых впоследствии, в позднем палеолите, развились тотемистические религиозные верования и обряды (рис. 8). С колдовскими действиями, возможно, связаны и козлиные рога, размещенные вокруг неандертальского погребения в Тешик-Таше. На празднестве люди подражают своему тотему, маскируются в его шкуру, инсценируют охоту на него. Иногда выполняется обряд церемониального поедания тотема. Кости тотема, его лапы, хвост, голова, рога, зубы и т. п. считаются священными фетишами, наделенными сверхъестественными свойствами.

4.2. Анимизм неандертальцев

Анимизм — вера в душу, которую имеют человек и все окружающие животные, растения, неодушевленные предметы, вера в загробную жизнь души. Об этом говорят погребения в сильно скорченном положении, с коленями, подогнутыми почти до самого подбородка. Такого положения можно было достигнуть лишь, обвязывая мертвеца ремнями или намеренно спеленывая его. Нередко покойника посыпали красной охрой. В погребениях находят каменные и костяные орудия и предметы вооружения, специально положенные в могилу, а также большое число бус и подвесок из кости. Некоторые погребения обставлены плитами и выкладками из костей — остатками погребальных сооружений. Появляются коллективные могильники и захоронения одних черепов.

Этот обряд во многих случаях был связан с верой в загробную жизнь мертвеца и с желанием обезвредить его, лишить возможности вредить оставшимся в живых. Находки в погребениях положенных туда орудий, оружия и украшений также связаны с верой в загробную жизнь. Эти вещи, по представлениям людей, должны были служить покойному в загробном мире. С верой в загробную жизнь было, вероятно, связано и окрашивание трупа в красный цвет. Красная краска у многих отсталых племен недавнего прошлого символизировала кровь или огонь.

4.3. Магия неандертальцев

Важным элементом первобытной религии являлось колдовство или магия. Магия была основана на убеждении, что подобное замещает подобное и что часть замещает целое. «Пусть живой зверь будет так же пронзен копьем, как пронзено это его изображение или как пронзен этот его череп», — такова логика первобытной магии.

Памятниками магии служат позднепалеолитические изображения бизонов, хищников и других животных, пронзенных копьями и гарпунами. По представлениям людей, они должны были способствовать удачной охоте. Колдовские обряды нередко совершались в удаленных, труднодоступных, абсолютно темных закоулках пещер, куда надо было ползти сотни метров по извилистым коридорам и где при свете факела или жировой лампы (кусок камня с выдолбленным на его поверхности углублением, в которое наливался животный жир, служивший горючим) наносились магические изображения. На юго-западе Франции в пещерах Монтеспан и Тюк д’Одубер, прославившихся позднепалеолитическими настенными изображениями зверей, в подобных закоулках обнаружены отпечатки ног палеолитических людей, хорошо сохранившиеся потому, что они оказались покрытыми натеком извести, а также потому, что впоследствии в эти пещеры никто не проникал. Отпечатки ног принадлежали подросткам 11—14 лет и взрослым людям. Значительная часть отпечатков оставлена людьми, ступавшими или только на пятки, или только на носки. Возможно, здесь совершались церемонии посвящения подростков в следующую возрастную группу.

Магические обряды в позднем палеолите были тесно связаны с анимистическими и тотемистическими верованиями» [2, с. 215—219].

Религия неандертальцев, которую советские ученые рассматривали как зарождающуюся, на деле, как показано и признано сегодня, была уже весьма развитой. «Учитывая разнообразие похоронных ритуалов и их широкое распространение, можно сделать предположение, что речь не идет о зарождении этих традиций, которые, следовательно, восходят к более древней эпохе» [8, т 1, с. 131].

4.4. Культ масок

Параллельно с культом пещерного медведя существовал у неандертальцев и таинственный культ масок и нижних челюстей.

Иллюстрацией его может быть, в частности, находка черепа в пещере Куаттари в Монте-Чирчео в центральной Италии, тесно связанная с похоронными ритуалами. По стечению обстоятельств в этой пещере, начиная с периода вюрмского оледенения, не происходило отложений остаточных пород, а ее пол покрывался водой лишь периодически. На полу лежал череп неандертальца, обрамленный каменной короной. Искусственно увеличенное затылочное отверстие было обращено вверх. По всей вероятности, это отверстие было расширено для того, чтобы извлечь мозг, что могло указывать на существование каннибализма (ритуального?). Рядом были обнаружены три группы костных останков быка и оленя [20, pp. 1—37; 21, pp. 167—74].

Находка в пещере Араго в Тотавеле (юг Франции), вероятно, умышленно разрезанного лицевого черепа неандертальца наводит на мысль об интересном умении обращаться с человеческим черепом. Авторы задаются вопросом, не пользовались ли этим лицевым черепом в качестве маски для лица [28], что делает череп из Тотавеля свидетельством ритуальных культов на ранней стадии эпохи среднего палеолита. С телами покойных обращались по-разному, как об этом свидетельствуют насечки на костях неандертальцев в укрытии Крапина (Словения) [33, pp. 293—318].

Так же в культе неандертальцев видное место занимал крест — древнейший символ солнца. Так, в частности, в Тэта (северо-запад Венгрии) была обнаружена окаменелость, на круглой поверхности которой был вырезан крест правильной формы и лежала полированная пластина, сделанная из коренного зуба мамонта со следами красной краски (можно сравнить с австралийскими churingas) [34; 30, pp. 268—317.].

5. Неандертальское искусство

У неандертальцев, как сегодня показано в ходе раскопок, существовало искусство в виде развитых и разнообразных форм. Так на кости наносились симметричные ряды зарубок и желобки, которые не являлись результатом разделывания туш животных или нарезки мяса и сухожилий (пещера Башоиро и пещера Кулна). Впервые на оболочке каменных орудий виднеются бороздки (укрытие Талиенте, пещера Истуриц). Ребро быка с выгравированной кривой линией, найденное в пещере Пеш-де-Лазе II, считается первым проявлением декоративного искусства [23, pp. 458-511]. В Бечове (Богемия) в конструкции жилища был найден кусок обработанного кварцита, который считается произведением изобразительного искусства, сделанным руками человека. Среди наслоений линий и соцветий, вырезанных на лопатке мамонта, найденного в Молодове I, были нарисованы животное с рогами и женский символ.

Поиски прекрасного, несомненно, проявляются в изготовлении отдельных каменных орудий: симметричные двусторонние орудия, скребки и наконечники с тщательной отделкой и правильными симметричными формами лишь в малой степени увеличивают значимость их как орудий. Сбор красящих веществ, начиная с эпохи нижнего палеолита, также свидетельствует об этом эстетическом чувстве. Следы существования этого чувства на ранней стадии эпохи среднего палеолита находят в Бечове I, а на более поздних стадиях — во многих других местах. Красители использовались для раскраски тела (это были одни из первых татуировок) и для раскраски предметов из дерева, кости и кожи. Красители использовались и для траурных церемоний [29, pp. 188—91].

Неандертальские женщины носили подвески (просверленные из костей или зубов), украшения или амулеты (укрытие Ла-Кина, пещера Пеш-де-Лазе II, Франция) [8, т. 1, с. 132]. Небольшие соцветия, выгравированные на камне, который закрывает захоронение в Ла-Ферраси, возможно имели символическое значение.
Наконец, в 1996 году в Словении в одном из неандертальских поселений был обнаружен фрагмент бедренной кости медведя, в естественной полости которой были проделаны несколько отверстий на практически одинаковом расстоянии, соответствующие музыкальной гамме! Так была найдена, видимо, одна из первых в мире флейт [11, с.135].

6. В неандертальском «царстве»

рис. 10

На сегодняшний день мы обладаем немногими сведениями, позволяющими нам судить о социальной структуре неандертальского общества. Но даже то, что нам доподлинно известно благодаря раскопкам, говорит о многом. Так, неандертальцы, убивая горных козлов, съедали на месте лишь незначительную часть туши. Самые же лучшие, мясистые части добытого животного приносились в пещеру. Вряд ли одна забота о собственном пропитании заставляла первобытных охотников брать на себя нелегкий труд переноски этого груза, быть может, на довольно далекие расстояния. Вероятно, тут играло роль естественно выросшее внутри первобытного коллектива чувство солидарности и взаимной помощи  [12]. Подобные наблюдения сделаны и на других мустьерских стоянках. Эти факты показывают одну из форм осуществления уравнительного распределения внутри первобытного стада. С ними следует сопоставить находку Р. Солецкого в мустьерском слое пещеры Шанидар скелета взрослого неандертальца, у которого при жизни в не очень молодом возрасте правая рука была ампутирована по локоть.

рис. 11

Сегодня показано, что разные неандертальские роды занимали строго определенную территорию (во время кочевий они так же не смешивались), на которой развивалась их как материальная, так и духовная культура [8, т 1, с. 130]. Причем, их культура отличалась так же разительно, как отличается, к примеру, культура древней Греции от культуры древнего Востока. Жили неандертальцы преимущественно в пещерах  (рис. 10) (почему именно там, мы вернемся к этому чуть ниже), что стало причиной наличия у огромного числа из них ревматизма [2, с. 165]. Именно он и был, наравне с травматическими увечьями, получаемыми ими в битвах и при охоте, основной причиной их ранней смерти. Обычно взрослый неандерталец доживал до 30—40 лет. Здесь интересно напомнить, что в то время средняя продолжительность жизни людей современного типа  была, порой, в 10 раз больше, о чем нам говорит как Библия, так и древние хроники, и данные археологии. Возвращаясь к неандертальцам, отметим, что ранняя смертность женщин была существенно выше мужской [1]. Это обуславливалось беременностью и родами, происходившими в жутких условиях, а также гораздо более длительным (по сравнению с отправляющимися в охотничьи экспедиции мужчинами) пребыванием в антисанитарных жилищах и поселках (теснота, темнота, сквозняки, гниющие отбросы) и сырых пещерах. И здесь мы вновь видим существенную разницу с людьми современного типа, жившими тогда параллельно с неандертальцами, продолжительность жизни женщин которых была весьма существенно выше. Помимо пещер, неандертальцы жили и в специально построенных ими открытых поселениях.

Эти открытые стоянки дают нам самые важные свидетельства об их жизни. Действительно, в пещерах и в скальных укрытиях люди были защищены естественной кровлей, в то время как на открытых стоянках они были вынуждены ее возводить.

Чаще всего жилища имели круглую или овальную форму, напоминали палатки, их остов был из дерева, и они покрывались шкурами (рис. 11). Внутри обычно находился очаг. Такие жилища появлялись повсюду, где климатические условия не позволяли жить под открытым небом; в тропиках сооружали только ветроломы. Более значительное строение из костей мамонта (площадь: 10×7 кв. м), насчитывающее несколько очагов, являлось долговременным жилищем — ярангой. Жилище площадью 13 кв. м, углубленное в землю, окруженное камнями, с расположенным внутри очагом, которое было обнаружено в Бечове (Богемия), относится к ранней стадии эпохи среднего палеолита и является одной из наиболее сохранившихся структур жилища данной эпохи [25; 35].

7. Социальная жизнь неандертальцев

Археологические открытия позволяют также прояснить некоторые аспекты социальной жизни.

У неандертальцев существовало разделение труда по половому принципу. Охота, которая требовала больших физических усилий, стала уделом мужчин, а женщины специализировались на сборе плодов и ухаживали за детьми. Это общество, в котором мужчины занимались охотой, а женщины собирали пищу, было обществом палеоантропов. Согласно этнологическим сравнениям, можно предположить, что группа от 25 до 30 человек являлась самой устойчивой социальной единицей и минимальным сообществом, которое было способно добыть достаточное количество пищи, чтобы прокормить всех своих членов. Это не исключало возможности объединения нескольких групп для временного пользования некоторыми источниками пищи (например, при переходах стад животных) или, напротив, возможности разделения первичной группы.

Сохранившиеся структуры жилищ в своем большинстве были способны укрыть лишь ограниченное число людей. В хижине, находящейся в пещере Лазаре (площадью 35 кв. м), вокруг двух очагов могли удобно разместиться примерно 10 человек. Такая же обстановка была в хижинах подобного размера в Молодове I. Маленькая хижина в Бечове площадью примерно 15 кв. м могла укрыть супружескую пару и близких родственников. В эпохи среднего и верхнего палеолита стоянки, вероятно, состояли из нескольких хижин. В некоторых пещерах жили в течение столетий, но не постоянно, а в зависимости от сезонного или циклического ритма, связанного с родом занятий: охотой, сбором плодов, добычей сырья и т. д. [8, т. 1, с. 129—130].
Найденные жилища или огороженные места в пещерах, говорящие о небольшом количестве живущих там людей, свидетельствуют о наличии у неандертальцев понятия семьи, брака.

рис. 12

Также у неандертальцев существовало и социальное неравенство. Так, богатые погребения были только для лиц, занимающих высокое общественное положение, в то время как большинство умерших неандертальцев, такой чести не удостаивалось [8, т. 1, с. 131]. Особенности самих погребений и их виды также свидетельствуют об этом. Неандертальцы жили за счет охоты и сбора плодов. При этом, как указывают сами советские историки, «долгое время считалось общепризнанным, что в мустьерскую эпоху были только три основных типа каменных орудий: мустьерский остроконечник, мустьерское скребло и обработанное с обеих поверхностей маленькое рубильце позднеашельского типа (рис. 12). Однако в результате усовершенствования методов определения и описания палеолитических каменных орудий в настоящее время можно считать доказанным существование в мустьере нескольких десятков (свыше 60) типов изделий [22]. Значительная часть их представляет собой, правда, разновидности остроконечников, скребел и рубилец, немногие (в первую очередь, выемчатые и зубчатые орудия, а также скребки, резцы, проколки и др.) стоят особняком» [2, с. 108].

При этом было показано и доказано в эксперименте, что для изготовления данных орудий требовалось очень большое умение.

Первобытную технику обработки камня помогают уяснить также опыты по его отбивке, проделанные некоторыми археологами. Плодотворные экспериментальные исследования в этой области производились несколько десятков лет тому назад В. А. Городцовым [6], а в более позднее время Ф. Бордом. Особенно широко изучение первобытной техники методом эксперимента развернул С. А. Семенов [14]. Им и его сотрудниками были проделаны в экспедиционных, полевых условиях массовые опыты по обработке камня и кости, по изготовлению первобытных каменных и костяных орудий палеолитических и неолитических типов и по выполнению различных работ с помощью орудий, изготовленных таким путем.

Эксперименты по изготовлению мустьерских инструментов привели к заключению, что техника получения заготовок для орудий в виде отщепов и пластин в мустьерскую эпоху была весьма сложным технологическим процессом, который требовал от человека значительного опыта и технических знаний, точной координации движений, большого внимания и сосредоточенности при работе [2, с. 112].

Еще большее удивление перед умением неандертальцев возникает у нас, когда мы видим, на каких животных они охотились и, причем весьма успешно.

8. Охотники на пещерного носорога

рис. 13

Чтобы представить себе, какие трудности представляла эта охота, необходимо хотя бы кратко охарактеризовать некоторых из тех зверей, на которые в основном охотились неандертальцы. Такими животными были: мамонт, пещерный медведь, пещерный лев, пещерный носорог и пещерная гиена (рис. 13-14), все они в настоящий момент вымерли, но их многочисленные кости, обнаруживаемые в различных пещерах мира, в том числе и Крыма (например, Эмине-Баир-Хосар, Красная, Мраморная) и теперь еще внушают удивление.

рис. 14

Так, пещерный медведь, охота на которого была весьма распространена у неандертальцев, был в два и более раза больше среднего бурого медведя и, вставая на задние лапы, достигал в высоту 2,5 метра! [2, с. 115—116].

«Мамонт был одним из основных объектов охоты неандертальцев (рис. 15). Представления об его облике позволили составить широко распространенные находки костей, трупов, сохранившихся главным образом на севере Сибири и на Аляске в слое вечной мерзлоты, и, наконец, реалистические изображения этих зверей, выполненные позднепалеолитическими людьми на камне, кости и на стенах пещер [5]. Бросается в глаза резкий контраст между очень примитивным охотничьим оружием неандертальцев и огромными размерами мамонтов, их мощным строением. Деревянное копье, даже оснащенное примитивным каменным наконечником такого типа, какой встречается на мустьерских стоянках, и брошенное с самого близкого расстояния, не могло пробить толстую шкуру животного [2, с. 114—115]. Еще большее удивление вызывает колоссальный объем костей мамонтов, обнаруживаемых в пещерах неандертальцев.

Попытки некоторых ученых представить, что полуобезьяны, как именовали неандертальцев, загоняли животных силой в болота или заставляли падать в пропасть или вообще побивали камнями, не выдерживают, конечно, никакой критики. Никакое дикое племя не в состоянии загнать огромное стадо, даже слонов, не говоря уже о мамонтах, в болото, и уж тем более свирепый носорог, а уж его гигантский пещерный предок и подавно не будет спокойно стоять, пока его побивают камнями. Да и гигантского пещерного медведя не убьешь камнями. Тем более, что после такого побития его кости должны быть раздроблены, а мясо превратиться в месиво. Кстати массовых следов от подобных ударов на костях животных в пещерах неандертальцев не обнаружено.
Все это однозначно свидетельствовало, что неандертальцы обладали как огромным умением, так и соответствующим вооружением, причем явно не каменным. Здесь мы и подошли к вопросу, кто же такие были неандертальцы и куда и почему они исчезли.

рис. 15

Выше мы уже писали, что неандертальцы жили в основном в пещерах и мало строили открытых поселений. Те же из них, что были построены, отличались большой простотой. Одновременно с этим мы увидели, что неандертальцы имели развитую религиозную систему, искусство и хотя бы пусть и начатки, но письменности. Почему же этот высокий уровень развития сочетался с таким примитивным жильем? Дело в том, что в те времена, наступившие после ледника, вызванного Всемирным потопом, наша земля находилась в состоянии высокой сейсмической активности и в периоде горообразования. Фактически буквально на глазах формировались горы, реки, впадины. Сегодня с этим согласны и ученые атеисты, только они предпочитают обходить вниманием вопрос о Потопе (так как отрицать его вообще уже нельзя), объясняя все только последствием ледника. В этих условиях строить какие-либо здания, конечно же, было неразумно, так как они могли быть быстро разрушены, а так же и небезопасно, так как они могли похоронить под собой в момент землетрясения своих же строителей. Поэтому единственным местом, где можно было укрыться от непогоды, были пещеры, где и обитали неандертальцы.

Другим вопросом, связанным с этой расой, является тот, почему они, в отличие от своих соседей кроманьонцев (людей современного типа), не только не создали вскоре таких великих культур, как Египет и Вавилон, а вообще сгинули с лица земли. Сегодня учеными однозначно показано, что современные дикие племена Африки и Латинской Америки когда-то много столетий назад имели высочайшую культуру, но затем в силу ряда факторов, подробно приведенным нами в прошлых работах, деградировали [13].

Выводы.

Причины деградации и исчезновения неандертальцев

Безусловно, в отличие от существующих сегодня деградированных народов Африки и Америки, мы не можем провести такое же детальное исследование причин и пути деградации неандертальцев, но обозначить на основании археологического материала некоторые из них мы можем.

1. Людоедство.

Страшные следы людоедства являют обнаруженные остатки кострищ в неандертальских пещерах, где в золе перемешаны кости животных и людей [2, с. 120, 166].

Причем, допускаемые ранее оговорки на то, что каннибализм у неандертальцев был обусловлен нехваткой еды, не выдерживают никакой критики. Ибо, с одной стороны, огромное количество костей животных в этих же кострах показывает, что пропитания было вполне достаточно. Во-вторых, из истории и этнографии прекрасно известно, что каннибализм всегда имел ритуальное, магическое значение, имеющее целью, якобы, передать через поедаемый мозг ум и силу одного человека другому [19]. Здесь мы не говорим о единичных случаях каннибализма в период блокадного Ленинграда или во время голода в 1920-е годы в Поволжье, где от длительного голода некоторые люди просто сходили с ума и ели своих детей. Людоедство не только деградировало человека духовно, но и физически. Ибо через каннибализм люди заражались огромным числом различных заболеваний. Если же учесть, что при подобном людоедском пире обязательно выпивалась кровь жертв, то мы можем себе только представить, каким количеством заболеваний награждали сами себя эти людоеды. Огромные число заболеваний они получали и от животных, мясо которых очень часто так же поедалось в сыром виде.

2. Ранние половые контакты.

Связь между страшным, порой противоестественным развратом и физической дегенерацией была констатирована ещё в конце XVIII века многими учёными, и, в частности, одним из участников экспедиции Д. Кука Георгом Форстером (1754—1793). Вот, как он описывает один из эпизодов посещения острова Таити: «Корабль в это время был окружен множеством каноэ, с которых торговали плодами, фруктами, а также разнообразными местными изделиями. Даже на палубе кишели индейцы, в том числе и женщины, запросто уступавшие желаниям наших матросов. Некоторым из тех, кто занимался этим делом, не исполнилось ещё девяти-десяти лет, у них не было никаких признаков зрелости. Столь ранний разврат видимо свидетельствовал об особом сладострастии здешних жителей и не мог не оказать влияния на весь народ. Прежде всего, сразу бросалось в глаза, что все, в том числе и эти распутные девушки, были сплошь малорослые. Лишь некоторые были выше среднего роста, остальные ниже среднего» [18, с. 129]. Ранние половые контакты приводят к малокровию [16, с. 137]. Постоянные занятия сексом, порой сопровождающиеся изнасилованиями, приводят к стрессам, влекущим за собой нарушение деятельности нервной, гуморальной и эндокринной систем, что так же оказывает патологическое влияние на формирование организма. Здесь мы вновь являемся свидетелями того, как попрание Божьей Заповеди «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14) приводит не только к моральному, но и физическому разложению личности.

3. Кровосмешение.

У неандертальцев были распространены половые связи между ближайшими родственниками: отцом и дочерью, матерью и сыном, братом и сестрой [17,с. 243]. Сегодня данными генетики показано, что кровосмесительная связь приводит к тому, что ребенок, рождающийся от такой противоестественной связи, имеет нарушения в генетическом коде, часто либо несовместимые с жизнью, либо приводящие к уродствам, нарушению обмена веществ и влекущие, в частности, к диспропорциональности. И вновь в данном случае мы являемся свидетелями прямого нарушения библейских законов, выступающих против этих противоестественных половых отношений (Левит 18:6—18, 24, 27—29).

4. Магия и оккультизм.

Неандертальцы, как мы видели, очень сильно увлекались магией и оккультизмом. Это преклонение перед злыми силами было нераздельно связано с групповым сексом, психическими потрясениями (принесение в жертву людей, извращения) и, наконец, прямым воздействием бесовских сил на организм человека. Магия, как мы уже говорили в одной из предыдущих работ, останавливает развитие общества во всех направлениях. Все это позволяет нам говорить о деградации неандертальцев, которые все больше и больше уступали свои территории кроманьонцам, пока и вовсе не исчезли как с этнографической, так и политической карты нашей планеты. От кого, от каких библейских патриархов произошли неандертальцы? Сегодня мы не можем ответить на этот вопрос. Одни исследователи видят в них дальних потомков Каина, другие — одно из потомств Хама, но все это лишь предположения, не подтвержденные ни Библией, ни наукой. Но сам факт существования на самой заре истории земли зловещей неандертальской расы сегодня не только общепринят, но и постоянно дополняется какими-либо новыми находками и материалами.

Безусловно, наши современные знания о неандертальцах не позволяют делать однозначных выводов и ставить все точки над «i».

Впереди еще большая работа по анализу уже имеющегося материала и, безусловно, надежд на новые открытия. Но даже то, что накоплено уже сегодня, позволяет нам говорить о том, что неандертальская раса ярко иллюстрирует пример «эволюции», но только с обратным знаком, показывая, как человек, отходящий от духовных ценностей добра, превращается в дикое животное с жестокими и кровожадными инстинктами, деградируя не только духовно, но и физически.

Список использованной литературы

  1. Алексеев В. П. Палеодемография СССР // Советская археология. − 1972. −  № 1.
  2. Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. − М.: Наука, 1980. 
  3. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. −  М., Прогресс, 1990. 
  4. Всемирная история. В 24 т. −  Минск: Литература, 1996. Т. 1.
  5. Гарутт В. Е. Мамонт в изображении человека верхнего палеолита. Палеолит и неолит СССР. −  Л., 1960. Т. 4.
  6. Городцов В. А. К истории развития техники первобытных каменных орудий // Советская этнография. −  1935. −  № 2.
  7. Ефименко П. П. Первобытное общество. − К., 1953.
  8. История человечества. В 8 т. −  М.: Магистр-Пресс .2003. Т.1. 
  9. Колосов Ю. Г. Белая скала, серия «Археологические памятники Крыма». − Симферополь: Таврия. 1977. 
  10. Ляшевский С. Библия и наука о сотворении мира. − М., 1997. 
  11. Мейер Д. Предыстория человечества. −  М.: АСТ. Астрель, 2006.
  12. Окладников А. П. Исследования мустьерской стоянки и погребения неандертальца в гроте Тешик-Таз, южный Узбекистан. В: Нестурх М. Ф. (ред), Тешик-Таш, палеолетический человек. − М., 1949.
  13. Опарин А. А. В царстве пигмее и каннибалов. Археологическое исследование книг Ездры и Неемии. − Харьков: Факт, 2004.
  14. Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. − Л., 1968.
  15. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. − Киев, Вища школа, 1987.
  16. Туголуков В. А. Следопыты верхом на конях. − М.: Наука, 1969.
  17. Тэйлор Й. В умах людей. − Симферополь: ХНАЦ, 2001.
  18. Форстер Г. Путешествие вокруг света. − М.: Наука, 1986.
  19. Фрэзер Д. Золотая ветвь. − М.: Политиздат, 1986.
  20. Blanc, A. C. 1 Paleantropi di Saccopastore e del Circeo. Quartar, 1942.Vol. 4.
  21. Blanc, A. C. Torre in Pietra, Saccopastore: On the Position of the Mousterian in the Pleistocene Sequence of the Rome Area. In: Hundert Jahre Neanderthaler 1856—1956. Cologne/Graz. 1958.
  22. Bonifay E. Un ensemble rituel mousterien a la grotte du Regourdou.— Atti del VI Congr. Internazionale delle scienze preistoriche et protoistoriche. II. Firenze, 1965.
  23. Bordes, F. Informations archeologiques: circonscription d’Aquitaine.Gallia, Prehist. (Paris), 1971. Vol. 13.
  24. Dobzhansky Theodosius, «Changing Man» // Science 155 − Jan. 27, 1967 − Р. 410.
  25. Fridrich, J. Middle Palaeolithic Settlement of Bohemia. − Prague. 1982.
  26. Heim, J.-L Les Variations du squelette post-cranien des hommes de Neandertal suivant le sexe // Anthropologie (Paris). −1983 −Vol. 87 −№ I  − Р. 5—26.
  27. Lubenow M. L.Bones of contention: a creationist assessment of human fossils. Grand Rapids: Baker Book House, 1992.
  28. Lumley, H. DE; Lumley, M. A. DE. L’Homme de Tautavel. Doss. Archeol. (Dijon). − 1979. Vol. 36.
  29. Marshack, A. Palaeolithic Ochre and the Early Uses of Color and Symbols // Curr. Anthropol. − 1981 − Vol. 22 − Р. 188—91.
  30. Marshack, A. The Meander as a System: The Analysis and Recognition of Iconographic Units in Upper Palaeolithic Compositions. In: UCKO, P. J. (ed), Form in Indigenous Art. Canberra, Australian Institute of Aboriginal Studies. 1977. 
  31. Soleski, R. S. Shanidar: The First Flower People. − New York. 1971.
  32. Straus WL, Jr.. Cave AJE. Pathology and the posture of Neanderthal man. //Quarterly Review of Biology. − 1957 −№ 32.− Р. 48—363.
  33. Ulirich, H. Kannibalismus und Leichenzertuckelung beim Neanderthaler. In: Malez, M. (ed.), Krapinski pracovjek i evolucija hominida. − Zagreb, 1978.
  34. Vertes, L. (ed.) Tata: eine mittelpalaolithische Travertin-Siedlung in Ungarn. Budapest. // Archaeol. Hung. NS. − 1964. − Vol. 43. 
  35. Wymer, J. The Palaeolithic Age. − London. 1982.