Настоящее упорство

Со временем эстетические предпочтения людей меняются. На наши вкусы влияет множество факторов. Это наши ценности и приоритеты; те цели, к которым мы стремимся; приобретаемые нами знания и опыт; и, в том числе, – проблемы, с которыми мы сталкиваемся, и испытания, через которые проходим.

Соответственно, меняются и наши увлечения в такой сфере массовой культуры как кинематограф. В разные периоды жизни я восхищался работами разных режиссеров. Впоследствии же либо другим становился я, либо эти режиссеры, либо оба этих фактора совпадали. Но вот уже много лет я с неизменным удовольствием смотрю ленты Джоэла и Итана Коэнов. На мой взгляд, они были провозвестниками метамодерна задолго до того, как это понятие вошло в обиход. Их работы многослойны по смыслу и неизменно наполнены тонкой иронией на грани допустимого. Диалоги и мизансцены полны намеков, скрытых цитат и тонких аллюзий, в том числе библейских. Но при всей множественности жанров и форм, к которым они прибегают, есть у них картина, выпадающая даже из этого многообразия. У нас она известна как «Железная хватка» («True Grit», 2010).

«Железная хватка» – классический вестерн. В соответствии с правилами жанра там есть и вольные бандиты, и благородные рейнджеры, и федеральные маршалы, и охотники за головами. Даже, для порядка, один индеец в эпизоде. Однако коэновская подача образов выделила фильм из сотен других вестернов. Он сходу попал в десятку лучших фильмов года по версии Национального совета кинокритиков США и стал не только самым кассовым фильмом самих братьев Коэнов, но и одним из самых кассовых вестернов в истории кинематографа.

Единственная претензия, возникающая у меня в этой связи – халтурный перевод названия. Переводчики нередко грешат этим, не видя сути произведения, отраженного в заголовке. Вспомнить хотя бы вопиющий случай, когда на Московском кинофестивале название культовой картины «Knockin’ On Heaven’s Door» (1997) было переведено как «Достучаться до небес». Те, кто выбрали такой вариант, даже не попытались задуматься, почему немецкий фильм называется по-английски, и не распознали отсылку к одноименному хиту Боба Дилана.

Вот и «Железной хваткой» переводчики соригинальничали. Ведь и роман, по которому написан сценарий, да и его более ранняя экранизация, в переводе вполне справедливо назывались «Настоящее упорство». Хватка (grip) – это когда вцепишься во что-то и ни за что не отпускаешь. Grit же означает мужество, упорство, выдержку, стойкость, твердость характера. Когда готов идти к намеченной цели, невзирая на препятствия или обстоятельства. Когда, даже падая, готов вставать и снова продвигаться вперед. Именно это свойство и проявляет главная героиня фильма девушка-подросток Мэтти Росс, ставшая источником и примером настоящего упорства для окружавших ее суровых мужчин.

Наиболее точным библейским эквивалентом данного понятия является греческое слово гюпомон, означающее упорство, терпение, выдержку, стойкость, постоянство, перенесение трудностей, выносливость. Оно 32 раза употреблено в Новом завете. Так, в одиннадцатой главе Послания Евреям перечисляются герои веры – Ной, Авраам, Иосиф, Моисей, Иисус Навин, Давид. Все они сталкивались с проблемами, преодолевали препятствия, имели подъемы и падения. Но ничто не могло сбить их с истинного пути. И далее говорится: «Окруженные столь многими свидетелями, отрешимся и мы от всего, что гнетет нас, вырвемся из сетей греха, в которые так легко попадаем, и с упорством [гюпомон] атлета устремимся к поставленной перед нами цели» (Евреям 12:1, ИПБ).

Большинство исследований, связанных с подготовкой армейских спецподразделений для проведения особых операций, приходит к одному общему выводу. Наибольшего успеха достигают не самые умные, не самые сильные, не самые способные, не самые талантливые, не самые бесстрашные и даже не самые обученные. В критических условиях выживают самые упорные. Вспомните своих друзей детства, одноклассников, однокурсников. Сколько среди них были способны и даже талантливы, но так и не достигли успеха именно из-за недостатка упорства? И Библия сообщает нам тот же самый принцип школы «духовного выживания»: «Будьте стойки [гюпомон] и терпеливы – и обретете жизнь» (От Луки 21:19, ИПБ).

Проблемы в этом мире гарантированны каждому. Мы неизбежно сталкиваемся с болезнями, эпидемиями, войнами, стихийными бедствиями, финансовыми и имущественными потерями. До скончания мира всему этому не будет конца. И чтобы не поддаваться искушениям, не попасть в сеть греха, и достигнуть намеченной цели во славу Божью, нам не в меньшей мере необходимо духовное упорство. На чем же оно может быть основано? Писание продолжает: «…с упорством атлета устремимся к поставленной перед нами цели, видя всегда пред собой Иисуса, Который есть Начало и Венец нашей веры. В чаянии грядущего торжества Своего Он принял крестные муки, пошел на позор и унижение, но теперь воссел по правую сторону престола Божия» (Евреям 12:1, 2, ИПБ).

Мы, сборная Небесного Иерусалима, продолжая с упорством преодолевать эту непростую дистанцию, знаем: мы уже победили! Наш Капитан первым вышел на этот забег, первым прошел его и уже ждет остальных на линии финиша. Он – и Источник, и Пример подлинного упорства. Нам тяжело, мы спотыкаемся и падаем, с трудом преодолевая препятствия. И, тем не менее, продолжаем бежать, зная, что победный триумф гарантирован! Ведь перед самым началом забега мы получили наставление: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (От Иоанна 16:33).

Из этого наставления можно сделать два важных вывода. Первый: страдания неизбежны. Да, победа уже одержана. Но мы, граждане Небесного Иерусалима, продолжаем жить на руинах павшего Вавилона ради тех, кто еще не стали нашими согражданами. Мы – посланники от имени Христова, призывающие людей примириться с Богом (2 Коринфянам 5:20). А потому испытываем двойные страдания – и вместе с миром, и от мира. Но как иначе мы могли бы свидетельствовать о Христовой победе? Бог не всегда сбережет нас от страданий, но всегда будет в них рядом с нами.

Помните? Рост = изменение. Изменение = потери. Потери = боль. Без боли нет роста! Всё, чего мы хотели бы достичь, всё, что нам предназначено достичь, всё, чего мы еще не достигли, – находится за пределами зоны комфорта. На расстоянии протянутой от дивана руки этого не найти. Ведь будь оно там – мы бы это уже имели. И каким бы уютным ни было сидение на диване, к достижениям оно не приведет. Комфорт – враг прогресса. Зона комфорта – не источник, а усыпальница мечтаний. Но ведь и крест Христов – вне зоны комфорта! Иисус, Начало и Венец нашей веры, уже прошел этот путь. И теперь призывает нас брать свой крест и следовать за Ним.

Джон Максвелл, один из наибольших авторитетов в подготовке христианских лидеров, проводил такую аналогию. Мы живем в уютной долине. Но все, к чему мы стремимся – на вершине. Кризис – это всего лишь увеличение крутизны подъема, и потому его преодоление требует упорства. Ведь если мы решим, что склон слишком крут и нам лучше оставаться внизу, своего предназначения не достичь. Но с нами – наш Господь, «источник терпения [гюпомон] и мужества» (Римлянам 15:5, РБО).

Второй вывод: важно окружить себя командой взаимной поддержки. Не токсичными попутчиками, распространяющими уныние и тянущими назад, а теми, с кем вы не позволите друг другу сдаться! Теми, кто готов всегда поддержать и ободрить. Вспомните героев веры, и тех, кто был рядом с ними. В ваших жизненных испытаниях – кто ваш Нафан? Кто ваш Мардохей, ваш Варнава, ваш Павел?

Кризисы обычно воспринимаются как остановка в пути. На самом же деле они – возможность развивать упорство, залог движения вперед в жизни и в вере. Помните? Когда новоутвержденный народ Божий еще только начинал прокладывать этот маршрут, Господь провозгласил: «Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Иисус Навин 1:9). Быть твердым и мужественным – это и есть настоящее упорство, позволяющее достигать цели, поставленной перед нами Богом. И Его постоянное присутствие с нами – основа ее достижения.