Без обратной перемотки

«Жертвоприношение» (1986) – последний фильм гениального режиссера Андрея Тарковского, его духовное завещание человечеству, стоящему на грани всеобщей катастрофы. В кульминационный момент Александр, главный герой, отходя ко сну, взывает к небесам: «Господи, сделай так, чтобы когда я проснусь, все это оказалось кошмарным сном! Чтобы все стало, как прежде. Я за это отдам тебе в жертву все, что только люблю!» Он засыпает, и в наступившей тишине отчетливо раздается звук шарика, падающего на колесо рулетки. Жребий брошен.

А у вас когда-нибудь бывало такое ощущение? Когда кажется, что происходящее – бредовый сон. Что это происходит не с вами. Будь то из-за внезапной болезни, из-за тяжкой утраты, из-за рушащихся отношений, из-за потери работы или трудоспособности, из-за семейного кризиса, из-за карантина. Когда впечатление такое, будто реальную жизнь заклинило, как пленку в старой видеокассете, и стоит отмотать ее немного назад, туда, где все было спокойно и привычно, всё пойдет прежним чередом. Но так не бывает. Жизнь не предполагает обратной перемотки.

Кризис – не жизнь, поставленная на паузу, а возможность для переосмысления самой жизни. Потому что окончание любого кризиса – это не возвращение обратно, а новый старт. И нам следует подготовить себя к нему должным образом.

Как же правильно проходить периоды, когда кажется, что «кассету» заклинило? Историю об этом мы находим в Ветхом Завете – в пятой главе Четвертой Книги Царств.

Правой рукой сирийского царя, самого могущественного из правителей той эпохи, был военачальник, снискавший ратными победами славу своему господину. Ну, примерно как Жуков при Сталине или Кейтель при Гитлере. Звали его Нееман. Нееман «был великий человек у господина своего и уважаемый, отличный воин» (5:1). Его стараниями Сирия покорила все ближайшие царства, включая Израиль. Инфраструктура вассальных провинций была разрушена, и в каждой был поставлен наместник для контроля. А регулярно совершавшие набеги сирийские отряды не только продолжали разграблять завоеванные земли, но и уводили всех, кого пожелают, в рабство.

«Сирияне однажды пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой» (5:2). Девочка внезапно лишилась семьи, родного дома и всего, что ей было дорого, она оказалась рабыней в чужой стране. Все ее мечты – о прекрасной любви, о радостной свадьбе, о семейном очаге, о детских объятиях, о счастливой старости в окружении внуков – все рухнуло. «Кассету» заклинило. Жизнь остановилась.

Но вот как-то раз, снимая доспехи, Нееман заметил у себя на коже белое пятнышко. Поначалу он не особо обратил на него внимания – такая мелочь на грубом и покрытом шрамами торсе воина! Но пятно продолжало расти, а некоторое время спустя кожа перестала ощущать прикосновения, утратила чувствительность. В воздухе повисло страшное слово «проказа». В один момент все, чем жил полководец, осталось в прошлом. И славные походы, и блистательные пиршества, и почетное место по правую руку от правителя на торжественных приемах, и манящий уют домашнего очага. «Кассету» заклинило. Как Неману хотелось бы заснуть и, проснувшись узнать, что это был всего лишь кошмарный сон!

Так или иначе, девочка, чьего даже имени мы не знаем, заметила, как опечалена ее госпожа, и таким образом проведала о проблеме своего хозяина. «И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!» (5:3). Нееман получил совет. Но станет ли он слушать чужих советов?.. Тем более – советов рабыни!.. Все зависит от того, насколько реально его желание перемен.

Итак, первый урок, который мы можем извлечь из этой истории. Перемены начинаются с признания нужды в переменах. Если ты не ждешь перемен, то они не произойдут. Если ты согласишься с тем, что жизнь просто заклинило, то и меняться в ней ничего не будет.

Второй урок: в первую очередь нужно прислушиваться к тем, кто знает Бога. Тем, кто будет для вас Его голосом, как эта девочка для своего хозяина.

«И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской. И сказал царь Сирийский: пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому». Но Нееман – не нищий попрошайка, чтобы идти с пустыми руками! Дабы расплатиться за услугу, он «взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота» (5:4-5) – в общей сложности 400 килограммов драгоценных металлов. «И принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его» (5:5-6).

Как это звучало для адресата? Ну, представьте такую ситуацию: в 1943 году Вильгельм Кейтель вдруг заболевает неизлечимой болезнью. Дни его сочтены, лучшие врачи рейха не в силах чем-либо помочь. И тогда Гитлер отправляет его в Виши с письмом к маршалу Петену, поручая вылечить своего полководца. Петен прекрасно помнит, что случилось со всеми руководителями Франции, не разделявшими идею коллаборации. Одни были уничтожены на месте. Другим, как Де Голлю, приговоры были вынесены заочно. В общем, ничего хорошего за отказ выполнить невыполнимое его не ждало. Это была ловушка, тупик, конец. Заклинившая кассета.

«Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня» (5:7). И тут царю доставили весточку от Елисея, человека Божьего: «Я слышал, ваше величество, у вас проблемы? Отправляйте ко мне, разберусь». Теперь настала очередь царя решать – принять ли помощь от этого неудобного человека.

Урок третий: не стесняйтесь обращаться за помощью. Для многих самое сложное в испытаниях – преодолеть собственную гордыню; признать, что не в состоянии справиться самостоятельно. Какова ни была бы причина: семейный кризис, зависимость, неизлечимая болезнь – зачастую именно гордыня мешает сделать шаг, отделяющий осознание проблемы от начала ее решения.

И вот Нееман вместе со всей своей кавалькадой и грузом драгметаллов направился от царского дворца к лачуге пророка. «И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев». Но тот даже не удосужился выйти на встречу VIP-гостю! «Выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу… И оборотился и удалился в гневе» (5:9-12).

И это – четвертый урок. Зачастую нашему следованию за Господом мешает предвзятое представление о том, как именно Бог должен действовать. Мы признаём, что Бог способен вмешаться в ситуацию, но при этом считаем, что вправе сами решать, как именно Он должен это сделать. Нееман отказывается выполнить то, что слишком просто, что досталось бесплатно и что мог бы на его месте сделать любой. Ведь он же – не любой! Он – не кто угодно! У него всё должно быть иначе.

Именно такое отношение зачастую мешает нам найти выход из кризиса. Нам известен рецепт, помогающий другим, но я-то – не такой, как все! Я – особенный! И у меня всё должно быть по-другому, по-особенному! Не для меня – душепопечительская беседа с пастором или поход к врачу. А вдруг они выявят нечто, из-за чего придется признаваться, в чем-то, в чем не собирался?.. И в группу анонимных алкоголиков не пойду. Сам, что ли не справлюсь? У меня свой, уникальный путь!

Пятый урок: нередко на пути перемен стоит чувство собственной значимости. В ожидании особого мы не принимаем очевидного.

И вот, Нееман снова получает непрошенный совет. И опять – от рабов (похоже, перспектива тащить весь багаж за разгневанным хозяином обратно в Сирию их не особо радовала): «Отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты?» (5:13). Сказал бы, к примеру, что еще тонна металлов нужна – не организовал бы ты доставку? Потребовал бы он двадцать тысяч миль пройти – ты не прошел бы? Ведь ты уже столько сделал! Попробуй эту мелочь – от тебя же не убудет!

«И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля!» (5:14, 15). Ну, а теперь – о деле. Как там с этим вашим Богом расчеты вести, я не в курсе, а в долгу мне оставаться не пристало. Так что ты будешь за Него. «Прими дар от раба твоего» (5:15).

Это шестой урок: гордыня не позволяет принять что-либо даром – она требует расчета. Всевышний же действует исключительно по благодати.

«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа», – провозгласил Господь через апостола в день Пятидесятницы (Деяния 2:38). «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (2:41, 42). Но как часто приходится сталкиваться с такими рассуждениями: вот, я узнал, что на всей земле нет иного Бога, и готов покаяться. Дело нужное, важное и понятное. Но что такое крещение? Окунуться в воду? Это любой сможет. Вот если бы Бог потребовал от меня чего-то великого, то я бы, конечно, это сделал – в долгу бы не остался.

Бог не станет требовать от нас чего-либо великого. Он вообще ничего требовать не станет. Спасение – дар благодати. От нас ожидается лишь оставаться верными Ему. «Кто верен в малом, тот верен и в большом, и кто не верен в малом, тот не верен и в большом» (От Луки 16:10, МБО). Крещение – лишь первый шаг на пути верности. Но не делая эту малость, мы так и не выходим в путь к своему великому предназначению. Ставим на паузу «кассету», даже не подозревая, какие увлекательные приключения ожидают в дальнейшем. «Сила Моя совершается в немощи», – предупреждает нас Господь-ревнитель (2 Коринфянам 12:9). Не полагаетесь на Мою силу? Что ж, продолжайте надеяться на собственные потуги.

Сила (по-гречески – дюнамис) – это то, на что человек уповал с самого момента грехопадения. У кого сила – того и право. Если самые первые слова человека были незамысловатым, но восторженным гимном тому, кого любишь (Бытие 2:23), то вторая, дошедшая до нас песнь – надменный гимн оружию, дающему непревзойденную силу и власть над другими (4:22-24). На протяжении всей истории люди развивали и разрабатывали все новые и новые типы и средства вооружений для принуждения, подчинения и порабощения, чтобы накапливать еще больше силы, покоряя окрестные народы. Каково же это, оказавшись на самой вершине пирамиды человеческих сил, обнаружить, что все, что нужно для спасения – проявить немощь и всего лишь окунуться в водоем!..

Известный шведский ученый, филантроп и пацифист XIX века Альфред Нобель задался целью создать оружие такой силы, чтобы всякое применение оружия оказалось бы бессмысленным, ибо вело бы к взаимоуничтожению противников. Свое изобретение он так и назвал – динамит (все от того же греческого дюнамис – «сила»). А спустя 21 год, раскрыв газету, изобретатель увидел в ней зловещий некролог: «Торговец смертью мертв». И говорилось это о нем. Причем – как о безнравственном человеке, нажившем гигантское состояние на крови и страданиях сотен тысяч жертв. Некролог был опубликован по ошибке. На лечении в Каннах умер старший брат Альфреда, Людвиг. Но прочитанное заставило ученого содрогнуться. Он вдруг увидел, как именно будут вспоминать о нем потомки. Кассету заело, и обратно ее было уже не отмотать.

И тогда ученый завещал все свои активы на создание фонда для выплаты премий «тем, кто в течение предшествующего года принес наибольшую пользу человечеству» в сферах физики, химии, медицины, а также «создавшему наиболее значительное литературное произведение, отражающее человеческие идеалы» и «тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, снижение численности существующих армий и содействие мирной договоренности». Подобно Александру из фильма Тарковского, Альфред принес всё, что ценил, в жертву ради блага тех, кто придет за ним. Это была не обратная перемотка, а новый старт.

Когда мир вокруг рушится; когда разум отказывается верить в происходящее; когда кажется, что все заклинило окончательно – не ищите на пульте своей жизни кнопку обратной перемотки: ее там нет. Просто отдайте пульт Тому, в чьих руках он и должен находиться. Вручите Ему все свои немощи. И тогда вы узнаете, что такое настоящий дюнамис – подлинно непреодолимая сила, которой никакая другая не сможет противостоять.

«Я молюсь, чтобы по богатству Своей славы Он Духом Своим наделил вас внутренней силой [дюнамис]… Тому, Чья сила [дюнамис] действует в нас и Кто может сделать гораздо больше того, о чем мы просим или даже о чем помышляем…» (Ефесянам 3:16, 20, МБО).