ЯБЛОКО НА ВСЮ ГОЛОВУ

Рассказывают, что как-то раз в кабинет Ньютона заглянул приятель-агностик (безбожники в те времена предпочитали называться агностиками, поскольку слово «атеист» имело весьма негативный оттенок). Увидев там искусно изготовленную действующую механическую модель солнечной системы, гость восторженно воскликнул: «Какое чудо! Кто сделал это?». «Никто, – был ответ, – само образовалось». «Ты шутишь?» – догадливо улыбнулся посетитель. «Отнюдь! – отозвался ученый, – Ты же веришь, что гораздо более сложный оригинал возник сам по себе. Почему же тогда само по себе не может возникнуть и его примитивное подобие?»

Исаак Ньютон (1642–1727) помимо занятия математикой, механикой, оптикой и прочими науками, уделял немалое внимание богословским исследованиям – догматике, герменевтике, библейской хронологии, толкованиям на пророчества Даниила и Иоанна Богослова.

В своей работе «Принципы математики» великий ученый писал: «Как немощные рабы, мы нуждаемся в Боге. В меру нашего ума мы должны постигнуть мощь и величие Божественного Знания и предаться Ему. Всевышний Бесконечен и Абсолютен. Он Всемогущ и Всеведущ. Его существование сопряжено с вечностью. Он знает обо всём, что было, и обо всём, что будет. Он Бесконечен и Безграничен. Он – Вечносущий. Существование Его бесконечно. Он присутствует повсюду. Находясь в любое время в любом месте, Он создаёт время и его промежутки».

Открытые Ньютоном и названные его именем законы движения позволяли определить, как будет двигаться тело, если известно, какая сила к нему приложена. Рассматривая законы Кеплера, описывающие движение небесных тел, Ньютон задался вопросом: а можно ли решить обратную задачу? Если нам известно то, как движутся планеты, можем ли мы из этого узнать, какова та сила, что заставляет их двигаться именно таким образом?

Для решения этой задачи ученому пришлось развить систему дифференциальных исчислений. И в итоге сложных математических преобразований была выведена простая и изящная формула Закона всемирного тяготения. Оказалось, что сила, ответственная за планетарное обращение, пропорциональна массам взаимодействующих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Так что если вам в следующий раз скажут, что Ньютону, якобы, упало на голову яблоко, и именно в результате этого происшествия великий ученый узнал значение гравитационной константы с точностью до восьмого знака после запятой, следует понимать, что история эта слегка преувеличена.