«Земля все-таки вертится» – фраза, которую атеистическая мифология приписывает Галилео Галилею (1564 –1642). Согласно популярной легенде довольно позднего (XVIII век) происхождения, церковники привлекли Галилея к суду за приверженность учению Коперника и, в частности, – за пропаганду теории вращения Земли. Под пытками и из страха перед казнью ученый был вынужден публично отречься от своих идей, но после вынесения приговора во всеуслышание провозгласил: «И всё-таки она вертится!», за что, якобы, и был отправлен на костер. Трудно представить себе версию, которая была бы более далека от реальности, чем эта.
Публикация книги Галилея о мироустройстве была одобрена римским Папой Урбаном VIII, который лишь повелел сменить ее название «Диалог о морских приливах и отливах» на «Диалог о двух главнейших системах мира». Пифагорейский эмпирический подход к естествознанию получал все большую поддержку среди католических богословов, и даже Папа относился к нему весьма благожелательно. Богословы же аристотелевского толка не желали утрачивать свой авторитет, а вместе с ним – и власть. Особое опасение вызывало создание прецедента, когда Галилей, не имея священнического сана, пытался вмешиваться в вопросы толкования Священного Писания. Это попахивало протестантизмом.
Слушание «Дела Галилея» состоялось в 1633 году, то есть спустя целых двадцать четыре года после публикации «Новой механики» Кеплера (1609), на основании которой уже второе поколение астрономов рассчитывало движение планет. Так что о том, как что обращается, вопрос уже давно не стоял. Дело имело явно политическую, а не научную подоплеку.
Более того, Флоренция в те годы не подчинялась Риму. Преклонный возраст (ученому было под семьдесят), проблемы со здоровьем, а также бушевавшие в Европе эпидемия чумы и тридцатилетняя война, были бы достаточным оправданием для неявки по папскому вызову. Так что уже сам факт, что Галилей все-таки пустился в столь рискованное путешествие, свидетельствует, что он пошел на это добровольно, не желая лишиться благосклонности Священного престола. Душераздирающие образы XIX века типа картин Лорана «Галилей в тюрьме», Банти «Галилей перед Инквизицией», или же рисунка Гойи «Галилей в руках инквизиции» – порождение более поздней идеологической пропаганды. В действительности же на протяжении всего следствия Галилей гостил в служебных апартаментах папского прокурора и пользовался помощью прислуги.
Ученому было выдвинуто обвинение в нарушении якобы имевшего место в 1616 г. персонального запрета на использование труда Коперника (к этому времени уже тринадцать лет как снова разрешенного с незначительными редакторскими правками). Но в ходе следствия выяснилось, что никакого личного предписания, запрещающего преподавать учение Коперника, Галилею никто не давал. Идя навстречу следствию в стремлении замять дело, ученый высказал сожаление, что его книга, будучи предвзято истолкована, могла бы послужить к распространению еретических идей. Ему велено было явиться в монастырь в покаянном рубище и, стоя на коленях перед собранием кардиналов, выслушать вердикт: «Мы рады сообщить Вам, что Вы заслужили прощение, так как, обладая искренним сердцем и непреклонной верой, отреклись».
На пожилого человека, изнуренного дальней дорогой и следственной волокитой, было наложено наказание в форме домашнего ареста на одной из загородных папских резиденций. Спустя несколько месяцев оно было заменено домашним арестом на вилле во Флоренции, и ученый отбыл восвояси. До конца своих дней Галилей продолжал получать назначенную ему папой Урбаном VIII пенсию в прежнем размере и не прекращал научной деятельности. В частности, уже после суда им была написана книга «Беседы и математические доказательства о двух новых науках, касающихся механики и законов падения».
Галилео Галилей мирно скончался 8 января 1642 г. в собственной постели, в окружении друзей и учеников.
Эмпирически вращение Земли было доказано лишь ровно через 209 лет, 8 января 1851 г., Жаном Фуко.
Иллюстрация: Кристиано Банти, «Галилей перед Инквизицией», 1857. Холст, масло 60 x 85 см. Пропагандистская утка XIX века.