А помните, как по сети неслось, что наши дети защищают свою страну лишь потому, что в случае победы каждому из них обещаны «клаптик землi та два раба»? Просто поражал менталитет авторов этой пугалки: на кого она была рассчитана? Неужели они не понимают, что выгода – далеко не лучший мотив жертвовать жизнью, а бояться быть отданным в приусадебные рабы мог лишь тот, кто считал, что в принципе может стать таковым? Кто уже раб в душе. Для свободного человека такой исход относился бы к сфере невероятного.
Еще со времен Геродота пересказывается предание, отражающее суть рабского менталитета. Как-то раз отправились скифы в дальний поход, да и подзадержались там. Посчитав мужей мертвыми, скифские женщины сошлись со своими рабами и те стали хозяйничать в домах собственных хозяев. Годы благоденствия закончились, когда прокатилась молва, что войско возвращается. Каждый догадывался, какое страшное наказание им грозит за измену. И тогда решили бывшие рабы защищаться, перекопав перешеек, ведущий на полуостров, рвом, и насыпав там вал. С тех пор и стал перешеек этот зваться Перекопом.

Одна за одной доблестно отбивали защитники атаки несокрушимой армии, пока некто не дал совет скифскому предводителю. Против кого мы воюем? Это же рабы! Не смерть их страшит, а плеть. Спрятав свои мечи, воины взяли в руки хлысты. И лишь только рабы услышали щелканье плетей, они, побросав оружие, в ужасе побежали восвояси.
Свободного же человека плеть не пугает. Она лишь учит его еще больше ценить свободу. Даже если это – самонаводящаяся гиперзвуковая плеть массового поражения. И тот, кто, привыкши править рабами, множит удары плетьми по свободным, добивается прямо противоположного эффекта!
У меня в офисе на комоде, немного сбоку, лежит обломок Берлинской стены. Он – молчаливое напоминание, как всего за пять месяцев до ее падения Эрик Хонеккер провозглашал: «стена простоит еще и 50, и 100 лет». Наводя порядок, жена было передвинула этот кусок бетона в центр, добиваясь симметрии. Но я вернул его на место. Место с другой стороны зарезервировано для обломка перекопского пропускного пункта.