Порой приходится сталкиваться с ироничным отношением к стратегическому планированию как таковому. Известна притча о том, как мыши явились за советом к мудрому филину.
– Мы так дальше жить не можем! – кричали они – Все, кто ни попадя, нас едят! Волки нас едят, лисы нас едят, совы нас едят, даже вороны нас едят. Нужно что-то с этим делать!
Подумав, мудрый филин дал им совет:
– Думаю, мыши, вам нужно стать ёжиками.
– Вот это да! – воскликнули те – Нам такое даже в голову не пришло бы! Ведь это, действительно, решит все наши проблемы!
– А как нам стать ёжиками?, – спросили они несколько погодя.
– А это уж не мое дело, – ответил филин, – я занимаюсь сугубо стратегическим планированием.
Что ни говори, а рациональное зерно в этой притче имеется. Одного лишь формирования стратегии недостаточно. Используемая стратегия требует постоянного анализа и развития. Она должна подвергаться регулярному пересмотру, проверке на соблюдение логических критериев.
Ключевым элементом стратегического планирования является определение целей. Важно не только то, соответствуют ли полагаемые нами цели нашему видению и призванию (см. https://is.gd/l8DafM), но и совместимы ли они с иными нашими целями? Например, если вы намереваетесь проводить спортивные соревнования, организовывать детские мероприятия или налаживать машинное производство, вряд ли стоит планировать создание в том же помещении студии звукозаписи, требующей соблюдения тишины.

Кроме того, полагаемые нами цели должны соответствовать так называемым SMART-критериям, то есть быть конкретными (Specific), измеримыми (Measurable), — достижимыми (Attainable), уместными (Relevant) и ограниченными по срокам (Time-bound).
В соответствии с поставленными целями и задачами выбираются конкретные подходы, на основании которых составляются планы (последовательность действий) и проекты (отдельные мероприятия). У сотрудников Христианского научно-апологетического есть девиз: «ПРОЕКТ – ЭТО МЕЧТА С ЗАДАННЫМ БЮДЖЕТОМ И УСТАНОВЛЕННЫМ СРОКОМ ИСПОЛНЕНИЯ».
Намечаемые цели следует различать по степеням срочности. Те, достижение которых ожидается в многолетней перспективе, являются долгосрочными. Те же, которых мы хотим достичь в ближайшие несколько лет – это среднесрочные цели. Краткосрочные цели достигаются в ближайшие месяцы.

Также весьма полезно классифицировать цели и соответствующие им задачи и проекты по степени их приоритетности. Как правило, ресурсы (люди, техника, деньги, время) ограничены и на всё мыслимое их не хватит. Но если у вас есть список целей в порядке приоритетности, вы всегда можете вычленить наиболее важные из тех, что достижимы в рамках ваших возможностей. Менее приоритетные цели можно отложить на потом. Будет больше ресурсов – некоторые задачи из тех, что пониже приоритетом, подтянутся в число принятых к исполнению. Уменьшится количество средств – наименее приоритетные задачи пополнят лист ожидания. Но самое главное будет всегда оставаться самым главным.
Стратегии должны постоянно развиваться и регулярно подлежать пересмотру. Вот как, к примеру, подвергалась радикальному изменению миссионерская стратегия апостола Павла: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. Миновав же Мисию, сошли они в Троаду. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там» (Деяния 16:6-10).
Перед апостолом стояла задача посетить ранее созданные им церкви. Он бы мог продолжать упорно следовать запланированному маршруту в соответствии с заранее намеченным графиком. Как мы знаем из книги Деяний и посланий самого Павла, с планированием у него было все в порядке. Но для него куда важнее было делать не то, что ему хочется, а то, к чему призывал его Господь. Апостол пытается изменить тактику – сменить регион, но Дух Святой не допускает его ни в одну из близлежащих провинций. В итоге Павел оказывается в Троаде, на берегу моря. Это – край света, дальше идти некуда. Там за морем – дикая Европа, местность в принципе не пригодная для благовестия. Но Господь указывает своему служителю: пора расширять пределы Царства и на центральные части империи. В итоге, как Иерусалим некогда служил миссионерским центром для окрестных регионов Самарии, Сирии и Аравии, как Антиохия – такой же базой миссионерства для Малой Азии, Северной Африки и всего Ближнего Востока, так Европа на столетия становится хабом благовестия для всего мира.
Но, подводя Павла к пересмотру стратегии, Господь еще и оснащает его для большей эффективности в свете предстоящих изменений. Вы обратили внимание на смену личных местоимений, произошедшую в тексте? Если вначале дееписатель называет апостолов «они», то в конце он уже говорит «мы». Это значит, что там, в Троаде, в миссионерской команде Павла произошло пополнение: к апостолам присоединился Лука – грек, врач, историограф. Тот самый, книги которого впоследствии составят существенную долю в собрании Нового Завета.
«Домостроительство благодати. Библейские принципы церковного руководства»