Среди множества вызывающих умиление картин, изображающих блудного сына стоящим на коленях перед великодушно и покровительственно прощающим его отцом, резко выделяется автопортрет Иеронима Босха. Гениальный нидерландец представил себя в виде сына, еще только отправляющегося в обратный путь к отцу. Выходя на дорогу, он в последний раз оглядывается назад, и взгляд его полон изумления: «Как я мог променять все, что имел в доме отца, на вот это?!»
Картина Босха разрушает фальшивую лубочность традиционного образа. Ведь в Христовой притче не сын опустился на колени перед отцом, вернувшись домой – отец выбежал ему на встречу, пал ему на шею и целовал его. когда он был еще далеко (От Луки 15:20).
В поступке сына из притчи не было и тени раскаяния – лишь сожаление об утраченном благоденствии. В его намерениях было не просить прощения, а ходатайствовать о трудоустройстве по найму. Но, к собственному удивлению, горемыка узнает: он никогда не переставал быть своему отцу сыном! Ведь даже Каин, убив своего брата и причинив тем самым невыносимую боль своему отцу, не перестал быть сыном Адаму!
Тем не менее, встреча с отцом – это лишь точка на пути. Теперь им предстоит возвращаться домой вдвоем – сыну вместе с отцом. Он уже восстановлен в своем звании, на нем – лучшая одежда, обувь на ногах и даже перстень на руке! Но от него по-прежнему смердит. Он насквозь пропитан запахом свинарника. Он разучился ходить, говорить, есть, общаться как должно. И все же отец – рядом, и потому сын уже не останется прежним.
Христианство – не беззаботное благоденствие. Это – путь домой, самая трудная его часть. Апостол пишет святым и верным в Эфесе: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Ефесянам 4:1). Мы этому еще только учимся. Но идем мы этим путем не сами по себе – наш Отец с нами, Он – рядом. Прежними нам уже не быть.
Как хотелось бы, чтобы кто-нибудь, талантом подобный Босху, написал такую картину – грязный и потрепанный жизнью сын, облаченный в совершенно не подходящие его образу лучшие одежды и исполненный счастливой благодарности, направляется к дому вместе со своим отцом. Но, к сожалению, такой картины я не встречал. А вы?