Согласно Библии, и человек, и семья, и церковь (совокупность верующих) возникли раньше, чем государство и правительство, и потому обладают приоритетом с правовой точки зрения. Государство не властно над теми правами, которые были даны человеку его Создателем еще при сотворении. Эти права неотъемлемы – ни государство, ни его правительство не наделили человека этими правами. Не вправе они и отменять, ущемлять, изменять, регламентировать, оспаривать или ограничивать эти права. Напротив, предназначением властей является обеспечение и защита неотъемлемых прав своих граждан. В этом – основа построения гражданского общества в соответствии с замыслом Творца.
Неотъемлемыми являются все те права, которыми человек наделен от сотворения мира – задолго до появления каких-либо правительств. К таковым, в частности, относятся право на жизнь, на свободу, на семью, на счастье, на труд, на собственность, на товарообмен, на получение выгоды, на самозащиту, на вероисповедание, на богослужение, на мировоззрение, на собственное мнение, на собрания, на объединения, на передвижение, на достойную жизнь и т.д.
Представление, что каждый человек от рождения наделен естественно присущими ему неотъемлемыми правами, легло в основание так называемой теории естественного права. В соответствии с этой теорией фундаментом всякой справедливой законодательной системы является объективный (т.е. не зависящий от нашего знания или восприятия) нравственный закон, отражающий благой характер Создателя. Поскольку Бог абсолютен и неизменен, нравственный закон также носит абсолютный и неизменный характер. Общество не создает нравственный закон, а открывает его, подобно тому, как ученые открывают объективно существующие законы природы. Законы общества вторичны по отношению к этому абсолютному нравственному закону. Они служат его частными приложениями, обеспечивающими соблюдение принципа справедливости в различных конкретных сферах общественных отношений. Основные права даны человеку Богом, и потому неотъемлемы. Роль правительства – обеспечивать соблюдение этих неотъемлемых прав.
Бог правит обществом. Его власть вечна, безгранична и неизменна. Политик же занимает свою должность лишь некоторый определенный срок и исполняет свои должностные обязанности временно. Он – «Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Римлянам 13:5). То, насколько хорошо он это делает, определяется тем, творит ли он волю Божью, защищая неотъемлемые права граждан, или же наживается на согражданах, злоупотребляя своим положением и ущемляя граждан в их правах.
Концепция естественного права оказала решающее влияние на формирование международной правовой системы. Так, еще в 390 г. после жестокого подавления беспорядков в Фессалониках императором Феодосием (при этом, согласно различных источников, погибло от семи до пятнадцати тысяч человек), епископ Медиоланский Амвросий (340-397) принудил монарха совершить публичное покаяние и издать указ, запрещающий утверждение смертных приговоров раньше, чем через тридцать дней от их вынесения.
С XIII века теория естественного права начинает закрепляться в ряде национальных законодательств. В 1215 г. в Англии была принята «Великая хартия вольностей» (Magna Charta Libertatum), защищающая ряд гражданских прав и регламентирующая действия по принуждению короля к восстановлению этих прав в случае их нарушения.
В 1525 г. в Германии утверждается подобный документ «Двенадцать статей» (Zwölf Artikel), непосредственно защищающий права крестьян. В частности, Статья №11 из «Двенадцати статей» гласит:
«Мы никогда не потерпим и не позволим, чтобы против Божьей чести и правды у вдовы и сирот отнимали их достояние… И те, которые должны были бы защищать и охранять нас, обдирали бы и обчищали нас, и будь у них больше прав, они отняли бы и все остальное. Этого Бог больше не потерпит, это должно быть устранено совершенно».
Далее, в 1689 в Англии был принят «Билль о правах» или «Акт, разъясняющий права и свободы подданного и устанавливающий наследование короны» (Bill of Rights – “An Act declaring the Rights and Liberties of the Subject and Settling the Succession of the Crown”), впоследствии вошедший в британскую конституцию в качестве одной из основных ее частей. Билль стал одним из первых документов, утвердивших равные права и свободы всех граждан, в частности – свободу подачи петиций королю, свободу от штрафов и конфискаций имущества без решения суда, свободу от жестоких наказаний и казней, свободу слова, свободу выборов в парламент.
Почти столетием позже (1776 г.) американские колонии провозгласили независимость, заявляя в учредительном документе:
«Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых».
Далее в этом документе, известном как «Декларация независимости», говорится:
«В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье… Когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа».
Важно отметить, что, в соответствии с теорией естественного права, свержение правительства, ущемляющего неотъемлемые права собственных граждан, является не уничтожением законного общественного строя, а восстановлением такового. Правительство, узурпирующее полноту власти, перестает соответствовать своему определенному Богом предназначению и разрушает устои гражданского общества. Устранение такого правительства народом возвращает общественное правление к изначальному Божьему замыслу.
Подобные идеи прослеживаются и во французской «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.):
«Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека…
Национальное собрание признает и провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа следующие права человека и гражданина:
1) Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.
2) Цель всякого политического союза – охрана естественных и неотъемлемых прав человека.
Таковые – свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению».
Знаменательно, что все перечисленные законодательные акты обращаются к представлению о неотъемлемых правах человека, которыми наделил его Создатель.
Трудно не согласиться с Чарльзом Спердженом (1834-1892), который утверждал: «Нет такого места под солнцем, где при открытой Библии и проповедуемом Евангелии тиран долго продержится на своем месте … Там, где Библию могут прочесть все, ни один деспот не сможет править спокойно … Учение Христа побуждает людей задумываться, а это всегда опасно для власти тирана».
Следствием распространения теории естественного права и ее закрепления в национальных законодательствах стало не только провозглашение верховенства права высшей формой общественного правления (получившей определение «правовое общество»), но и целый ряд выдающихся практических результатов, наиважнейшим из которых справедливо считается законодательная отмена как работорговли, так и собственно рабства во всех развитых странах.
После Второй мировой войны появилось острое осознание необходимости создания единой правовой системы на международном уровне. Работа в этом направлении велась под эгидой Организации объединенных наций при активном содействии Элеоноры Рузвельт, вдовы американского президента. В итоге на заседании Генеральной ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. была принята «Всеобщая декларация прав человека», в частности гласящая:
«Признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира… Создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей… Необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения».
Хотя приближенная к американской Декларации независимости формулировка, на которой настаивала миссис Рузвельт, что «все люди созданы равными в правах», в итоговый документ не вошла, он бесспорно отражает принципы теории естественного права. Декларация признает человечество единой семьей, а всех людей – обладателями «равных неотъемлемых прав».
Главными проблемами «Всеобщей декларации прав человека» являлись ее чисто декларативный характер и неопределенность способов надзора за ее соблюдением. Серьезным прорывом в этом направлении стало принятие в 1950 г. «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод», в соответствии с которой впервые был установлен механизм защиты декларируемых прав и учрежден соответствующий орган – Европейский суд по правам человека.
Наконец, в 1966 г. Организацией объединенных наций был принят «Международный пакт о гражданских и политических правах». Пакт основывается на «Всеобщей декларации прав человека», включает «Каталог прав», является международным договором и имеет обязательную силу для всех государств-участников. Функция надзора за выполнением пакта возложена на Комитет по правам человека при ООН.
(По материалам книги «Библия и политика. Основания гражданского общества».)