(О пророческом значении Праздника Кущей)
Суккот – единственный из ветхозаветных праздников, о котором в Писании сказано, что он будет праздноваться всеми народами: «все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей» (Захария 14:16).
Праздник Кущей (Суккот), безусловно, занимает ключевое место в чреде пророческих праздников Израиля. Он, – последний праздник еврейского года из семи заповеданных в Книге Левит 23:4-37 и кульминация всего ряда пророческих праздников, – олицетворяет приход Хритста. Как на Первое Пришествие Мессии ангел возвестил великую радость, «которая будет всем людям» (От Луки 2:10), всеобщей радостью станет и Его Второе Пришествие.
Веселие является главным атрибутом праздника, только веселие. Веселие – для всех без исключения, даже для наиболее обездоленных, таких как рабы, пришельцы, вдовы и сироты: «веселись в праздник твой ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих; семь дней празднуй Господу, Богу твоему, на месте, которое изберет Господь, Бог твой; ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться» (Второзаконие16:13-15).
Наиболее же радостным был последний день Праздника, отмечаемый как «Великий день». Он даже получил особое название Хошана Раба («Великая осанна»). «Хоша-на» (в греческом написании – «осанна») по-арамейски значит «Спаси же!». Таким образом Великий день ассоциировался с соответствующим ему псалмом: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! О, Господи, спаси же [хоша-на]! О, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне!» (Псалтирь 117:22-26).
Кульминацией Великого дня, в свою очередь, являлась особая «водная церемония». В каждый из дней Праздника торжественная процессия священников и левитов, возглавляемая лично первосвященником, отправлялась к купальне Силоам, где тот наполнял водой золотой кувшин. Когда процессия через Водные ворота возвращалась в Храм, священники под троекратный звук трубы воспевали: «В радости будете почерпать воду из источников спасения» (Исаия 12:3-6), после чего процессия обходила кругом жертвенник, на который первосвященник изливал только что принесенную воду под пение народа: «О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!». Спасение было главной темой «водной церемонии»!
В Великий же день, день «великой осанны», левиты семь раз троекратно трубили в трубы, а священники семь раз обходили алтарь. И с каждым кругом народ все громче и громче восклицал: «Ана хошиа-на, ана Эль-на, хоша-на вехошиа-на» («Подай спасение же, подай Господи же, спаси же прямо сейчас же»). И когда вода изливалась на алтарь, весь народ начинал возносить Богу моления о ниспослании «воды живой».
От «живой» (чистой, первозданной) воды зависела вся жизнь Израиля. Человек может дать только «мертвую» (т.е. стоячую) воду. Даже такой великий человек, как праотец Иаков (От Иоанна 4:12). Живую воду (дождевую или родниковую) дает только Бог! В этом-то контексте и прозвучали посреди Храма слова Иисуса «по данному вопросу – ко Мне»: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк» (От Иоанна 7:37-40).
Но даже не в Великий день радость спасения достигала своего апогея. Сразу же за ним, в 22-й день месяца тишрей, шел следующий праздник. Праздник Кущей длится семь дней, а по еврейской нумерологии семь – число совершенства. «День после седьмого», соответственно, представляет то, что превосходит совершенство! И хотя называется этот праздник по-простому, «Шмини-Ацерет», то есть «Дополнительное собрание», это – самый веселый праздник, «радость радости».
Шмини-Ацерет олицетворяет полное единение Божьего народа и воплощенного во Христе Божьего Слова. Потому праздник этот получил еще одно название – Симхат-Тора («Радость Торы»). В этот день в синагогах одновременно происходит окончание годичного цикла чтения Торы и, сразу же – начало нового. Тем самым подчеркивается непрерывность заветной связи Небесного Жениха со Своей искупленной невестой. Впоследствии евреи рассеяния стали растягивать празднование Шмини-Ацерет, отмечая Симхат-Тора отдельно на следующий день – как радостное «дополнение к дополнению».
Праздник Шмини-Ацерет предвозвещает брачный пир Агнца, окончательное обновление Завета, завершение открытой в Библии истории, окончательное установление Царства Божьего. Мы – уже граждане этого Царства де-юре, но еще не де-факто. Победа уже одержана, Вавилон уже пал. Но мы пока что продолжаем жить в этом уже павшем Вавилоне, который Бог не разрушает до определенной поры, «не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9). Мы свидетельствуем жителям Вавилона: ныне родился Христос Спаситель! Ныне Он воскрес и сидит одесную Бога (2 Коринфянам 5:20-21)!
Здесь, в Вавилоне, всякий человек рождается, чтобы жить, и – умирает. Иисус же родился, чтобы умереть, и ныне – жив вовеки! Он вскоре вернется, и Царство Его наступит во всей полноте!
Подробнее см. НЫНЕ ПРАЗДНУЕМ (Пророческое значение ветхозаветных праздников): https://www.facebook.com/sergei.golovin.967/posts/10205442171081270