К ПОРЯДКУ!

«Ученые установили: крысы умнее людей!», – целый ряд информационных агентств перепечатал новостное сообщение с таким заголовком. Журналисты знают: для большинства наших современников ученые – это непогрешимые жрецы непререкаемого культа под названием «наука». Вводной посылки «Ученые доказали, что…» вполне достаточно, чтобы не обремененный навыками критического мышления читатель заглотил любые следующие за этой фразой утверждения, как истину в последней инстанции.

Мало кто сегодня вспоминает, что в само основание научного метода был некогда заложен библейский принцип, требующий ничего не принимать на веру: «Всё испытывайте» (1 Фессалоникийцам 5:21). Ну кто, право же, станет задаваться вопросами типа: какие именно ученые это установили, каким образом они это сделали, и насколько верна интерпретация обнаруженных ими фактов?

На самом деле, речь шла об эксперименте, в котором людям и крысам следовало предугадывать: какая лампочка загорится следующей: зеленая или красная? Загорались лампочки случайным образом, но красная включалась в три раза чаще, чем зеленая. В результате уровень угадываемости у крыс составил почти 75%, в то время как у людей – всего около 60%.

На поверку, однако, выяснилось, что крысы со временем просто переставали нажимать на зеленую кнопку, в то время как люди не оставляли попыток сделать верный прогноз. Эксперимент лишь подтвердил, что понятие случайности чуждо человеческому сознанию как таковое. Наш разум просто «заточен» на поиск закономерностей и выявление порядка.

Откуда в нас это стремление к порядку, если мир – порождение хаоса? Ведь каждая домохозяйка, даже не будучи знакома с такими понятиями как «Второе начало термодинамики» или «энтропия» знает: порядок нужно наводить, беспорядок же образуется сам по себе. И, тем не менее, всю жизнь она, по сути, борется с этим законом под девизом: у всего должно быть свое место и все должно быть на своем месте.

Какие эволюционные процессы могли развить эту приспосабливаемость к тому, чего нет в природе? Порядок чужд миру, в котором нет места плану и замыслу. И всё же, после любых невзгод и злоключений, самой простой успокаивающей фразой по-прежнему остается: «Всё в порядке!»

«Если я обнаруживаю в себе желание, которое ничто и никто в этом мире удовлетворить не может, – дает объяснение этому парадоксу Клайв Льюис, – то самое вероятное объяснение этому то, что я создан для иного мира»