ГДЕ ЖИЛ МОЛОЧНИК ТЕВЬЕ?

Мюзикл Джозефа Стайна «Скрипач на крыше» – воистину выдающееся явление мировой культуры. Пьеса ставилась на Бродвее на протяжении полувека (1964 – 2015), заслужила девять премий Tony, а ее экранизация Норманом Джуисоном (1971) получала три премии американской Академии киноискусств «Оскар» и два «Золотых глобуса».

Вы просто не сможете не полюбить главного героя этого фильма – молочника Тевье, роль которого мастерски сыграл молодой израильский актер Хаим Тополь. Во время съемок фильма ему исполнилось всего 35 лет, и хотя к этому времени он уже более сорока раз воспроизводил образ Тевье на театральных подмостках, гримерам немало пришлось потрудиться, чтобы он выглядел достоверно на крупных планах. Джуисон лично вплетал седые волосы из собственной бороды в брови Тополя.

Хаим Тополь в роли Тевье в фильме Джуисона «Скрипач на крыше»

Впервые посмотрев мюзикл, я тут же бросился перечитывать новеллы Шолома Алейхема «Тевье-молочник», по мотивам которых он был создан. Какое же разочарование постигло меня! Хотя сюжет более-менее соответствовал первоисточнику, да и все реплики были сохранены без изменения, книга, при всей ее гениальности, ни в какое сравнение не шла с драматичностью постановки. И всё от того, что в книге заглавный герой сетует на жизнь в письмах своему приятелю, Шолому Алейхему. В фильме же он постоянно разговаривает с Богом, напрямую высказывая свои претензии Создателю. И это поднимает историю мелкого местечкового предпринимателя до эпического размаха Книги Иова: «Я, конечно, понимаю, что мы – избранный народ, но не мог бы Ты хотя бы иногда выбирать кого-нибудь другого?»

Хата Тевье Тевеля, фото 1977 г. (http://vaadua.org/news/hata-teve-molochnika)

Есть еще одно отличие, не столь существенное, но весьма интересное. Стайн переносит действие в вымышленное село Анатевка, в то время как Шолом Алейхем в своих рассказах упоминает вполне конкретные населенные пункты, хоть и под вымышленными названиями. Так, «шумный Егупец» – это Киев, где жил писатель, а Бойберик – Боярка (в те времена – дачный поселок), где он отдыхал с семьей и писал свои произведения в летние месяцы. Так что Боярку прославил не только Островский.

Дом Тевье – современный вид

Реальный же Тевье, прототип заглавного персонажа рассказов, жил вместе со своей женой Энн Гольдой неподалеку от Боярки, в селе Забирье. Там они построили дом в 1900 г., когда неожиданно поправили свое благосостояние и обзавелись парой коров – почти так, как о том повествуется в рассказе «Счастье привалило». Этот дом стоит там и поныне. Новые хозяева аккуратно обложили его кирпичом, так что он больше не выглядит как 120-летняя хата. Но это – все тот же дом.

Жилой массив «Анатевка»

Впрочем, и Анатевка больше – не выдуманное селение. 1 сентября 2015 года поблизости от Боярки был торжественно сдан в эксплуатацию жилой массив с таким названием. Это – социально-адаптационный центр для переселенцев из Восточной Украины, построенный на средства еврейской общины. Так что, и персонажи мюзикла теперь получили постоянную «прописку» рядом с современными беженцами.