ЧТО ТАКОЕ БИБЛИЯ

Находясь на смертном одре, Вальтер Скотт, великий шотландский поэт и писатель, попросил своего друга, не отходившего от постели умирающего: «Пожалуйста, почитай мне Книгу». «Какую книгу?» – спросил тот с готовностью. «Разве ты не знаешь? – был ответ, – она лишь одна»

Речь шла о Книге. О Книге, которая единственно и может называться книгою, потому что в том смысле, в каком эта Книга является книгою, никакая другая книгою не является. Более того, все остальные книги мы имеем сегодня лишь потому, что существует Книга. Именно для ее распространения Ян Гуттенберг изобрел 500 лет назад типографский набор печатного станка.

Более того, большинство народов, живущих на Земле, имеют свою письменность лишь потому, что те, кто уже читал Книгу, хотели, чтоб и другие прочли ее. В положении таких народов находимся и мы с вами. Именно для распространения Книги среди восточноевропейских племен иностранцы-миссионеры Кирилл и Мефодий создали староболгарскую основу славянской письменности.

Позже было напечатано множество других книжек, в том числе – критикующих Книгу. Но уже то, что они вышли в свет, свидетельствует о значении Книги. Если бы не Книга, не существовало бы созданного специально для нее печатного станка, и эти книжки не на чем было бы печатать. К тому же, насколько ни была бы популярна та или иная книжка в то или иное время, не было случая, чтобы какой-нибудь бестселлер превысил тираж, которым ежегодно расходится Книга.

Эта Книга занимает настолько особенное положение, что у нее даже нет нужды в названии – она так и называется: «Книга», или, по-гречески, – «Библия». Но что она собой представляет? Спрашивая об этом, можно получить самые разные ответы. Одни скажут, что это самая читаемая книга в мире. Другие, что Библия – собрание еврейского фольклора. Третьи будут утверждать, что это – Слово Божие. Иные заявят, что Библия написана одними людьми, чтобы дурачить других. А кто-то, наоборот, скажет, что это сборник мудрых мыслей, собранных по всему свету для назидания потомков. Иные же, что в Библии зашифрована тайная мудрость людей, достигших особого просветления, и непросветленные не в состоянии понимать ее. Найдутся и те, кто будет настаивать, что Библия – это послание космического разума.

Давайте же попробуем разобраться, что такое Библия.

Прежде всего, стоит обратить внимание, что Библия, по большому счету, – не одна книга, а целая библиотека, собрание книг. Первым, что вы увидите, открыв Библию, будет оглавление – список книг, которые в нее входят. Как минимум, там будут перечислены 66 книг. В этом случае на титульном листе будет написано «канонические книги». Это значит, что ваше издание Библии содержит абсолютный канон – те 66 книг, которые признаны стандартом (каноном) всеми христианскими церквями. Если же такой надписи нет – не пугайтесь, у вас ничего не отнято, просто добавлен ряд еврейских текстов, имевших хождение в первом веке на греческом языке. Ранние христиане заимствовали эти тексты у иудеев еще до того, как те определились с составом текстов, который мы теперь называем каноном Ветхого Завета.

Позднее, в средние века, христианский канон Ветхого Завета сравнили с каноном иудейским, и оказалось, что эти книги в него не входят. Поэтому многие церкви не признают эти книги как канонические, и для них существует особое название – второканонические книги или апокрифы.

Во всякой библиотеке книги расставлены по стеллажам и полкам не случайным образом, а систематизированы по разным критериям: по жанрам, по авторам, по хронологии, в конце концов – по размеру книг (на одной полке стоят фолианты в твердом переплете, а на другой – тонкие брошюрки). Так же и в Библии. Почему, скажем, Послание Римлянам стоит раньше Послания Галатам? По этой самой причине – обе книги расположены на одной полке «Переписка апостола Павла», но сперва идут книжки потолще, затем – потоньше. Так же и на стеллаже «Пророческие книги»: небольшие по объему (так называемые «малые пророки») стоят на одной полке, увесистые («великие пророки») на другой.

Книги, составляющую Библию, весьма различны по жанрам: это и исторические хроники, и законодательные кодексы, и собрания мудрых изречений, и поэзия, и переписка, и описание таинственных видений, и поучительные истории. В большинстве своем они написаны разными людьми. Трудно даже представить себе это разнообразие: Библию создавало около сорока различных авторов, которые писали на трех разных языках (древнееврейском, арамейском и греческом) и жили на трех континентах (В Европе, Азии и Африке). Это были цари и пастухи, военнопленные и военачальники, , вельможи и ремесленники, виночерпии, раввины, врачи, историки, чиновники, налоговые инспектора. Люди разных профессий, разного социального уровня, живущие в разных странах и культурах, говорящие на разных языках. Большинство из них не знало и никогда не видело, а зачастую – и не подозревало о существовании друг друга. Более того, они жили в разное время: разброс периодов их жизни составляет 1500 – 2000 лет (то есть самые ранние тексты Библии были написаны, как минимум, за полторы тысячи лет до написания наиболее поздних книг).

Но есть нечто особенное, что отличает эту библиотеку от других. Несмотря на то, что ее тексты писало сорок разных человек на протяжении двух тысячелетий, в разных странах, на разных языках, это – единая Книга, единое и цельное произведение в абсолютном значении этого понятия.

У нее есть единая тема: грешное человечество получило спасение милостью Божией. Эта тема проходит сквозь всю Книгу.

У нее есть и единая композиция. Библия подобна музыкальному произведению. Возьмите, например, первую часть Второго фортепианного концерта Рахманинова – вы увидите как много в нем общего с композицией Библии. Подобно музыкальному произведению, Библия имеет вступление, в котором вводятся все затрагиваемые в ней темы. Начало книги Бытия и впрямь звучит, как мощные тяжелые аккорды одинокого рояля в Рахманиновском концерте. Рояль здесь – Бог. Никого нет кроме Него. Он произносит слово – и все сущее, все созвучия взрывоподобно врываются из небытия в бытие. И во всей Библии нет ни одной важной темы, основание которой не было бы заложено в скупых и величественных стихах первых одиннадцати глав книги Бытия.

Последующие части Ветхого Завета звучат как экспозиция, развитие темы, после чего наступает кульминация – Евангелия. Мощное тутти всего оркестра достигает наивысшего подъема в повествовании о Страданиях и Воскресении Христовых. Наступает реприза, завершение всех тем – Деяния Апостолов и Послания. В конце же звучит мощная кода, финал – книга Откровения Иоанна Богослова. И как разнообразно и многозвучно ни было бы все это грандиозное произведение, каждая его деталь работает на главную идею, составляя единую композицию.

Далее, во всей Книге одно главное Действующее Лицо. Во Втором фортепианном концерте Рахманинова главный инструмент – рояль. Он царствует во всем пространстве произведения. Все в произведении подчинено только ему, и формируется им, для него и через него. Остальные инструменты лишь указывают на его положение: на сцене царя «играет» окружение. Главное Действующее Лицо Библии – Христос. Он Сам убеждает нас в этом: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (От Иоанна 5:39). Вся Библия – о Христе, начиная с самых первых стихов – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит (К Колоссянам 1:16-17).

Итак, Библия имеет единую тему, единую композицию и одно главное Действующее Лицо. Представьте себе какое-нибудь другое произведение, состоящее из деталей, которые сделали разные люди, в разное время, в разных местах. И, тем не менее, это – единое произведение.

Представьте: на выставке космической техники вы подходите к замысловатому экспонату, и вам рассказывают: вот такие колеса оригинальной формы получились где-то под Саратовом, когда специалисты по металлообработке развлекались, экспериментируя в свободное от работы время над технологическими процессами. Одновременно в НПО «Энергия» кто-то подумал: а почему бы ни наштамповать кварцевых пластинок вот такого размера. Еще в одном месте, скажем, где-нибудь в Кургане, кому-то захотелось сделать кремнеорганические сочленения – вдруг пригодятся? В это время на днепропетровском Южмаше разработали реактивные ускорители для производившихся там тракторов. И так далее… Потом все это совершенно случайно свезли в одно место, свалили в одну кучу, и глядь – получился лунный модуль. Все детали точно подогнаны друг к другу, и всё служит единой цели. Конечно же вы, скорее всего, скажете, что все это сказки, и такого быть не может: наверняка изначально существовал общий замысел, был единый проект. Потому-то все эти детали, созданные в разное время, в разных местах, разными людьми, так точно подходят одна к другой и составляют единое целое – у конструкции есть единый автор. Кто бы, где бы потом ни проектировал и ни изготавливал каждую деталь или узел, все они заранее задуманы и предусмотрены генеральным конструктором.

Так и Библия, несмотря на то, что написана разными людьми, в разное время, на разных языках, имеет Единого Автора, Единого Генерального Конструктора, который вложил, вдохнул в сердца этих людей желание – вдохновил их – изготовить эти детали, написать эти книги, служащие единой цели. Именно об этом пишет апостол Павел: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тимофею 3:16-17).

Но даже в специализированной библиотеке, мы обычно не читаем все книги подряд, а начинаем с того, что представляется наиболее интересным или важным. В Библии тоже не обязательно читать все книги подряд, можно начать с любой. Но с чего бы вы ни начали, помните – вы читаете то же произведение, того же Автора, на ту же тему, подчиненное единому замыслу, выражающее единую мысль. Как во всей Книге, так и в каждой ее части отображен Божий план спасения человечества.

Впрочем, утверждениями самой Библии, что она – богодухновенная Книга, сейчас трудно кого-нибудь удивить. В наши дни развелось множество книг, в которых заявляется, что они вдохновлены Высшим Разумом, если вообще не спущены непосредственно с Небес. И чем дальше, тем таких книг становится все больше и больше (и, между прочим, в Библии давно предсказывалось, что так и будет происходить в Последние Времена). Можем ли мы как-либо определить – действительно Книга богодухновенна, или нет? В частности, каким критериям богодухновенная Книга должна соответствовать?

В первую очередь, от богодухновенного произведения стоило бы ожидать достоверности и точности. Бог Всеведущ, Его откровение должно быть точным во всех деталях. Не менее важно и то, насколько искажены дошедшие до нас тексты в сравнении с их оригиналами. Стоит ли на них полагаться?

Выяснять, насколько достоверна та или иная древняя книга, можно, сравнивая ее с другими письменными произведениями того же исторического периода. Это довольно интересная задача. Самый «молодой» текст Библии написан примерно 1900 лет назад, самому древнему – около 4000 лет. Но давайте для краткости остановимся лишь на Новом Завете, которому «всего» 1900 – 1950 лет. Эти тексты написаны на протяжении второй половины первого века н.э. и, соответственно, относятся к античному периоду истории. Что мешает нам сравнить их с другими произведениями античной литературы, и посмотреть, насколько достоверен текст, который мы располагаем сегодня, спустя почти две тысячи лет?

Выясняется, что такие произведения античной литературы, как, например, «История» Геродота или «Иудейские древности» Флавия дошли до нас в количестве лишь около десятка списков. Ведь до того, как был изобретен печатный станок, книги переписывались от руки. Когда свиток приходил в негодность, его переписывали – только так он мог дойти до нас – а изветшавший оригинал выбрасывали. Не сохранилось оригиналов ни одного из древних текстов – только списки!

Так вот, практически от всех античных текстов до нас дошло лишь около десятка списков, не более. Неимоверно рекордное положение по этому показателю занимает «Илиада» Гомера – около шестисот экземпляров. Число же древних списков Нового завета, дошедших до нас, превышает двадцать пять тысяч экземпляров!!! И все эти списки совпадают один с другим на уровне описок переписчиков, не влияющих на значение текста – точек, запятых, черточек, другого написания тех же слов.

Но на сколько эти списки удалены во времени от написания оригинала? Ведь списки могут быть выполнены через многие сотни лет. А чем более поздние версии мы имеем, тем меньше уверенность, что текст их близок к оригиналу. Для таких общепризнанных произведений античной истории, как, скажем, «Анналы» Тацита или «Галльские войны» Юлия Цезаря, характерная разница между оригиналом и самым ранним дошедшим до нас фрагментом списка составляет 500 – 1600 лет. Что же касается книг Нового Завета, то для фрагмента этот промежуток составляет всего 25 лет, для почти полного текста – 100 лет, для абсолютно полного текста – 250 лет. Обратите внимание – мы располагаем фрагментами списков, выполненных еще при жизни тех, кто лично знал авторов текста. Естественно, вряд ли они могут быть поддельными, потому что современники легко разоблачили бы ложь.

Далее, важным фактором является степень сохранности материалов. Древние произведения чаще всего доходят до нас в виде фрагментов. Наиболее часто бывают утеряны начало и конец – внешние края свитков и книг ветшают в первую очередь. Из 142 книг «Римской истории» Ливия сохранилось лишь 35. От «Римской истории» Тацита из 14 книг до нас дошло 4,5. «Анналы» Тацита, считаются фундаментальным произведением античной истории, но из 16 книг только две сохранились полностью, и еще две – частично. В то же время в Новом Завете нет ни одного утерянного фрагмента! Мы располагаем абсолютно полным текстом.

Мы также располагаем разнообразными внешними подтверждениями достоверности этих текстов. Первым типом такого внешнего подтверждения являются переводы на другие языки. Как уже говорилось, люди, читавшие Книгу, хотели, чтобы и другие тоже прочли ее. И, не считаясь ни с какими затратами – времени, средств, труда, – они переводили ее на другие языки (зачастую – создавая письменность для народов, не имевших таковой). Мы располагаем переводами Библии на латинский и сирийский, выполненными уже к 150 г. Н.Э. (то есть всего через 50 лет, после завершения последней книги Библии), а позже – и на другие языки античного мира. И по всем этим переводам можно убедиться, что они были сделаны с того же текста, которым мы располагаем сегодня.

Кроме того, Книгу часто цитируют. Ее цитируют сегодня, ее цитировали и раньше. И по древним небиблейским текстам (художественные произведения, переписка, трактаты, полемика), датированным с 96-го по 400-й годы, мы можем составить почти полный текст Нового Завета только на основании приводимых там цитат. Даже если бы до нас не дошел Новый Завет в его оригинальном виде, мы все равно имели бы его благодаря цитатам, запечатленным как в трудах сторонников Писания, так и его врагов. Последние приводили обильные цитаты, желая опровергнуть учение христиан; Господь же использовал их рвение, заготавливая для нас свидетельства достоверности Библейских текстов. Интересно получается: все, кто когда-либо сражался против Писания, лишь создавали шум, привлекающий внимание, и тем помогали Писанию утвердиться.

Вывод очень важен: мы располагаем достоверными и полными текстами Нового Завета – именно теми, что были написаны изначально. Богодухновенность Библии признают многие. В частности, на авторитет Библии опирался основоположник ислама пророк Магомет, провозглашавший своей задачей восстановление мусульманства (по-арабски – «покорности Богу») в соответствии Торой и Инжилем, т.е. Библией – Ветхим и Новым Заветом. Всякий может убедиться в этом, прочитав Коран. В частности, в суре Аль Бакара, аят 62, говорится: «Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане, и сабии, которые уверовали в Аллаха и в последний день и творили благое, – им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны». Но многие современные исламские деятели противопоставляет мусульманство христианству и, тем более – иудаизму. Как же они обосновывают такое несоответствие? Они заявляют, что у нас нет подлинных текстов Писания. Истинная Библия ранних христиан, дескать, еще имела хождение во времена Магомета, но после была утеряна, и нынешняя Библия – некий новый текст. Тем не менее, факты налицо: мы располагаем тем же самым текстом Нового Завета, что существовал и во время появления Корана, и задолго до этого. После же обнаружения в 1947 году Свитков Мертвого Моря (речь о которых пойдет ниже), отпали и все сомнения относительно текстов Ветхого Завета. Мы обладаем полным текстом Писания, соответствующим оригиналу.

Что ж, сохранность текстов – дело хорошее. Но является ли истинным то, что в них записано? Я, например, могу выдумать фантастический рассказ об инопланетянах, напечатать его миллионным тиражом, запаять каждый экземпляр в металлическую банку, закопать банки в разных частях света, и, не исключено, что спустя пару тысяч лет, хотя бы один экземпляр сохранится. Причем – в абсолютно точном виде, без каких-либо искажений. Будет ли достоверность текста означать достоверность описываемых в нем событий? Конечно же, нет! Как же тогда мы можем быть уверены в достоверности содержания Нового Завета?

Тут нам приходят на помощь внешние подтверждения иного рода. Несмотря на то, что евангельские события происходили в одной из наиболее удаленных провинций римской цивилизации, нехристианские литературные и исторические произведения не оставили их без внимания. Среди еврейских, римских и сирийских источников, датируемых периодом с 50-го по 180-й годы, насчитывается семнадцать (!) небиблейских текстов, содержащих в общей сложности более 150 подробностей о жизни, учении, смерти и Воскресении Иисуса Христа, а также некоторые элементы вероучения ранних христиан. Римские источники принадлежат перу историков (Тацит, Светоний, Талл), государственных чиновников (например, отчеты Плиния Младшего о ситуации с христианами в подчиненной ему провинции) и даже цезарей (Траян, Адриан). Иудейские (Талмуд, Иосиф Флавий) и гностические источники (фольклорные предания типа «Евангелия истины», «Евангелия от Фомы», «Трактата о воскресении») приводят свою точку зрения на факты, изложенные в Библии, и, хотя истолкование фактов в них порой весьма экзотично, сами факты этими текстами подтверждаются (не было бы фактов – нечего было бы истолковывать).

Из нехристианских источников (в том числе – написанных врагами христианства) мы знаем об Иисусе; о совершавшихся Им чудесах; об исполнившихся в Нем пророчествах Ветхого Завета; о том, что Сам Он не только был пророком, но и заявлял о Своей божественной природе. Кроме того, Он называется великим учителем и философом, призывавшим к отрицанию других Богов, проповедовавшим братство верующих в вечности.

Далее, из нехристианских источников мы знаем, что по обвинению в богохульстве Он был казнен через распятие, а позже Его снова видели живым. Его ученики стали верными последователями, проповедовавшими Его имя и Его учение. Даже если бы до нас не дошла Библия, очень многое было бы известно нам из небиблейских источников. Мы располагаем достоверным описанием жизни, учения и служения Иисуса.

Аналогично обстоят дела и с Ветхим Заветом. Взять хотя бы названия народов. Не так давно утверждалось, что многие народы, упомянутые в Ветхом Завете, вообще никогда не существовали. Например – хеттеи, жившие, согласно утверждениям Библии во втором тысячелетия до Р.Х. Других исторических текстов, где бы упоминавших этот народ, известно не было, и критики утверждали, что хеттеи – выдумка библейских авторов. Так продолжалось до 1905 года, когда археологи раскопали древнюю столицу хеттеев и нашли там огромное количество текстов на глиняных табличках. Описываемая в них история оказалась полностью соответствующей тому, что было известно о хеттеях из Библии.

Стоит нам заглянуть в Библию, многие загадки истории разрешаются сами собой. Так, любой специалист по древней истории расскажет вам, что примерно за 1500 лет до Рождества Христова Египет стремительно становится великой процветающей державой, а потом, вдруг, внезапно, приходят дикие и плохо вооруженные кочевые племена гиксосов и полностью порабощают всю страну. Представьте: огромную страну с многочисленной армией и самой совершенной военной техникой (колесницы были танками того времени) захватили разрозненные неорганизованные племена кочевников! Лишь добрую сотню лет спустя египтяне избавились от владычества дикарей. Как такое могло произойти? Загадка!

Но в Библии мы находим то, чего не пожелали записывать египетские историки: рассвет развития Египта совпадает со временем египетского пленения евреев. Египет процветал, потому что в нем было огромное количество даровой рабочей силы, к тому же принесшей с собой благословение Божье. «И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина» – говорит Писание (Бытие 39:2). Когда же народ Израиля выходил из Египта, армия со всеми колесницами и фараоном во главе погналась за ними и была потоплена в Красном море. Огромное государство остается без руководства и без армии! Потому-то оно становится легкой добычей для диких кочевых племен. Но если не принимать во внимание этих данных, записанных в Библии по вдохновению Господина истории, нам не понять истории, доставшейся нам во фрагментах человеческих свидетельств.

В Библии мы обнаруживаем всевозможные названия земель, имена царей, названия городов, описание событий, что говорит о скрупулезности ее повествования. Более ста лет светские историки вели интенсивные исследования, желая опровергнуть Библию. Теперь же историки изучают Библию, чтобы проверить достоверность своих исследований.

Мы живем в счастливое время, когда нас уже не атакуют постоянно вымыслами о ложности Библии. Достоверность и точность Писания во всех деталях общепризнанна. Но, опять же, точность во всех деталях не является доказательством богодухновенности. У меня есть телефонный справочник, и он точен во всех деталях. Но является ли он богодухновенной книгой? Конечно же, нет. Изложенные в нем данные были известны издателю и прошли тщательную проверку.

А не говорится ли в Библии о том, что людям тех лет не было известно? Это поразительно, но в текстах Библии мы находим данные естествознания, о которых люди не имели представления во времена их написания! Лишь спустя тысячи лет, благодаря развитию науки и техники, в результате тщательных исследований и гениальных открытий люди узнали, о том, о чем в Библии было сказано изначально. Многие тысячи лет назад Библия утверждала, что Земля круглая (Исаия 40:22) и свободно висит в пространстве (Иов 26:7), а звезд на небе бессчетное число (Бытие 22:17), хотя до изобретения телескопа были известны лишь около полутора тысяч – те, что видны невооруженным глазом.

В Библии сказано, что созвездия меняют свои очертания со временем (Иов 38:31); что воздух имеет вес (Иов 28:25); что жизнь обеспечивается кровообращением (Бытие 9:6); что Луна и Солнце имеют разный размер (Бытие 1:16); что земная кора находится в изостатическом (равновесном) состоянии (Исайя 40:12); что на Земле существуют разные часовые пояса (Матфей 24:27 ср. Лука 17:34-36); что существует круговорот воды в природе (Еклизиаст 1:7). Именно в Библии, за 3500 лет до того, как люди узнали о существовании бактерий, являющихся причиной инфекционных заболеваний, описаны основы гигиены и эпидемиологии (Второзаконие 23, Левит 15). Люди еще не знали, что такое микроб, но в Библии было описано, как не заразиться, как организовать карантин.

Возьмите любую книгу по естествознанию, написанную 20-30 лет назад, и вы увидите, насколько безнадежно она устарела. И чем раньше она написана, тем наивнее она нам кажется теперь. Но лишь только сейчас, через тысячи лет, мы начинаем понимать некоторые истины, записанные в Библии. Ни одна из научных идей, описанных в Библии, не устаревает. Тем не менее, с одной стороны, Библия – не учебник естествознания, с другой стороны, все эти научные знания получены людьми. Мог же кто-нибудь просто узнать об этом раньше других?

Не менее значительным свидетельством богодухновенности Библии являются записанные в ней пророчества. Бог – властелин истории: «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Исаия 46:10). Никто еще и предполагать не мог, как будут развиваться события, а пророчества уже сотни и тысячи лет до того были записаны в Библии, «ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые божьи человеки, будучи движимы духом Святым» (2 Петра 1:21).

Правда, сейчас такое время, что пророков – хоть отбавляй. Открываем любую газету – там гороскопчик: «Козерогам сегодня грозят неприятности, и необходимо особенно тщательно следить за собой». Очень хорошее предсказание, даже козерогам понятное: у кого не случается неприятностей, если не следить за собой? Такое пророчество говорит абсолютно ни о чем. Далее: «Раки, будьте сегодня особенно внимательны, чтобы не пройти мимо своего счастья». Счастье не сложилось – значит прошли мимо, потому что были невнимательны. Подобных пророчеств – огромное количество. Допустим, пророчества Нострадамуса. В них все настолько смутно – можно подогнать под них все, что угодно, было бы воображение.

Библейские пророчества имеют совершенно другую природу. К ним предъявляются очень четкие требования. И ответственность за достоверность пророчеств – немалая. Если бы кто из составителей гороскопов знал о ней, вряд бы решился на этот сомнительный бизнес. «Пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: `как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?’ Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его» (Второзаконие 18:20-22).

Первое требование, предъявляемое к истинному пророчеству – оно должно говорить о людях и событиях, удаленных настолько, чтобы не возможна была простая догадка или прогноз. Когда мы говорим, какая погода будет через неделю, или кто победит на ближайших выборах – это прогноз. В Библейских же пророчествах говорится о событиях, о которых в принципе еще никто знать не мог. Зачастую эти события вообще противоречили здравому смыслу. Например, в самый расцвет Вавилонского царства, когда, казалось, ничто не грозит его процветанию, было провозглашено, что пройдет такое-то количество лет, и это самое могущественное государство в мире будет разрушено, причем – вполне определенным образом. И все сбылось именно так, как было предречено.

Во-вторых, пророчество должно быть ясным и конкретным; содержать легко распознаваемые детали, чтобы, когда оно исполнится, ни у кого не было сомнений, что это исполнилось именно оно.

И третье требование – пророчество должно исполниться во всех подробностях.

Приведем пример – пророчество об огромном городе-крепости Тире. Это был ключевой торговый порт восточного средиземноморья, и в его процветании были заинтересованы все существовавшие страны, обогащавшиеся за счет торговли с ним. Но вот некий еврей провозглашает от Божьего Имени: «…Я – на тебя, Тир, и подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои. И разобьют стены Тира и разрушат башни его … разрушат стены твои, и разобьют красивые домы твои, и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду … И сделаю тебя голою скалою, будешь местом для расстилания сетей; не будешь вновь построен: ибо Я, Господь, сказал это, говорит Господь Бог» (Иезекииль 26:3-14).

Пророчество это было произнесено, примерно, в 588 г. до Р.Х. и, казалось, начало исполняться довольно быстро. Уже через год царь Навуходоносор осаждает город. Тир был прекрасной крепостью, и осада длилась три года. Через три года Тир пал, и Навуходоносор ушел, предварительно разрушив его укрепления. Можно было сказать: суровый прогноз в основном сбылся, детали же в нем – художественное преувеличение (многие народы; камни, брошенные в море; голая скала, и прочее). Но проходит 250 лет, и случается то, чего в принципе никто предвидеть не мог: небольшая ранее малоизвестная полудикая этническая группа македонян, тихо существовавшая в тени процветающей ахейской культуры, вдруг формирует сильнейшее государство и за какой-то десяток лет порабощает весь цивилизованный мир. Так возникает огромная ранее не существовавшая Македонская империя во главе с Александром Великим. Когда в 332 году многонациональное войско Александра Македонского подступило к Тиру, население, укрываясь от завоевателей, переправилось на остров, находившийся в море напротив города, примерно в ста метрах от берега. Александр предлагает защитникам острова сдаться и, когда они отказываются, он, никогда не слыхавший о каком-то там еврейском пророчестве, отдает гениально простой приказ: разобрать все здания города камень за камнем и, сбросив их в море, насыпать мол до самого острова. Армия в точности выполнила приказ, защитники острова были схвачены, а на месте, где некогда стоял огромный город, осталась лишь голая скала, место для расстилания сетей.

Точно так же, во всех мельчайших деталях и подробностях, сбылись пророчества о разрушении величайших городов древности Вавилона, Ниневии, Иерусалима. Но, разрушение чего-то существующего, насколько надежным оно не казалось бы, не самое невероятное событие. Как говорил герой Марка Захарова в фильме «Формула любви», то, что один человек построил, другой завсегда поломать сможет. Но возьмите обратное пророчество: восстановление уничтоженного. Так, почти 2000 лет Израильского государства не существовало. Но еще за сотни лет до падения Иерусалима пророками было предсказано, что в последние дни Бог соберет Свой народ. Какой народ? Евреи были рассеяны по всему лицу земли, их отовсюду гнали, уничтожали в погромах, сжигали в печах концлагерей. И вдруг, в 1948 году, возникает государство Израиль! Полная неожиданность для всех – просто шок. По какой предвидимой причине такое может произойти? Ни по какой! Просто Бог – Властелин истории, и все, что Он сказал – сбудется. И сбудется не благодаря естественному ходу событий, а, наоборот, вопреки ему, чтобы все видели, Кто творит историю.

Мы упомянули лишь несколько исторических пророчеств. В Библии таковых – десятки. Но стоит отметить особый тип библейский пророчеств – так называемые Мессианские пророчества. На протяжении последних трехсот лет до Рождества Христова, от Малахии вплоть до начала проповеди Иоанна Крестителя, в Израиле вообще не было пророков (1 Маккавейская 4:46). Но за многие сотни лет до предназначенного срока Писание предсказывало приход Христа-Помазанника. Где и как Он родится; как будет жить; какие чудеса и знамения совершит; кем и за какую сумму будет предан; по какому приговору и каким образом будет казнен, как восстанет из мертвых – многочисленные детали (всего – более трехсот) Его жизни, смерти и Воскресения описаны за сотни лет до Его рождения на земле. Ученые подсчитали вероятность случайного совпадения исполнения лишь тринадцати наиболее ясных и бесспорных мессианских пророчеств, и оказалось, что она составляет один к 10^140. Десять в 140-й степени – это единица со ста сорока нулями после нее! С чем можно сравнить такое число?

Вы знаете, что вся наша вселенная состоит из атомов (в Библии, кстати, об этом написано за тысячи лет до открытия атома учеными – Притчи 8:26). Так вот, если бы каждый атом сам был целой вселенной, то есть состоял бы из такого же числа частиц, как целая вселенная, тогда всех этих воображаемых частиц (атомов от атомов) было бы примерно 10 в 140-й степени. Так вот, вероятность исполнения всего лишь 13-и пророчеств такова же, как возможность случайно, наугад, поймать одну заранее задуманную из таких частиц-от-частиц этой воображаемой гипервселенной!

Возьмем лишь один пример пророчества, которое в принципе невозможно объяснить иначе, как откровением Божьим: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена» (Даниила 9:25).

На самом деле это – двойное пророчество. Народ Израиля уже тогда был угнан в рабство и рассеян, и предположить, что евреи вернутся домой и вновь отстроят Иерусалим, было слишком смелой фантазией. Здесь же это предсказывается, а Исаия даже называет имя того, кто даст евреям приказ всем вернуться домой и отстроить Иерусалим – царь Кир (не менее поразительно, что когда произносилось это пророчество, никого царя с таким именем еще не существовало). Но в рассматриваемом нами пророчестве Даниил за 600 лет до рождения Мессии не только предсказывает Его пришествие, но и сообщает его дату. Что же это за дата?

Седмина – это семь лет. Год тогда определялся по лунному календарю и составлял 360 дней. Если подсчитать величину указанного Даниилом периода времени, получится 173.880 дней. Нам известно, что указ о восстановлении Иерусалима, в пересчете на наше летоисчисление, вышел 14 марта 445 года до Р.Х. (Неемия 2:5-18). Добавляя 173.880 дней к указанной дате, то мы приходим к числу 6 апреля 32 г. Н.Э. Но, по мнению некоторых исследователей, это – не что иное, как дата входа Господня в Иерусалим! Это был единственный день в жизни Иисуса, когда Он явил Себя Владыкой, позволив воздавать Себе царские почести!

Может ли такое совпадение быть случайным? Отнюдь! Это очевидно каждому. Поэтому все, что могли утверждать противники Писания, это что данное пророчество – подделка, что, дескать, фанатики-христиане позже вписали данный фрагмент в старинные тексты, чтобы подтвердить свою правоту. Вы можете найти эту точку зрения почти в любой книжке, написанной до 1947 года. Но в 1947 году было сделано фундаментальнейшее открытие: вблизи селения Хибет-Кумран были найдены, так называемые Свитки Мертвого моря. Мальчик-пастух пошел искать овцу потерявшуюся, увидел в скале пещеру и, бросив в нее камушек, услыхал звук разбитого глиняного сосуда. Мальчик вскарабкался к пещере, и там оказалась «законсервированная библиотека» – огромное количество запечатанных глиняных кувшинов с древними свитками. В античные времена в этих краях жила иудейская секта. При приближении римлян члены общины ушли, предварительно запечатав свитки в кувшины и спрятав их в пещерах. Так были найдены Кумранские рукописи – самые древние списки текстов Ветхого Завета. И они оказались абсолютно совпадающими с теми текстами, которыми пользуемся мы! В их числе был найден и экземпляр списка книги пророка Даниила, выполненного за 300 лет до Рождества Христова, и содержавшего то же самое пророчество – слово в слово! Любое подозрение о позднейшей вставке просто отпало. Осталось лишь одно объяснение: Бог, Властелин истории, знающий от начала, что будет в конце, вдохновил Даниила записать данное ему откровение.

Совокупность текстуальных, исторических, научных и пророческих свидетельств убеждает нас: Библия – Слово Божье, открывающее людям Его волю. Но есть и такие, кто говорит: «Библия – действительно великая Книга, она послана с неба на Землю. Нам надо ее положить на почетное место, поклоняться ей, и ни в коем случае не читать. Это – откровение, данное святым Богом, и мы, грешные люди, в принципе не можем понять того, что там записано. Это – тайна». Тем не менее, Писание говорит обратное: Библия послана именно для нас, грешных людей, чтобы мы, читая ее, познавали Бога и Его волю относительно нас. Об этом заявляется однозначно и неоднократно:

Исаия 34:16: «Отыщите в книге Господней и прочитайте; ни одно из сих не преминет придти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и сам дух Его соберет их». Обратите внимание: не призовите какого-нибудь жреца, оракула или тайновидца, который расшифровал бы написанное – прочитайте!

2-е послание Петра 3:2: «чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими». Слова, реченные пророками, необходимо помнить!

Откровение 1:3: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко». Блажен (т.е. абсолютно счастлив) не только читающий, но даже слушающий, если при этом еще и соблюдает написанное, а это подразумевает понимание читаемого или услышанного.

2-е Тимофею 3:15: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса». С детства! То, чего Бог хочет от человека написано простым языком, и даже ребенок может понимать это.

Нельзя не упомянуть еще одно свидетельство в пользу того, что Библия – слово Божие. Это – ее способность изменять жизни людей. Не много найдется таких, кто брался бы серьезно прочесть эту Книгу, и остался таким же, как и раньше.. Практически каждый верующий может рассказать об этом свою собственную историю. Мы можем добавить к этим свидетельствам и огромное количество таких известных имен, как Блаженный Августин или Франциск Ассизский; Блез Паскаль или Клайв Льюис, Чарльз Колсон или Джош МакДауэл. Всё это – люди, отвергавшие Писание, и начавшие читать его с чисто критической целью – опровергнуть выдумки религиозных фанатиков. В результате они стали самыми убежденными глашатаями Книги!

Чарльз Колсон, бывший советник президента США, а теперь президент Тюремного Братства, рассказывает: «Когда мой самый близкий друг впал в это безумие, я, как юрист, решил подойти к этому вопросу просто: взял недельный отпуск и уехал на дачу, прихватив Библию и блокнот для деловых заметок, в котором каждая страница была разделена на две колонки. В одну колонку я собирался записывать аргументы в пользу того, что Библия – слово Божие, во вторую – против этого. К концу отпуска первая колонка была исписана до конца тетради. Вторая осталась чистой. Как честный человек я должен был признать, что, нравится мне это или нет, Библия – слово Божие».

Способность Библии менять людей к лучшему признают даже атеисты. Они говорят: «Мы не верим в эти сказки, но нужно разрешать народу изучать их потому, что от этого люди становятся лучше». Доводилось вам слышать такую точку зрения? Так, может быть, это вовсе и не сказки, а предназначение человека? А сказки атеистов, от которых, как сами они признают, человек лучше не становится, не что иное, как наследие греха, того самого бунта против Бога, что заложен в падшем человеке. Библия полезна, потому что она – инструкция нашего Изготовителя, а Он знает наше предназначение как никто другой: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тимофею 3:16-17).

Не полезность Библии определяет ее ценность! Не потому она истинна, что полезна, а полезна, потому что истинна! Потому что она – истинное Слово Божие; потому что дана нам с определенной целью: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Евангелия от Иоанна 20:31).

Встает вопрос, почему же, не смотря на столь очевидную достоверность этой Книги – и с точки зрения текстуальной, и с точки зрения пророческой, и с точки зрения исторической, и с точки зрения нравственной – люди продолжают ее отвергать? Хотя людей постоянно обманывают и тем, что говорится по телевизору, и тем, что обещают в предвыборных программах кандидаты на различные посты, люди упорно продолжают верить телевизору и предвыборным обещаниям политиков. Но чем больше накапливается свидетельств истинности Библии, тем с большим сомнением к ней относятся, сильнее ее отвергают. Почему? Об этом тоже сказано в Библии. В каждом из нас живет грех – от рождения заложенный в нас бунт против Бога. Очевидное и ясное мы отвергаем, а в явную ложь готовы верить, лишь бы она нам помогла не принимать истину. Об этом-то и пишет апостол Павел: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» (Послание к Римлянам,1:21-22).

Вся Книга имеет единую тему: грешное человечество получило спасение милостью Божией. Библия – живое Божие Слово, Слово жизни. Ни одна историческая книга, ни одна философская книга, ни одна нравоучительная книга за всю историю человечества не подвергалась такой критике, как Библия. Самоуверенные интеллектуалы постоянно расшибли свои лбы об эту Книгу, пытаясь доказать ее ложность. Где эти люди? Кто их помнит? Чем больше люди искали свидетельств против нее, тем больше обнаруживали доказательств ее истинности. Ничем нельзя объяснить существование этой Книги, кроме как откровением Творца.

В свое время Вольтер заявлял, что своими трудами он полностью подорвал веру в Книгу, и через сотню лет уже никто уже не будет помнить, что такое Библия. Знаете, что сейчас находится в бывшем доме Вольтера в Женеве? Европейский офис Объединенных Библейских обществ. Библия как существовала, так и существует. «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано. Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь» (1 Петра 1:24-2:5).

Вы когда-нибудь видели новорожденных младенцев? Очень любознательные существа! Сколько для них всего интересного вокруг. Когда у меня родилась дочка, мне так нравилось смотреть, как она с первого дня познавала мир. Ей было интересно, когда мама ходила по комнате; ей было интересно, что это за бородатый мужик подходит с погремушкой, кто он такой? Солнечный лучик пробился через окно – она заулыбалась. Все вокруг привлекало ее внимание. Но существовало нечто, без чего ее ничто уже не интересовало. Это – молоко матери. Если не было этого, все остальное теряло смысл. Об этом-то, и говорит Писание: «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко», потому что без него мы не можем соответствовать своему предназначению. Без этого все остальное, чему мы могли бы радоваться, теряет смысл. Это – единственный фундамент, на котором мы можем строить свою жизнь.

НАКОВАЛЬНЯ

Дональд Нэш, вольный перевод Татьяны Чистяковой (Ярославль)

Я однажды услышал удары молота.

Поначалу подумал: набатный колокол!

И когда к кузнецу подошел я с расспросами,

Много молотов старых увидел разбросанных.

«Что ты делал, старик, с наковальнями ветхими?

Не одна уже в лом превратилась, наверное?»

«Нет, моя наковальня не бывала расколота:

У меня разбивались одни только молоты.»

И тогда я подумал, что Слово Всевышнего

Тверже, чем наковальня, — нерушимая Истина!

Пусть удары сомнений звучат, словно колокол,

Наковальня цела, а разбиты лишь молоты.

* * *

Мне судьба быть на ту наковальню поставленным,

Оказаться однажды металлом расплавленным.

Стать другим, измениться, и, отбросив сомнения,

Быть готовым к призванию, быть готовым к служению!