• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • Вы находитесь: » » Отцы церкви верили в «молодую землю» и Всемирный Потоп.

    Отцы церкви верили в «молодую землю» и Всемирный Потоп.

    0 116

    Существуют еще две причины для рассмотрения истории интерпретаций Книги Бытия:

    1. Общие соображения: если идея долгих эпох всегда была популярна, значит, можно найти ей подтверждение в Библии. Если же она приобрела популярность только вместе с соответствующими «научными» теориями, то, скорее всего, такие интерпретации мотивированы попытками примирить Библию с «наукой».
    2. Специально для тех, кто отстаивает идею «долгих эпох» в церкви: когда их обвиняют в том, что они следуют за «наукой», а не за библейским текстом, они возражают, что на протяжении всей истории толкователи Библии не исключали возможность «эпох творения». Следовательно, важно рассмотреть, насколько обосновано это возражение.

    Василий Великий (327–379 н. э.) в своих «Беседах на Шестоднев», проповедях о шести днях творения, утверждал, что дни творения – это дни в прямом значении слова, самые обычные дни; что от повелений Божьих земля немедленно покрылась кустами и деревьями, а реки наполнились рыбой (см. пункт 6 выше); что животные изначально не ели друг друга (см. пункт 7 выше); что Солнце было создано позже, чем Земля, и т. д. Василий возражал и против эволюционных идей, говоря о том, что люди никак не могли произойти от животных32. Тут следует отметить, что идеи эволюции придуманы не Дарвином; они восходят к таким философам дохристианской эпохи, как Анаксимандр, Эпименид, Лукреций. И эти идеи изначально были языческими, направленными против единого Бога.

    Некоторые неправильно интерпретируют позицию отцов церкви, потому что невнимательно читают их труды. Восточная православная церковь традиционно рассматривает неделю Творения как реальную неделю, однако параллельно с этим зачастую видит в ней аллегорию с семи тысячами лет земной истории – именно столько лет якобы должно пройти до конца света. Но православная церковь совершенно точно никогда не считала дни творения долгими эпохами!

    Покойный Серафим Роуз, православный священник, скрупулезно собрал высказывания отцов церкви, показывающие, что они воспринимали Книгу Бытия  так же, как и современные креационисты33. Доктор Терри Мортенсон (Terry Mortenson), защитивший диссертацию по истории геологии, пишет в рецензии на книгу Роуза:

    «Его [Роуза] главными источниками были ранние отцы церкви, писавшие комментарии к Бытию: Иоанн Златоуст (344–407), Ефраим Сирийский (306–372), Василий Великий (329–379) и Амвросий Миланский (339–397). Однако он пользовался работами и других отцов церкви IV века и более поздних веков, писавших о тех или иных аспектах Бытия 1–11»34.

    Роуз показал, что отцы церкви были единодушны в своих взглядах на неделю Творения, грехопадение и Всемирный Потоп. Они верили также в мгновенность актов Божьего творения и считали, что мир до грехопадения принципиально и кардинально отличался от того, каким он стал впоследствии.

    Кое-кто, пытаясь украдкой протащить в Библию идею «долгих эпох», ссылается на Августина и Оригена. Эти двое, будучи представителями Александрийской школы, были склонны аллегоризировать различные эпизоды Священного Писания. Однако их аллегория дней творения не вытекает из библейского текста, а навеяна более поздними влияниями – в частности, их приверженностью неоплатонической философии (из которой они и «вывели», что Бог не стал бы стеснять Себя временными рамками и т. д.). Но, в отличие от тех, кто пытается подпереть собственные идеи «долгих эпох» аллегориями Августина и Оригена, двое последних утверждали, что Бог сотворил все сущее мгновенно. И они явным образом высказывались в пользу библейской шкалы времени (несколько тысяч лет) и Всемирного Потопа7.

    Конечно, можно сказать, что толкование отцов церкви ошибочно, что у нас в руках гораздо более совершенные орудия герменевтики. Но современные экзегеты – не первые кто обладает знаниями о языках и культурах Библии. На тех, кто выдвигает новые интерпретации, лежит бремя ее доказательства.


    7 Sarfati, J., ID theorist blunders on Bible: Reply to Dr William Dembski,creationontheweb.com/dembski, 7 February 2005.
    32 Batten, D., Genesis means what it says: Basil (ad 329-379), Creation 16(4):23, September 1994;creationontheweb.com/basil.
    33 Труды Роуза были опубликованы посмертно в кн.: Genesis, Creation andEarlv Man, Platina, CA, 2000.
    34 Mortenson, T., Orthodoxy and Genesis: What the fathers really taught, TJ 16(3):48-53, December 2002;creationontheweb.com/seraphim.

     

  • Христианин должен следовать примеру Христа.
  • Иисус признавал историю сотворения и Потопа.
  • Бытие - историческая летопись.
  • Во всем Ветхом Завете Бытие воспринимается как реальная история.
  • В Новом Завете Бытие 1-11 воспринимается как реальная история.
  • Вера в Бытие согласуется с фактами божественных актов.
  • Без летописи Бытия не объяснить страдания и смерть.
  • Бытие - основание Благой Вести.
  • Историчность Бытия - основание христианского мировоззрения.
  • Неверие в историчность Бытия отрывает Библию от реального мира.
  • Отцы церкви верили в "молодую землю" и Всемирный Потоп.
  • Реформаторы считали летопись Бытия подлинной историей.
  • Исторический материализм - догма атеизма.
  • Неверие в достоверность Бытия ведет к ереси.
  • Причина не воспринимать летопись Бытия буквально - в греховности человека.
  • Наука подтверждает достоверность Библии.
  • Вопросы происхождения вне сферы практической науки
  • Почему это важно?
  •  

    Похожие публикации
    Demo scene