• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • Вы находитесь: » » » Экспириентальная апологетика (апологетика религиозного опыта)

    Экспириентальная апологетика (апологетика религиозного опыта)

    0 254

    Представители экспириентальной апологетики (от англ. Experience, опыт, субъективные переживания) полагают религиозные переживания важнейшим, или даже – единственным свидетельством в поддержку христианской веры. Некоторые из них обращаются к общему религиозному опыту, другие – к частным его проявлениям. К последней категории относятся как сторонники мистического опыта, так и те, кто рассматривает переживания, связанные с обращением в качестве частично сверхъестественного опыта. Таким образом, эта категория включает представителей с весьма существенными различиями в подходах.


    Общий религиозный опыт открыт всем. Частный – более ограничен. Так, например, мистики проповедуют особый, специфический опыт познания Бога. Мистические переживания отличаются от общего религиозного опыта тем, что мистики называют прямым и непосредственным контактом с Богом. Христианские мистики утверждают, что такой опыт несет в себе самоочевидную истину.


    Встречу человека с Богом при так называемом экзистенциальном опыте нельзя рассматривать как мистический опыт, однако сторонники такого подхода, подобно мистикам, настаивают, что этот тип переживаний сам удостоверяет свою подлинность, поскольку в этих случаях Бог касается человека непосредственно, иррациональным образом, более важным и реальным, нежели чувственный опыт. Далеко не все соглашаются признать подобное переживание апологетическим свидетельством, однако оно, несомненно, способствует распространению христианства среди тех, кто отвергает апологетические подходы в традиционном смысле слова, пренебрегая рациональными аргументами и материальными свидетельствами ради того, что они полагают самодостаточным опытом.


    Аргументы в пользу существования Бога, основанные на личных религиозных переживаниях, иногда используются в классической апологетике и апологетике свидетельств. Разница состоит в том, что сторонники апологетики религиозного опыта признают только иррациональные, мистические или экзистенциальные свидетельства. В других же подходах религиозный опыт – лишь звено в цепи разнообразных аргументов.


    Среди христианских мистиков выделяется имя Мейстера Экхарта (Meister Eckart). Представители экзистенциализма – Сёрен Кьеркегор, Рудольф Бултман и Карл Барт. Сторонники более широкого подхода к религиозному опыту – Фридрих Шлейермахер и Пауль Тиллих.


  • Классическая апологетика.
  • Эвиденциальная апологетика (апологетика свидетельств).
  • Экспириентальная апологетика (апологетика религиозного опыта).
  • Историческая апологетика.
  • Прессупозиционная апологетика (апологетика предпосылок).
  • Систематический подход к христианской апологетике.
  • Похожие публикации
    Demo scene