• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • Вы находитесь: » » БАЛАКЛИЦКИЙ, М.А. - "Адвентистская пресса Украины о причинах и путях разрешения социальных конфликтов"

    БАЛАКЛИЦКИЙ, М.А. - "Адвентистская пресса Украины о причинах и путях разрешения социальных конфликтов"

    0 154
    Все статьи автора: Балаклицкий М.А.

    М. А. Балаклицкий
      г. Харьков, Украина

    Актуальность данной статьи обусловлена особым местом социальной тематики в христианской периодике Украины. С одной стороны, Конституция Украины закрепляет отделение Церкви от государства, а с другой, общество ждет конкретных шагов Церкви относительно разрешения общественных проблем, даже обвиняя ее устами светских медиа в игнорировании насущных вопросов. В служении тех протестантских Церквей, которые декларируют свою аполитичность, одним из главных направлений общественной активности является социальная деятельность – прежде всего благотворительность.

    Цель работы – изучить механизмы формирования и подходы к решению социальных проблем, предлагаемые адвентистской периодикой.

    Задача разыскания – проанализировать функции социальной проблематики в прессе Церкви христиан-адвентистов седьмого дня в Украине на материале наиболее распространенного регионального издания конфессии – дайджеста «Твій шлях» (укр. «твой путь»).

    Степень исследованности темы. Из известных нам студий адвентистской периодики (Ярослава Клачкова, Алексея Опарина и автора этих строк [1-4, 6, 8]) и масс-медиа других Церквей Украины социальная проблематика нигде не очерчивалась как отдельная тема. Например, Ольга Закревская [5] рассматривает планирование семьи не в социальном, а в этическом аспекте.

    Для анализа используем региональную печать как наилучшее проявление ризоматического характера инициативы прихожанина-протестанта. В украинском адвентизме местные периодические издания с момента своего появления в начале 1990-х годов были более интересными и актуальными, чем официальные органы. Контент-анализ изданий «Моя надія» (укр. «моя надежда» – г. Львов, выходит с 1990), «Мост надежды» (г. Запорожье, с 2002), «Путь» (г. Харьков, с 2002), «Вечное сокровище» (г. Киев, с 2003), «Свободная жизнь» (г. Харьков, с 2005) и «Твій шлях» (г. Каменец-Подольский, с 2005) показал неуклонное возрастание места и роли социальной проблематики в них.

    Наиболее выразительно она присутствует в двуязычном дайджесте «Твій шлях». Инициативная группа сформировала редколлегию журнала на бесплатной основе, то есть сам периодический орган изначально мыслился как благотворительный просветительский проект. Главный редактор Виталий Сафонов – предприниматель, покрывающий львиную долю затрат на издание из собственных средств. Тираж в тысячу экземпляров распространяется бесплатно. «Твій шлях» имеет статус республиканского журнала, что позволило организовать подписку с 2008 года. Выходит ежемесячно на 22 страницах мелованной бумаги таблоидного формата. Издание иллюстрировано, обложка полноцветная. Источники новостей – светские информационные порталы, аналитических статей – христианские ресурсы, преимущественно протестантские.

    При анализе содержания журнала было установлено, что за два года выхода – 2005-2007 – социальной тематике посвящено 333 материала – львиная доля его публикаций. Выделены 22 направления социальной тематики, которые составили следующий рейтинг частотности появления на его полосах (позиции с одинаковыми показателями помещаем в одну строку через косую черту):

    81 материал –  здоровый образ жизни;
    39 – родители и дети;
    36 – семья;
    29 – исцеление;
    18 – оппозиция абортам;
    17 – межличностные отношения / психологические отклонения / общественная тематика;
    13 – спасение в экстремальной ситуации как ответ на молитву;
    10 – положение сирот / альтруизм;
    10 – финансовые вопросы;
    9 – профессиональный успех;
    7 – положение заключенных;
    4 – положение бездомных / опасность оккультизма;
    3 – категория честности / голод;
    2 – девиантное поведение / эвтаназия;
    1 –причины современного катастрофизма / охрана окружающей среды.

    Согласно рубрикатору дайджеста (36 наиболее употребительных названий), здоровье и семья являются сознательными приоритетами тематической политики издания. Они являются также базовыми ценностями «социальной концепции» анализируемого органа.

    За исследуемый срок дайджест отображает довольно целостную картину жизни в браке: подготовки к нему, основных трудностей и угроз, путей их преодоления, а также критику «альтернатив» традиционной семейной модели. Потенциальная «совместимость» пары ухажеров определяется мерой соответствия – возрастного, интеллектуального, социального, религиозного. Но «создать семью по всем правилам и советам, это еще не все... надо семью сохранять на протяжении всей жизни» (Твій шлях. – 2005. – № 5. – С. 3. Далее название журнала пропускаем). Важным отличием этих рекомендаций является акцент на том, что вместо того, чтобы подыскивать идеальную пару, ставя семейную гармонию в зависимость от этого аспекта, молодому человеку или девушке следует настолько же работать над собой, чтобы самому стать привлекательной партией. Уделено внимание и аспектам добрачных отношений, библейским нормам свиданий, потребности глубокого психологического общения пары при воздержании от половой близости. Являются важными и психологические устои молодого человека, его представление об оптимальной семье, горизонт его ожиданий от своего брака. По мнению авторов публикаций, религиозность брачной пары обеспечивает прочность ее моральных принципов; восприятие семейного союза как Божьего дара, внедрение в практику библейских норм семейной жизни освящает брак, выводя его за пределы рядового приватного соглашения; верующие имеют бóльшую радость в интимных отношениях; счастливый брак существенно продлевает жизнь.

    Редакция пропагандирует патриархальную модель семейных отношений. Согласно материалам издания, настоящим мужчину делает добровольная ответственность за других, и при таком муже женщина может отказаться от главенствующей позиции в семье. Вместе с тем утверждается, что идея женской эмансипации является продуктом феминистской пропаганды. Благословляя христианский брак, Господь дает жене силы не бояться супружеской измены. Отношения доверия и зрелости – цель идеальной женщины. Науке общения брачной пары посвящено шесть материалов. Сделан акцент на необходимости не только «функциональной», «деловой», а, прежде всего, душевной коммуникации мужчины и женщины, на неконструктивности споров и необходимости покаяния в них (на сварливых супругах даже раны заживают медленнее). Конечно, журнал содержит и советы относительно реакции на словесные «провокации».

    Наибольшей угрозой семейной гармонии назван развод (шесть материалов) и приведены примеры того, как последовательный поиск примирения хотя бы одной из сторон давал положительный результат. Как можно было ожидать, не менее бескомпромиссной будет и критика «прогрессивных альтернатив» традиционной семье – гомосексуализма, лесбиянства, мастурбации, полигамии, добрачных сексуальных контактов – учитывая опасности телегонии, СПИДа, одиночества, эгоизма, цинично-потребительского отношения к партнеру и безответственности по отношению к (возможным) детям.

    Семейному воспитанию дайджест придает огромное значение. Читателя мотивируют к этому широкой картиной морального упадка детей и нарушений их прав, прежде всего, со стороны родителей. Среди «объективных» источников опасности названы компьютерные игры (подробнее об этом ниже) и бесконтрольный просмотр телевидения. Тем не менее, в фокусе внимания журналистов – безответственность самих родителей. Журнал приводит данные, что больше 800 млн. детей является жертвами различных форм эксплуатации; дети повсеместно страдают от семейного насилия, конфликтов между родителями, отсутствия контакта с родителями (из-за чего в Японии возникла волна подростковых самоубийств), однодетных семей, беспризорности, постоянной занятости родителей, их вредных привычек. По мнению авторов, вина старшего поколения является решающей в аморализме молодежи. Даже корни терроризма журналисты склонны усматривать в семейном воспитании (или, скорее, его отсутствии). Однако они предостерегают и против другой крайности – превращения ребенка в домашнего кумира и смысл жизни членов семьи.

    Педагогические принципы, которым посвящены десять статей журнала, можно обобщить как требования к родителям личного положительного примера зрелого поведения, заинтересованного общения с ребенком, углубления дружеских отношений с ним, развития его ответственности за свою жизнь, последовательности в воспитании, религиозности и осознания себя воспитанниками Небесного Отца. Именно при таких родителях возвращение «блудных» сыновей чаще всего сопровождается и их возвращением к Богу; их дети успешнее учатся в школе и лучше приспосабливаются к окружающему миру, скорее осознают законность родительских ограничений и наказаний. Прагматичную позицию редакции демонстрирует вывод одного из материалов: «Уважаемый читатель! Мы обращаемся лично к тебе. Пожалуйста, остановись на секунду. Отвлекись от всех своих дел, задумайся… что ты сделал сегодня, вчера для того, чтобы твой сын или твоя дочь стали чуточку счастливее? Нашел ли ты время для своего ребенка, чтобы выслушать его проблемы, помог ли ему? Слава Богу, если так. Но, кроме того, рядом с тобой каждый день есть тот, кто нуждается в твоей поддержке, помощи, любви. Это может быть ребенок или взрослый, больной или здоровый, бедный или богатый, свой или чужой... Но именно твоя помощь нужна ему сегодня. Сейчас ему не хватает твоей любви, тепла, добра. Поддержи своего ближнего, чем можешь, и Сам Господь не оставит тебя» (2005. – № 9. – С. 11).

    Заметное отличие «Твого шляху» от других адвентистских изданий, в том числе украинских, – постоянная критика практики абортов. Это единственная проблемная тема, вынесенная на передовицу (2007. – № 8.). Кажется, будто другие издания этой Церкви уделяют недостаточно внимания данной проблеме. Но причина этого кроется в последовательной аполитичности адвентистов. Отказ от абортов является догматом римско-католической Церкви. Императив тотального запрета абортов и государственной поддержки приходских школ с начала ХХ века является политической программой католиков и консервативных протестантов, которые добиваются контроля над правительством в США. Свидетельством в пользу этого являются инициативы президентов Рейгана и Буша-старшего, которые  выражали официальную поддержку проведению общих молитв в государственных школах и выступали за запрет абортов. С точки зрения адвентистских аналитиков, такая стратегия представляет «серьезную угрозу для отделения Церкви от государства» [7]. Видеть же политическую компоненту в этом отличии «Твого шляху» нет оснований. Это только свидетельство неравнодушного отношения редакционного коллектива к насущным проблемам.

    Оппозиция абортивной практике имеет в дайджесте четыре направления. Материалы первого типа работают на отрицание эволюционных стадий в развитии эмбриона. Приведены результаты исследований, которые утверждают: ребенок еще в лоне матери улыбается, умеет плакать и рождается уже с «социальным мозгом», способным к межличностной коммуникации. Другую группу составляют статистические данные (основной источник – отчеты ООН) относительно количества абортов – по Евразии, Индии и Украине, факты принудительных абортов в Китае с целью противостояния демографическому взрыву. Еще один информационный блок – анализ социальных – бедность многодетных семей, омолаживание матери, торговля органами грудных детей – и медицинских факторов этой практики: беременность как угроза жизни конкретной матери, мифы о «мини-аборте», связь абортов и рака молочной железы. Последний тип публикаций анализирует психологические последствия этого шага для женщины: депрессии, суицидальные наклонности, иллюзия «наличия плода», навязчивые воспоминания; свидетельство медсестры о работе в абортивном отделении относительно методов уничтожения плода, апелляция к совести родителей («Дневник еще не родившегося ребенка» // 2006. – № 6. – С. 9).

    Прозрачную связь с темой семьи имеют публикации, которые раскрывают видение христианскими журналистами норм межличностных отношений. Любовь к ближнему рассматривается с практической точки зрения. Это искренность, непротивление злу насилием, свобода от духа мести, победа над злом с помощью добра, прощение как принцип, верность в обещаниях, деловых и личных отношениях. Вместе с тем провозглашается неконструктивность споров, недопустимость распространения слухов и сплетен, призыв не судить других. Поддержать моральный ригоризм читателей призваны рассказы о том, как нью-йоркский таксист возвратил владелице сумку с бриллиантовыми кольцами стоимостью в полмиллиона долларов, а также о мужчине, который удержал коллегу от запланированного суицида, просто подав ему на улице упавшие очки.

    Идеалом межличностных отношений считается альтруизм, а наиболее естественным его проявлением – благотворительность как жизненная позиция. По мнению авторов журнала, настоящее добро делается втайне и ради чужого блага. Побудительный мотив здесь – пример конкретных людей: врача-нобелиата Альберта Швейцера, актера Михаила Ульянова, перед смертью пожертвовавшего свои сбережения на восстановление храма, христиан, копающих колодцы в засушливых районах Кыргызстана, инвалидов, оценивших взаимопомощь выше победы в забеге, юного горниста, принявшего наказание за вину солдата-негодяя. Вопреки недоверию протестантов к «вымыслу», находим и беллетристический «аргумент» – рассказ О’Генри «Дары волхвов» (1906).

    Производными от семейного кризиса являются социальные группы риска: сироты, бездомные, люди с девиантным поведением, заключенные, а также психологические отклонения у т.н. «благополучных» граждан.

    Проблему сирот журнал изображает в указанной системе координат. Причинами этого явления названа безответственность родителей, их асоциальное положение, наркотическая зависимость разных видов. Но главный акцент авторы материалов делают на путях улучшения положения воспитанников детдомов – социальной работе христианских волонтеров и усыновлении брошенных родителями детей. Понимая специфику этого служения, журналисты подчеркивают ценность любого искреннего вклада: от примера девочки, передавшей все свои игрушки в детдом, до биографии Джорджа Мюллера, организовавшего в Пруссии во второй половине ХІХ века сиротские приюты на 2000 человек.

    Материалы про бездомных более сдержанные, очевидно, ввиду понимания авторами части вины самих пострадавших в их положении. Тем не менее, и здесь акцентирована ценность человеческого сочувствия: от истории мальчика, который, желая сделать кому-то подарок на Рождество, обнял ободранного старика, зашедшего погреться в кафе, до примера двух христианок, добившихся устройства «бомжа» в дом престарелых. Более всего благодетельский пафос присутствует в декларации относительно статуса этой категории населения: «мы выступаем в защиту бездомных людей и просим: милосердно относиться к людям, оказавшимся без дома; уважать их человеческое достоинство и права; не оставаться равнодушными к преступлениям против бездомных людей, в том числе со стороны милиционеров» (2006. – № 11. – С. 14).

    Большее внимание уделено людям, сознательно ставшим на преступный путь. Изменение их поведения под влиянием христианства становится важным свидетельством в пользу религиозного образа жизни: «вор в законе» стал миссионером, грабитель прислал хозяевам магазина деньги за украденную Библию, бывший бандит стал ВИЧ-инфицированным наркоманом, а после обращения избавился от наркотической зависимости и создал семью, в которой родился здоровый ребенок. Журнал размещает письма заключенных в редакцию с рассказами о том, как обращение арестанта сделало его свободным – внутренне и физически, о раскаянии осужденного на пожизненное заключение. Редакция не забывает и об обязанностях людей на воле относительно служения нуждам уголовников. Находим биографию русского врача Федора Гааза, посвятившего свою жизнь лечению узников и борьбе за улучшение условий тюремного заключения, а также симптоматичный ответ на одно из писем из-за решетки: «знаете, мы, находясь в теплых, уютных домах, досыта питаясь, ленимся иногда проведать своих родных или близких, больных и пожилых. Нам иногда не хватает времени, а точнее, желания поддержать упавшего духом» (2006. – № 7. – С. 18).

    Разговор о психологических проблемах, которые не признают ни социальных, ни географических границ, начинается в журнале с изображения преимуществ религиозной жизни. Приведены результаты соцопросов в пользу того, что верующие люди живут счастливее, сделано ударение на абсурдности безбожного существования. Четыре материала посвящены советам относительно достижения счастья. Наиболее повторяемые из них таковы: поиск душевного мира, примирение со своим естеством; потребность самоотдачи; скромность запросов, в особенности в отношениях с другими людьми; адекватная оценка жизненных неурядиц; доверие Богу; выполнение ежедневных обязанностей как составной жизненного предназначения. Примеры демонстрируют, как эти подходы помогли  конкретным людям преодолеть безнадежность, депрессию, страх. Журналисты издания стараются убедить в разрушительной силе зависти и жадности, важности внутренних обещаний и жизненных установок человека, преимуществах терпения и потребности контроля над мыслями. Отдельное место в этой системе принадлежит требованию честности. Статьи показывают распространенность релятивистского понимания этой моральной категории даже среди верующих людей и вред лжи для всех сфер жизни – от деловой до религиозной.

    Следующим шагом за пределы приватного является утверждение, что Бог и Его закон – это реальное решение проблем современного мира. Редакция старается убедить читателей, что Бог сильнее наибольших стрессогенных факторов жизни: катастроф, болезней, нестабильности в профессиональной и финансовой сферах.

    Экстремальной ситуация может стать из-за терактов или природных стихий, невозможности сориентироваться в лесной чаще, заснеженном поле или «каменных джунглях» мегаполиса, отчуждения от самых близких людей. Средствами спасения является молитва (пять материалов), активные усилия по улучшению своего положения, сочувствие чужому горю, надежда на ответственность Господа за обстоятельства жизни верующих людей. А Божьи методы – любые обстоятельства, от страха перед медведицей, который (страх) заставил охотника бежать по лесу до самого дома, до вмешательства ангелов: спасения мужчин во время урагана, девушек при падении с телеги и увязании в трясину.

    Исцеление от тяжелой болезни – главное доказательство ответа на молитву. Исцеленные оперируют медицинскими выводами, собственными фотографиями до и после болезни. Находим свидетельства о выздоровлении от врожденных заболеваний: нарушения бронхолегочной системы, внутричерепного кровоизлияния у шестимесячного ребенка и остеопороза. В реестр исцеленных приобретенных болезней входят рак (девять материалов) – печени, желудка, костей, внутренних органов; СПИД, запойный алкоголизм, наркотическая зависимость (три материала), паралич после инсульта, разрастание сетчатки глаз, рожистое воспаление. Травмы охватывают: ожоги большей поверхности тела, сильное поражение электротоком, воскресение сбитого машиной наркомана, коматозное состояние из-за тяжелых травм после автокатастрофы, раздавление детской ножки при падении масляного обогревателя.

    Достойны отдельного упоминания аспекты психологической реабилитации больного, прежде всего через сочувствие других. Наркоман пытался ограбить квартиру одинокой матери с детьми. Верующая хозяйка... накормила его, молилась с ним и подарила Библию. Вор оставил вещи, которые собирался забрать, а на следующий день принес и кроссовок, украденный днем раньше. Но жестокость может искалечить чью-то жизнь не хуже масштабной катастрофы. Читаем исповедь девушки, которую на дороге сбил водитель, отвез ее за город и бросил умирать на морозе больше 42 градусов. Она выжила, но с отмороженными руками и ногами. Вера в Бога позволила ей сохранить надежду, получить профессию, создать семью.

    Альтернативой эвтаназии как несовершенному, «слишком человеческому» варианту спасения от мучений является надежда на Божью исцеляющую силу. Но основное внимание адвентисты уделяют профилактической медицине. Их церковная концепция имеет название «реформы здоровья» и складывается из здорового питания, физических упражнений, употребления воды, солнечного света и чистого воздуха, воздержания в привычках, потребности в отдыхе и доверия Богу. Данная тематическая группа заметно лидирует в журнале. «Ваше здоровье» – единая рубрика, присутствующая в каждом номере издания. Адвентистские журналисты считают, что только изменение образа жизни является надежной профилактикой многих заболеваний. Основное количество публикаций на эту тему направлено на необходимость здорового питания и воздержания в привычках.

    Конечно, система доказательств здесь строится на верифицируемых медицинских исследованиях, проводимых нецерковными учеными, а не на догматах веры. В число вредных блюд включены чай, кофе (кофеин не снимает, а только усиливает усталость и стресс; его потребление способствует развитию диабета), алкогольные, газированные и энергетические напитки, фаст-фуд (вызывает цирроз печени и физиологическую зависимость), жирная пища (ухудшает работу мозга), мясо и молоко клонированных животных, свиное мясо, наполненные пестицидами овощи (провоцируют бесплодие), биологически активные пищевые добавки, эмульгаторы, дрожжи и сложные десерты. Здоровым меню названо лактовегетарианство (три материала): овощи, фрукты, злаки, орехи, мед, молоко и яйца. Журнал подчеркивает лечебные особенности отдельных продуктов: сои (снижает содержание холестерина в крови), соков (укрепляют кости), брокколи, белокочанной капусты, чеснока и клюквы (предотвращают появление раковых опухолей), яблок (улучшают память), лука («очищает» клетки головного мозга и задерживает процесс их старения). Находим здесь и принципы рационального питания: тщательно пережевывать, не перекусывать между приемами пищи, есть с удовольствием, не запивать во время еды, обязательно и вкусно завтракать, не переедать, не есть одновременно фрукты и овощи. Конечно же, издание неоднократно помещает и рецепты дешевых и полезных кушаний.

    Агитируя за физические упражнения, авторы публикаций отдают предпочтение положительным аргументам. Так, бег улучшает память; движение снижает риск рака кожи, помогает работе сердца, нормализует давление, кровь лучше разносит кислород, происходит предотвращение остеопороза, сбрасывание лишнего веса и задержка процессов старения; зарядка спасает от маразма. Вместе с тем жителей Евросоюза убивает малоподвижный образ жизни: распространение гиподинамии и гипертонии является причиной 10% смертей в этих странах. В пользу употребления воды свидетельствует такое исследование: чем больше воды выпиваем, тем меньше риск инфаркта и инсульта, образования камней в почках и заболеваний мочевыводящих путей.

    Тема воздержания в привычках более всего сфокусирована на проблеме зависимостей – химических, физиологических и психологических. Назначение этих материалов – предостеречь молодое поколение от приобретения опасных наклонностей, преимущественно к компьютерным играм (шесть статей) и табакокурения (три статьи). Так, видеоигры могут спровоцировать эпилепсию, виртуальная агрессия притупляет реакцию на реальную жизнь, компьютерные игры с элементами насилия отрицательно влияют на детей, развивая жестокость. На важность этой темы указывает обращение редакции: «Пока не поздно, остановите влияние зла на вашего ребенка» (2006. – № 12. – С. 27). Также узнаём, что курильщики глупеют быстрее некурильщиков, курение портит зрение, пассивное курение разрушает детские зубы (педагогический аспект!). К «современным наркотикам» журналисты относят шоппинг, зависимость от интернета и азартных игр, истерию вокруг мобильной связи и поклонения знаменитостям, иллюзию «отсутствия времени» и переоценку места карьеры в жизни. Акцентирован вред ношения высоких каблуков, загара (создает опасность меланомы), татуировок (даже временных), искусственных ногтей (вызывают аллергию) и губной помады.

    Однако работа как таковая находит в издании энергичное одобрение. Она является препятствием для соблазнов, лекарством от праздности, источником счастья и самосовершенствования. Труд закрывает двери самоугождению, воспитывает старательность, моральную чистоту и стойкость. Это путь прославления Бога, осуществления мечты, служения общему благу, выявления талантов, возможность евангелизации, достижения удовлетворения и самоуважения, возможность заботиться о близких.

    Секреты финансового успеха состоят в осознании амбивалентной сущности богатства, честности в делах, неприемлемости взяточничества, отношении к деловому проекту как к религиозному служению; использование же чужого невежества, слабости и неудач журналисты квалифицируют как мошенничество. Настоящий смысл выражения «финансовая свобода» состоит в свободе от финансов, в способности служить ими нуждам других. Верное распределение средств состоит в необходимости отличать главное от второстепенного (скажем, помнить, что мир в семье важнее высоких доходов), проверять свои желания и потребности, планировать, откладывать средства, быть экономными, не лишая себя здоровых радостей.

    Оценивая состояние современного общества, журнал делает акцент на духовных причинах социальной нестабильности. Авторы издания убеждены, что наиболее распространенные преступления современности – убийства, рост оккультизма, разврат, воровство и мошенничество – являются признаками последнего времени земной истории.

    Выводы. Журнал «Твій шлях» предлагает улучшить социальный климат в обществе путем реформы семейных отношений, благотворительной жизненной позиции и ответственного отношения к своему физическому, душевному и духовному здоровью. Авторы стараются раскрыть духовные корни социальных кризисов. В дайджесте предложены пути разрешения социальных противоречий на основе библейских принципов. В силу специфики своих статей, актуальности поднятых тем журнал «Твій шлях» может быть рекомендован для распространения в центрах социальной реабилитации.

    Литература:

    1. Балаклицький М. Адвентистська преса України як комунікаційна система // www.asd.in.ua

    2. Балаклицький М. Адвентистський річник «Моя надія»: жанрово-тематична палітра // www.asd.in.ua

    3. Балаклицький М. Історія адвентистської преси України // Пресознавчі студії: історія, теорія, методологія. Збірник праць кафедри української преси і Дослідницького центру історії західноукраїнської преси. – Львів, 2007. – С. 93–95.

    4. Балаклицький М. Роль редактора у формуванні та розвитку адвентистської преси в Україні // www.asd.in.ua

    5. Закревська О. Етичні аспекти в сучасній церковній пресі: проблеми планування сім’ї // Українська періодика: історія та сучасність: Доп. і повідомл. дев’ятої Всеукр. наук.-теор. конф. / НАН України, ЛНБ ім. В. Стефаника, НДЦ періодики; За ред. М. Романюка. – Львів, 2005. – С. 446–448.

    6. Клачков Я. Протестантська преса для українців у Польщі (1918–1939) // Збірник праць науково-дослідного центру періодики. – Львів, 2004. – Вип. 12. – С. 62–82.

    7. Мур М. Кризис последнего времени. – Заокский, 1999. – 288 с. (http://otkrovenie.info)

    8. Опарин А., Балаклицкий М. Адвентистская журналистика и кризис современной религиозной прессы // Вісник Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна. – № 745. – Серія Філологія. – Вип. 49. – Харків, 2006. – С. 204–206.

    Похожие публикации
    Demo scene