• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • Вы находитесь: » » ГРАНЦЕВ, В.И. - "Критический анализ идеологии "Нью Эйдж" и оценка ее общественной опасности"

    ГРАНЦЕВ, В.И. - "Критический анализ идеологии "Нью Эйдж" и оценка ее общественной опасности"

    0 314
    Все статьи автора: Гранцев В.И.
    В. И. Гранцев, кандидат физико-математических наук, г. Киев, Украина
     
    1. Характерные особенности, которые способствуют расширению влияния НЭ

    Следует выделить целый ряд объективных и субъективных причин и факторов, которые, на мой взгляд, в той или иной степени способствуют ситуации взрывного распространения мировоззрения НЭ по всему миру, а особенно отчетливо в таких развитых странах как США, Западной Европы, Японии и прогрессирующих стран Азии и Америки. Сюда относятся следующие факторы и особенности.
    1. Существующие прогрессивные мировые политические тенденции к демократическому обустройству общества при максимально возможной реализации принципа свободы и приоритета личности. Такого рода концепции прекрасно коррелируют с желанием индивидуума достижения личной свободы, а также с концепциями многих религий, в частности и христианской, где речь идет о свободе выбора.
    2. Внешне привлекательная суть учения НЭ, согласно которой создается ложное впечатление, что любому индивидууму уготована роль божества. Причем, эту божественность сулят приобрести просто, легко и доступно без усилий и долготерпения.
    3. Концепция включения в идеологии и практики НЭ нетрадиционных методов профилактики, лечения и сохранения здоровья, которые заимствуются у всех систем и народов по принципу "отовсюду и побольше". Учитывая естественные жизненные стремления каждого человека к здоровому состоянию своего тела, к достижению бодрости и радостного мироощущения, люди массово приходят на обучение и включаются в группы, маскирующиеся под группы здорового образа жизни с "реализацией внутренних сил и возможностей человека", где исподволь формируется мировоззрение в русле идей НЭ.
    4. НЭ спекулирует на эффектных явлениях, связанных с проявлением необычных физических и психических способностей человека, а также на случаях феноменальных излечений людей. В рекламных целях используется йога, достижения восточных единоборств и боевых искусств, реальные, но единичные и необъяснимые (с традиционной медицинской точки зрения) случаи действительного исцеления тяжелых больных. Как правило, удручающе малая статистика таких случаев излечения не приводится вообще, и никогда не обращается внимание на то, как развиваются события и чем они заканчиваются для данного больного в дальнейшем.
    5. Использование в НЭ законов психологии для пробуждения и разжигания интереса к идеологии НЭ, причем, не всегда эта идеология представлена в НЭ в открытом и незавуалированном виде. Часто она маскируется под все, что привлекает внимание человека в быту, на работе, на отдыхе и т. д.. Не обходятся вниманием особенности разделения людей на психологические типы, и в соответствии с этим разрабатываются подходы и создаются приманки с учетом любых вкусов, интересов, наклонностей.
    6. Привлечение в идеологию НЭ таких животрепещущих тем, которые имеют общечеловеческое значение, и всегда гарантированно вызывают массовый общественный интерес во всем мире. В частности, к таким темам относятся проблемы НЛО, пришельцев и внеземных цивилизаций.
    7. Использование в НЭ заинтересованности каждого человека в благоприятном решении вопроса экологии из-за возрастающей угрозы загрязнения окружающей среды, недостатка питания и энергетических ресурсов.
    8. Использование в рамках идеологии НЭ чувств из интимных сфер жизни людей, в первую очередь, сексуальных. Человека убеждают, что ради собственного наслаждения все допустимо, в том числе и гомо- и бисексуальные проявления, а также все остальные вилы сексуальной патологии, включая отношения с родными детьми и родственниками - кровосмешение, групповые, межсемейные, массовые и т. п..
    9. Широкое внедрение в НЭ принципа коммерциализации. Это касается всего, что относится к рекламе, пропаганде, распространению своей идеологии. В сферах торговли и потребления с любым видом продукции внедряются идеологические штампы НЭ. Питание, напитки, быт и товары широкого спроса, спорт, книги, видео- и аудиокассеты, вся система торговли в большей или меньшей степени используются для рекламы, напоминания, пропаганды мыслей и образов, связанных с идеями НЭ, и сопутствуют процедуре купли-продажи.
    10. Спекуляция НЭ на успехах и проблемах науки, при создании видимости, будто бы все современные научные достижения подтверждают то, о чем утверждается в НЭ.
    11. Еще одним, чрезвычайно важным фактором расширения влияния НЭ является активное проникновение учения в сферы образования, в том числе дошкольного, школьного, специального и в вузы. Эта тема также требует специального и глубокого исследования и освещения в виду особой опасности формирования изначально искаженного мировоззрения у подрастающего поколения.
    12. Название движения - Новый Век, Новая Эра совпадает с реальным началом нового столетия и тысячелетия, и воспринимается людьми как абсолютно естественное, обоснованное и не вызывает никаких сомнений и возражений.
    Все то, что здесь перечислено, используется идеологами и апологетами движения НЭ для привлечения внимания человека к идеям, проблемам, теориям и практикам НЭ. Идеологи НЭ не упускают случая обыграть любую возможность, чтобы в сознании каждого человека принимаемая им информация или выполнение им определенных действий совмещались с восприятием идей НЭ. Применяются различные методы воздействия чисто на подсознательном уровне, разработанные в практиках обучения и психотерапии.
    Отличительная особенность НЭ, выделяющая это мировоззрение на фоне других религиозных течений, связано с максимально широкой коммерциализацией движения НЭ, о чем подробнее см. в /1/. Миллиардные суммы в долларах, которые находятся в рыночном обороте у приверженцев НЭ, приносят астрономические доходы, вкладывающиеся снова в индивидуальное и коллективное сознание людей. Теперь становится ясной чрезвычайная и реальная опасность для общества и всех общественных институтов со стороны мировоззрения НЭ. Тем более эту опасность осознаешь, когда знакомишься с цифрами многомиллионных тиражей изданий газет, книг, журналов; видеопродукции для телевидения и кино, в которых распространяются идеи НЭ, когда слышишь отупляющие голоса, звуки и ритмы музыки, проповеди пасторов НЭ, узнаешь о многотысячных съездах и сборах единомышленников НЭ, во время которых практикуется общая медитация и ожидается эффект срабатывания коллективной психической энергии за счет повышения количества медитирующих и достижения ими "критической массы".

    2. Как повысить эффективность критики НЭ и что противопоставить идеологии НЭ?

    Самые уязвимые для критики положения мировоззрения НЭ связаны с тем, что реальный фактический опыт последователей НЭ приводит к последствиям с прямо противоположными результатами по сравнению с теми, которые задумывались вначале и становились во главу угла. Человек внушает себе осознание собственной божественности, ощущает себя великой и свободной личностью и переходит к практикам, конечной целью которых есть изменение состояния сознания для слияния с Абсолютом. Чем глубже человек входит в такие состояния, тем больше его личность приобретает отрешенность, теряя индивидуальность и растворяясь в мире мистики, мистических образов, духов, мистических переживаний. У человека исчезает осознание собственного "Я". Творческие способности личности, в результате активной медитации и ухода в миры и пространства иных уровней, планов и измерений, как свидетельствует реальность, не только не повышаются, но, наоборот, снижаются. Творческие мысли постепенно сходят во вещания банальных "мистических истин", видений, "ретрансляции информации" Космоса и т. д.. Дискутируя о тех или иных достоинствах и недостатках различных идеологий, желательно как можно полнее и глубже анализировать исторический опыт, результаты которого у нас у всех перед глазами. А критерии оценки должны быть простыми и понятными для большинства. Достаточно сравнить, что и какая цель изначально декларируется и что оказывается в результате по отношению к человеку как личности и к обществу в целом. Катастрофическая нищета, массовая неграмотность, техническая и научная отсталость, голод, эпидемии в Индии, Тибете, странах Востока и Азии вплоть до середины 20-го века. Для Индии к этому добавляются и кастовая непримиримость, вражда, кровавые столкновения. И это все выросло, как ни странно, на фоне идеологической божественной сущности человека, всепримиримости, божественной кармической предопределенности судьбы и развития мира.

    Появление талантливых и гениальных людей, в условиях жизни по законам восточного мистицизма, фактически не используется обществом для повышения интеллектуального уровня общественного сознания, понимания истины, подъема уровня жизни. Каждый из последователей замкнут на свой путь и опыт своего познания Абсолюта, где Мир, и Истина есть Иллюзии. Самые творчески активные и талантливые личности как раз и отличаются наиболее выраженными способностями к абстрагированию и уходу в Абсолют. За это им приходится расплачиваться психическими нарушениями, страданиями, разочарованиями, вплоть до отказа от своего мировоззрения (см./3/). Наиболее фанатичные последователи веры вообще не выходят из экзальтированного состояния измененного сознания, поражая окружающих своей отрешенностью, нечувствительностью к боли, состоянием живого трупа или мумии. А что мы видим на Западе, где поклонники и адепты НЭ не ушли от мира реалий в мир иллюзий так далеко по пути своих восточных гуру. В современном, гораздо более цивилизованном западном мире общество серьезно страдает от проблем упадка нравственности, морали, преобладания эгоцентризма, стремления людей к достижению наслаждения любой ценой. НЭ еще более усугубляет уход человека в себя, в состояние отрешенного сознания, что оборачивается для развитых стран проблемой разобщенности, одиночества, потерей жизненных приоритетов. А состояния общей медитации не в силах восполнить теряемое, так как лишь уводят людей в мир мистических образов и переживаний.

    Весьма значительно подвержена критике концепция НЭ, связанная с игнорированием категории Зла. Идеология НЭ, считая божественность человека заданной, не видит реальности зла в мире. Зло, сохраняясь как объективная категория бытия человека, тем не менее отрицается в НЭ. Божественность есть концепция Добра, Любви, Радости и безграничного счастья. В этом НЭ не противоречит христианству, но, по утверждению НЭ, зло не может присутствовать в практике современного и будущего слияния человека с божественной сущностью мира. Человек как бы сам переступает границу, оставляя Зло вне своего мира и погружаясь в Добро и Любовь. Однако, исторический опыт людей однозначно свидетельствует о том, что игнорирование реальности есть утопия чистой воды. А никакая утопия не способна помочь человеку выработать обоснованную и действенную стратегию и линию поведения. Неучет реалий всегда жестко и жестоко наказывает людей, путая и ломая их планы, сводя на нет усилия целых стран и народов. В качестве примера уместно напомнить утопизм 17 - 18-ых веков и последующую трагедию национальных революций во Франции и России. А ведь как благородны и привлекательны были идеи утопистов, а затем и марксистов, касающиеся построения общества трудящихся на принципах всеобщего равенства, братства и счастья. А всего-то и не учли, что Зло неотделимо от человека, его личности, побуждений и действий, от сути человека, поскольку вошло в его природу вместе с первородным грехом. И учит этому только и исключительно христианство, уникальное мировоззрение, включающее в себя историю человечества и формирующее нравственность и духовность.

    Будучи эклектичным мировоззрением в своей основе, мировоззрение НЭ без лишних сомнений и колебаний "активно бежит впереди паровоза", используя, эксплуатируя и паразитируя на любых результатах научного прогресса, которые при изощренном мышлении и парадоксальной логике 20-го века могут быть использованы для обоснования любых, заранее необходимых постулатов и собственных теоретических построений. Почти неограниченные возможности для этого представляют, ставшие классическими, теория относительности и квантовая механика; тем более современные взлеты теоретической физики, претендующей на построение Единой Теории Материи! Принципы относительности и квантовой неопределенности, квантовый дуализм и неоднозначность структурных основ материи, проблемы единства вещества, поля и энергии, физического вакуума, рождение материи из пустоты, идеи самоорганизации материи из хаоса, многомерность мира и космологические модели мозга, мира, Вселенной и т. п.. Гипотезы рождаются десятками и сотнями, сосуществуя, с точки зрения неспециалиста, на равных друг с другом до момента утверждения новой научной парадигмы. Только единицы из этих гипотез, пройдя сито жесткой научной проверки, войдут в новую парадигму науки, заняв подобающее им место в естествознании. Об этом подробнее речь будет идти в следующей статье. Идеологи и апологеты НЭ не ждут окончания научных споров, а берут на вооружение и через свои институты финансируют исследования и пропагандируют гипотезы, которые вписываются в базовую идеологию НЭ. Наиболее отчетливо это проявилось в поддержке парапсихологии, о чем уже было упомянуто в самом начале. Наибольшую известность снискали супруги Гроф. Станислав Гроф разработал новые методы достижения измененного состояния сознания. В области теоретической физики на позиции НЭ стали видные ученые: Дэвид Бом и Фритбоф Капра. Идеологию НЭ обслуживают выдающиеся философы современности: Г. Бейтсон, Кент Уилбор, Поль Фейрабенд.

    На широкую ногу поставлена деятельность по организации и поддержке различных международных организаций, вписывающихся в идеологию НЭ. В России и Украине действует и ведет активную издательскую работу Международное движение "К Здоровью Через Культуру", базирующееся на учении Агни Йога. Как отмечалось в /3/, к "числу международных относится организация "Граждане планеты", созданная в 1972 году известным борцом за мир Дональдом Кейсом и заместителем Генерального секретаря ООН Генри Меллером. Для пропаганды этих идей руководители активно используют структуры ООН и ЮНЕСКО. А 1991 год был объявлен этой организацией годом Блаватской. Офисы других международных организаций ньюэйджеров "Граждане планеты" и "Мировая добрая воля" находятся в Нью-Йорке непосредственно в комплексе ООН".

    Что же может быть противопоставлено мировоззрению НЭ? Может быть, вера в атеизм и материализм? Вера в холодную мертвую материю, в случайность развития и эволюции мира сродни вере в пустоту, ничто, то есть изначальную абсурдность и бессмысленность мироздания. Такая вера, впрочем, тоже имеет право на существование, однако она ничуть не предпочтительнее веры в Бога. К религиозному сознанию человек тянется подсознательно, в поисках духовности, смысла жизни, для приобретения уверенности и самодостаточности, для отрицания бессмысленных категорий случайности и хаоса, будто бы способных на фундаментальном уровне сотворить гармонию мира и природы, сконцентрированных в феномене жизни и разума. Но что предложить взамен атеизма, с одной стороны, и НЭ с другой? Возможно ли уйти от безличной рассредоточенной божественности, сохранив смысл разумного в бытии и надежду на прямое воздействие человека и Бога, которое не мыслится без Личности человека и Личности Бога? Из каких родников может быть наполнено мировоззрение с сохранением реального понимания проблем добра и зла, любви и греха? В конце текущего века и тысячелетия мы уже совершенно трезво научились оценивать возможности человека, убедившись неоднократно в том, что они отнюдь не безграничны. Мы сплошь и рядом были свидетелями этому. Достаточно лишь проанализировать современный опыт послевоенного периода взаимоотношений стран, народов, идеологий, этапы научно-технического развития. Вольно или невольно, но человек вновь и вновь демонстрирует проявление зла, жестокости, своей греховной сути, некомпетентности, нечестности, недисциплинированности. И снова было бы величайшим утопизмом считать, что своими силами человек может преодолеть препятствия и соблазны и выйти победителем из всех противоречий и искушений мира. Значит мы должны верить не только в свои собственные силы, но и просить помощи у Высшей Силы Божественного Мира, у Бога Творца.

    Так что это за религия? Где может человек найти все то, что ему нужно и так не хватает? Где человека ждет Любовь, Добро и Счастье? Где человек обретает прощение за свое зло и свои грехи? Где человека ждет любовь и радость в общении с близкими по духу? Где человек находит полное взаимопонимание и искреннюю помощь у братьев-верующих, наполненных возвышенными чувствами к Богу? Где еще, в какой религии, заранее за сотни и тысячи лет были предсказаны исторические события, которые исполнились? Где еще реальные исторические и археологические свидетельства, с точностью до деталей, подтверждают все, что нашло отражение в Святых Письменах? Где, наконец, история как наука ссылается на Писания, опираясь на них как на основной источник информации?

    Да! Взамен мистики и оккультизма НЭ человечеству следовало бы выбрать христианство. Именно в христианстве снимаются все те противоречия и бессмысленности, которые присутствуют в религиях мистицизма и в религии НЭ, в частности.

    Христианство и Библия не отвергают мистический опыт и мистический мир как таковой. Ведь Божественный мир, мир пребывания Единого Бога в лице Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого, относится к трансцендентному и мистическому миру. Но одновременно с внематериальным и трансцендентным Миром Бога, существует и другой внематериальный мир - мистический мир падшего ангела, сатаны, дьявола и окружающих его духов и демонов искушения, зла, греха. Именно поэтому категорически не может быть и речи, чтобы человек, неся в себе природный грех, самостоятельно пытался выходить на контакт с миром мистики, погружаясь в который и поддавшись искушению, человек рискует потерять свою душу и оказаться под влиянием сил зла. Обстоятельства в таких случаях часто складываются так, что человек сразу может и не заметить факт своего падания, попадая под дьявольский обман и получая блаженство в виде мистического миража. Именно такой путь открывает для своих приверженцев НЭ, не приводя человека к истине, а уводя от нее в лабиринты субъективного ощущения, навеянного искусителем.

    Христианство открывает истинный путь к личной свободе, независимости, Божественной Благодати и Озарению (в смысле постижения истины). Это путь прямого личного и церковного общения человека со своим Спасителем, общения, в процессе которого человек остается при полном и здравом сознании, пребывая в вере, молитве и послушании Духу Святому. Именно только на этом пути полного самоконтроля и самосознания, Личность человека не деградирует, а самоутверждается и возвышается, имея твердую опору в вере, и, в результате, человек находит свой путь, свою цель, смысл жизни и получает Божественное утверждение, которое не может быть поколебимо или сломлено ни внешними обстоятельствами, ни мистическими силами зла мистического мира.

    3. Выводы и заключение

    Попытаемся подвести итоги и отметить предсказания на будущее, в связи с тем, что мировоззрение НЭ, претендуя на свое, якобы научное видение мира, пытается будущее творить своими силами и призывает всех людей присоединиться к движению для встречи Новой Эры в составе Новой Высшей Расы Людей! Звучит действительно заманчиво.

    Никто не может отрицать того факта, что современной цивилизацией в локальном порядке достигнуты впечатляющие успехи в официально-государственной, правовой и юридической политике по отношению к приоритету Личности, ее Прав и Свободы. Локально - потому, что речь идет только об отдельных демократических высокоразвитых странах с высоким уровнем индивидуального благосостояния и социальной защищенности. Однако, это не значит, что одновременно с высокими жизненными стандартами в этих странах выросла духовность отдельного человека и общества в целом. Достигнутое материальное благополучие базируется на искусственном перераспределении ресурсов природы и капиталов, и, в значительной степени, на фактической замаскированной эксплуатации природных ресурсов и трудового потенциала других стран и народов, нарушении глобального экологического равновесия. Ньюэйджеры, хотя и провозглашают себя активными поборниками "зеленого" движения за возрождение экологического баланса, отнюдь не спешат и не ориентируются на добровольное снижение жизненных благ, которыми сами пользуются в максимальной степени. И подобных противоречий в идеологии НЭ, как мы видели, выявлено достаточно много. Именно далекие от реалий идеализм, утопизм и мистика лежат в основе этого мировоззрения. В результате не удивительно, что, отталкиваясь от принципа самообожествления, человек в конце концов теряет и свою свободу и себя в качестве личности. А чего другого еще можно было ожидать от мистики? Вопрос риторический.

    Ситуация с движением НЭ как раз и отражает смысл предупреждения, которое 2000 лет назад было сформулировано в Новом Завете - человек не способен самостоятельно преодолеть свою греховную природу и обрести высокую духовность. Без личных усилий, направленных человеком к познанию и признанию Иисуса Христа - Бога Спасителя, без послушания Духу Святому, повелению собственной совести, без веры, покаяния и внутреннего перерождения человек не может обрести высокую духовность, а без духовности нет будущего. Не будет качественно новой расы людей и надежды на спасение. Идеи НЭ - обман.

    Так чего же нам следует ждать от дня завтрашнего, от наступления нового календарного века, нового тысячелетия, новой календарно-астрологической эры "под знаком Водолея! И "Нового Космического Цикла"? Действительно ли человек стоит на пороге рождения новой, "шестой" расы и своего наивысшего возрождения через реализацию "своей божественности"? Ответ однозначен и очевиден. Нет и еще раз нет! Мистика, выступая в роли самостоятельной категории бытия, как была вне науки, вне реального мировоззрения человека и вне христианской практики, так и остается за пределами разума и процессом познания истины (хотя очевидно, что элементы интуитивного в познании присутствуют). Слава Богу, что наука наконец-то, со всей подобающей серьезностью начинает относиться к изучению трансцендентной реальности. Тем более необходимо, к еще непознанной мистической реальности, не приближаться по своей инициативе через собственный мистический опыт, чтобы не допустить возможного отрицательного воздействия мистики на собственный духовный и окружающий человека физический мир, дабы максимально оградить себя и этот реальный мир от зла, беззакония и греха. Познавать трансцендентное и мистическое нужно так, чтобы не выходить за рамки научной объективности, а, следовательно, и сознательного разума, хотя задача эта чрезвычайно трудная.

    Хотелось бы привести цитату из заключения в /3/, основанную на Библии: "Христианский взгляд на историю нельзя свести ни к пессимизму, ни к оптимизму. Вглядываясь в будущее, Церковь видит не только неизбежность воцарения антихриста, но также и близость второго пришествия Христа. Все в этом мире должно достичь своей зрелости, как доброе, так и злое. Конечной целью истории является торжество Царства Божия. Итогом развития "мира сего" будет воцарение антихриста. Царство Божие достигнет своего господства не в результате постепенной эволюции и подъема, а лишь после того, как произойдут крушения и мировая катастрофа. Не христианизация мира вплоть до полного господства христианских ценностей во всех сферах бытия, а возрастающая враждебность мира, вплоть до окончательного извержения христианства из сферы культуры - таков ход истории... Церковь Иисуса Христа также должна пройти свою Голгофу, время, когда "дано было ему (антихристу) вести войну со святыми и победить их" (Отк. 13:7). Но за Голгофой следует торжество и слава Воскресения. Поэтому, укрепимся для грядущей битвы. И пусть будут в утешение всем верным Христианам слова Господа нашего Иисуса Христа: "Не бойся, малое стадо! Ибо Отец благоволил дать вам Царство" (Лук. 12:32) и "Я создам Церковь мою и врата ада не одолеют ее" (Матф. 16:18).

    Так в чем же каждый христианин может лично содействовать победе над антихристом? Какую линию поведения выбрать по отношению к движению "Нью Эйдж"? Либо действовать "от противного", предав христианские идеалы, и, следуя в фарватере идеологии НЭ, ускорить победу дьявола и утверждение власти антихриста, чтобы таким изощренным способом приблизить вмешательство и суд Христианского Бога? Или все-таки оставаться верным Христу, сохранив свою душу, постараться сберечь души детей, чтобы до последнего момента не дать злу достигнуть победы над Тобой и не допустить торжествовать над Твоей слабостью и Твоим унижением?!... Каким путем последуешь Ты?...

    Выражаю благодарность руководителю Центра - Сергею Тимченко за предложение осветить данную тему, полезные обсуждения в процессе работы и оказанную помощь в литературе. Совместная разработка данного вопроса предполагает в будущем его включение в программу Апологетического Центра КХИОЦ.

    Changler R. Understanding the New Age. Dallas-London, 1988.
    Groothuis Cjnfronting. The New Age. Bible Pub., 1988.
    Алексеев В., Григорьев А.. Религия Антихриста. Новосиб., "Посох", 1997, 272 с.
    Балагушкин Е. Г.. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984, 288 с.
    Блаватская Е.. Тайная доктрина. Л., 1991, ч. 1, 2, 3.
    Безант А.. Эзотерическое христианство. М., 1991, 193 с. Путь ученичества. М., 1997, 152 с. Исследование сознания. М., 1997, 25 с.
    Агни Йога. С. П - б, 1992, 497 с.
    Кураев А. Соблазн неоязычества. М., 1994, 128 с.
    Что такое просветление? Ред. Дж. Уайт, М., 1996, 336 с.
    Судзуки Д. Т.. Мистицизм христианский и буддистский. К., 1996, 288 с.
    Похожие публикации
    Demo scene