• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • Вы находитесь: » » ГРАНЦЕВ, В.И. - "Утверждение христианских ценностей как основа прогрессивных трансформаций личности и общества"

    ГРАНЦЕВ, В.И. - "Утверждение христианских ценностей как основа прогрессивных трансформаций личности и общества"

    0 181
    Все статьи автора: Гранцев В.И.
    В. И. Гранцев, кандидат физико-математических наук, г. Киев, Украина
     
    Заканчивается 2.000-летний период от рождения Иисуса Христа. Его Учение, Новый Завет, Евангелие и собственно христианское мировоззрение завоевало умы и сердца более 1,5 миллиардов людей, что является самым убедительным доказательством животворящей Божественной Силы Святого Слова и Святого Духа. Канули в лету тысячи и тысячи идей и теорий. Сменились государства, народы, эпохи. И на этом фоне особенно заметен непреходящий Смысл, Ценность и Значение фундаментальных истин христианства, которые только и позволяют, как мы сейчас уже хорошо понимаем, достигнуть гармонии в отношениях человека с самим собой, окружающими, природой и обществом. Громадное преимущество христианского мировоззрения как раз и состоит в том, что христиане точно знают, какого пути следует придерживаться в индивидуальном поведении, коллективном, общественном, производственном, чтобы везде избежать ошибок, дисгармонии, перекосов и искажений. Несмотря на разнообразия и сложности жизни суть такого поведения проста для понимания, хотя и не проста для исполнения. В основе жизни должна быть духовность, прежде всего в смысле духовной связи личности с Богом, а также соблюдения христианских заповедей, которые фактически сводятся к внутренне осознанному преклонению человека перед Господом, любви к Христу - Спасителю и любви к ближнему своему. Еще один основной принцип требует от человека поступать в своих делах с другими людьми так, как хочет человек, чтобы поступали с ним, требует быть деятельным добрыми делами, справедливым, честным и великодушным.
     
    Каждый из нас по своему опыту знает, как на самом деле трудно соблюдать эти заповеди, но и здесь вера в Христа и в его Учение помогает находить причины этих трудностей и противостоять им через преодоление собственной греховности и сопротивление внешнему злу, которое в свою очередь, порождено либо грехом, либо нашей малограмотностью и незнанием Истины.

    Я не сказал, да и не могу сказать ничего нового о Священном Писании, в котором вечные проблемы человека решены с абсолютной полнотой и абсолютной самодостаточностью и самосогласованностью. Но все же хотел бы подчеркнуть некоторые положения, которые представляются мне важными.
    Первое касается проблемы различных христианских конфессий, церквей, объединений. Руководителям, лидерам и членам разных церквей, если только они причисляют себя к последователям Иисуса Христа, абсолютно необходимо перейти к новому алгоритму поведения по отношению друг к другу, не углубляясь в существующие различия концепций и идеологий, а наоборот, концентрируясь на том, что всех христиан объединяет - признание Бога и Спасителя Христа своим Господом, Его Слова, Святой Троицы и христианских заповедей. Христианство учит нас уважать свободу выбора каждого человека, народа и государства, а исторические примеры свидетельствуют о том, что христиане в разных странах решают проблемы так, как учит Писание, которое существует над политикой и предназначается для разных этносов и народов, и Богу угодно, чтобы именно так было (Еф.2;11-18). Поэтому, логично и давно назрело, чтобы христиане признали общим для себя то главное и единое, что нас всех объединяет - Иисуса. Это в значительной степени помогало бы здесь в Украине и в других пост-советских странах, возвращаться к своим исконным духовным корням, углубляя и усиливая общественно-социальное и политическое влияние христианского мировоззрения, преодолевать свое трагическое прошлое, когда через насилие и ложь человек оказался оторван от громадного и ценного своего религиозного опыта, пласта своей истории, культуры, духовности и традиций. И первое, что людям, находящимся вне веры, следует объяснять, так это историческую реальность, величие Христа и Его спасительной жертвы, значение Библии и библейской истории. Объяснять и доказывать, что евангелисты, баптисты, протестанты - не клички и неприличные определения для каких-то групп сектантов, мистиков, оккультистов, а религия и христианство не есть "опиум для народа", а наоборот - мощная культурная и духовная база и опора для человека и общества. Что наука, в которую верит каждый житель планеты, своим зарождением и последующими успехами обязана именно и только христианству! Именно вера в Бога, в слово Божие вдохновило и позвало человека на поиск истины и знания. Только вера ученых, философов, мыслителей в разумность мира и природы, в существование единых и стабильных законов мироздания и материи, вера в то, что законы эти познаваемы по своей сути и доступны творческому разуму человека, сотворенного по образу и подобию Творца, позволили науке достигнуть глубин понимания материи. Тем более, что сам Бог доверил человеку функции управления окружающим миром (Бытие 1:26,28), хотя и внутри самого христианства путь к осознанию и принятию соответственного понимания роли человека в окружающем мире и в развитии нового знания был не простым, и даже драматическим.
    Вместе с тем следует четко осознавать, что достигнутый наукой уровень познанного и понятого все еще лежит в сфере только самых простых и доступных структур и явлений материального - физического и химического мира. Остальные сложноорганизованные материальные биоструктуры реальности, в том числе клетка, живые организмы, а тем более метафизические, трансцендентные уровни, сферы и структуры, включающие сознание и разум далеко не исчерпываются нашими современными начальными знаниями по информатике и кибернетике о метаматериальном, идеальном. Тем более сложными для научного познания будут сферы, относящиеся к проблемам абстрактного мышления, творчества, мировоззрения, личности, семьи, коллектива, общества, планетарного социума, ноосферы. Вместе с тем, успехи психологии, социологии, философии, уже сейчас базирующиеся на упрощенных методиках абстрактного и интуитивного познания, модельного эксперимента, теориях мышления и отражения реального и идеального, фактически подтверждают те знания о человеке и его отношениях с окружающим миром, которые представлены в христианской концепции. Чрезвычайно важен установленный наукой факт зависимости состояния физического здоровья и психологического благополучия от высоты нравственного в человеке, развитого личного мировоззрения, внутренней системы жизненных ценностей и уровня собственной духовности. Снова мы возвращаемся на круги своя - к необходимости соблюдения христианских заповедей, стабилизирующая и гармонирующая роль которых неразрывно и однозначно определяется личной верой и приходом к Христу через покаяние. Достаточно убедительными примерами, демонстрирующими эффективность внедрения христианских концепций на общественном, политическом и государственном уровнях, служит опыт жизни людей и их высокой социальной защищенности в странах Западной Европы, где наиболее сильны исторические традиции именно христианства, возведенные в нормативы внутренней и внешней политики, послужившие основой для гражданского и государственного права на уровне законодательства. В этих странах каждому человеку гарантируется свобода самовыражения и деятельности в рамках общественно допустимых норм и морали, гарантируются социальная и правовая защищенности, но вместе с тем, жестко и бескомпромиссно требуется от каждого человека ответное законопослушание и соответствие его поведения принятым нравственным принципам. Тем более в этих странах значительное внимание уделяется руководителям в системах всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, а также политическим деятелям, тем более национального масштаба. Хорошо известны очень эффективно действующие там принципы: перед законом все равны и полная ответственность каждого за результаты его работы. К сожалению именно такого подхода и таких критериев позарез не хватает и в Украине и в России. А чтобы придти к новому уровню понимания, нам следует отбросить заложенные предыдущим воспитанием и идеологией прошлого нетерпимость, агрессивность, односторонность, гордыню, богоборство, покаяться во всех этих грехах, очистить сердце, разум и душу, и только после очищения освободится место для восприятия нового.

    Следует также отметить, что многие личные и социальные проблемы исследуются специальными гуманитарными науками и научными направлениями. И, если бы не кризис в системе просвещения, у нас были бы основания для оптимизма и надежд на лучшее будущее в связи с тем, что в последние годы мощный славянский интеллект, сбросив шоры идеологической и информационной ограниченности все активнее, шире и глубже внедряется в сферу осмысления проблем человека, общества, науки, религии и культуры. Учитывая собственный исторический опыт, приобретенный в рамках бывшего СССР, опыт уникальный, бесценный по историческому и социальному значению в своем драматизме и трагедийной просветленности, следует прогнозировать масштабные достижения в научном, философском и метафизическом осмыслении славянским миром актуальных проблем бытия, признания правомерности и значительной фундаментальности существующих религиозных форм Богопознания и познания мира. Чрезвычайно важным представляются те исследования, которые позволяют преодолеть и отбросить противоречия все еще сохраняющиеся в понимании и определении научного подхода по достижению нового знания. Все более утверждается концепция, в которой не противопоставляется этот подход и эти знания религиозному подходу, знанию и опыту, а оба подхода дополняют друг друга на пути к истине.

    По мнению большинства мыслителей индивидуальное мировоззрение исследователя и ученого в определяющей степени влияет на формирование им теоретических концепций и моделей, претендующих на адекватное описание реальности. Присущая христианину уверенность в возможность достижения своего максимального духовного единения с Творцом, естественным образом снимает все мыслимые пределы и ограничения на пути бесконечного познания. Еще раз повторим. Условия, которым должен следовать мыслитель: вера в Иисуса Христа, достигнутая через покаяние с отречением от прошлых греховных мыслей и поступков, принятие Слова Божьего, соблюдение христианских заповедей. А далее может произойти самое удивительное. Доверяя науке и опираясь на безусловное признание в ближайшем будущем значения и роли христианского мировоззрения, а также подпитываясь потенциалом скрытой национальной высокой духовности, народы Украины, России и Беларуси обретут, наконец, глубокое понимание своей национальной значимости, и значимости собственных национальных ценностей и интересов. Неразрешимый для многих и всех постоянно озадачивающий вопрос, почему так быстро развалился Советский Союз, имеет решение в рамках христианского мировоззрения. Это оказалось предопределенным именно по причине объективного стремления человека к реализации Божьего дара максимально возможной и максимально достижимой в реальных условиях собственной свободы, свободы личного выбора, свободы поведения и творческой самореализации. Причины эти настолько же объективны, насколько и неосознаваемы большинством людей, но хорошо понятны для христианина-философа, глубоко разобравшегося в проблемах категорий свободы и необходимости. Народы бежали из пространства общей тюремной зоны, имея надежду обрести свободу в границах своей этнической общности. Но пока греховная сущность человека привела только к нравственной и экономической деградации, поэтому успехов от разделения не слишком много. Но на основе нового национального самосознания могут вырасти новые интеграционные идеи и стимулы, новые политические и государственные формы такого объединения, которое позволит каждому народу сохранять национальное достоинство и учитывать собственные национальные интересы. Особая роль может ожидать Украину, через которую пройдет центр интеграции славянских народов с одной стороны, и интеграции славян с западно-европейцами, с другой. Об этом уже шла речь в работе [1].

    Итак, нам представляется верным, что только с обретением христианского мировоззрения братские народы Украины, России и Беларуси смогут преодолеть барьеры ограниченности человека, вернувшись к Богу и пребывая в Боге, наконец, таким путем решить многие до сих пор неразрешимые политические, экономические, кадровые, нравственные и духовные проблемы; преодолеть состояние глубокого государственного и социального кризиса в своих странах. Будут сформулированы национальные и общенациональные идеи, задачи и цели, которые наполнят жизнь смыслом и создадут условия для единения людей и направления их соединенных усилий на развитие и совершенствование общества в своих странах в интеграционном пространстве и цивилизации в целом. Надо только стать на путь доверия к Иисусу Христу, принятия Его личности и Его жертвы главным смыслом. Тогда жизнь каждого индивидуума в отдельности и общества в целом наполнится замещением материального духовным, великой радостью Божественной благодати и любви, состоянием гармонии человека внутри себя, в своем отношении к окружающим, природе и миру в целом.

    Однако, в настоящее время все общественные и социальные явления проходят в наших странах в условиях мощного пресса со стороны сил зла, а также цейтнота по фактору времени. Магический смысл, который несет в себе период трех поколений, в течение которого в обществе стираются прошлые, неактуальные для новых поколений знания, может сыграть сейчас роковую роль. В наших странах, несмотря на крайнюю актуальность духовного возрождения наций, преступно нарушен священный долг государства - поддерживать в стране мораль, нравственность, науку, а с ними здоровье, образование и культуру подрастающего поколения. Именно поэтому следует особенно торопиться с решением проблем духовного развития, чтобы не оказалось, что для следующего поколения не осталось интеллигенции, учителей и ученых, подготовленных к передаче соответствующих знаний и вдохновляющих собственным примером жизни и поведения. Не осталось тех, чья жизнь, знания и опыт не затребованы собственной страной и принесены в жертву коррупционной, примитивной, антинародной, антихристианской политике государства.

    В заключении выражаю благодарность руководителю Центра С.Тимченко за полезные дискуссии, которые послужили основанием для доработки данной статьи, представлявшейся 4 декабря 1998 г. в г. Кировограде в качестве доклада на конференцию "Христианское мировоззрение в контексте решения современных проблем в Украине".
     
    Литература

    1. В. И. Гранцев Реальность, эволюция и наука. //Материалы международной конференции "Трансформацiя наукових систем в державах з перехiдною економiкою та роль науки у суспiльствi" К, 1999 с. (будет опубликовано).
    Похожие публикации
    Demo scene