• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • Вы находитесь: » » ГАЛЬПЕРИН, Б.И. - "Мировоззренческая обусловленность родительского наследия детям"

    ГАЛЬПЕРИН, Б.И. - "Мировоззренческая обусловленность родительского наследия детям"

    0 330
    Все статьи автора: Гальперин Б.И.
    Б. И. Гальперин, г. Запорожье, Украина
     
    Тема обсуждаемая на симпозиуме 2000-го года архиактуальна. Желание, чтобы наши потомки были достойны людей 3-го тысячелетия от Рождества Христова в значительной мере определяется нашими собственными мировоззренческими позициями, нашими запросами, интересами и идеалами, нашим образом жизни. Мировоззрение и образ жизни находятся в генном диалектическом взаимодействии. С одной стороны, мировоззрение оказывает определяющее влияние на становление образа жизни, во многом обусловливает его. С другой стороны, образ жизни способен оказывать обратное влияние на образ мысли и порою приводить к изменениям в мировоззрении. Подобное наблюдается и в наши дни. Современное украинское общество переживает сложный период своего развития. За девять лет независимости благосостояние населения неуклонно ухудшается. Состояние безысходности, которое испытывают большинство жителей Украины, сказывается как на изменениях в образе жизни, так и на мировоззренческих позициях, обусловливают духовный кризис общества. Прежние духовные ценности оказались утраченными, а новые еще не обретены. Попытка сделать определяющей национальную идею пока не увенчалась успехом. В таких условиях сознание людей неизбежно подвержено трансформации. Наблюдается заметный рост мировоззренческого индифферентизма и в то время происходит поиск новых жизненных опор и ориентиров. Последнее обнаруживается в массовом притоке людей в христианские религиозные общества. Это происходит как под влиянием роста эсхатологических настроений, так и вследствие живучести христианской традиции, выдержавшей испытание временем на протяжении почти двух тысячелетий и сумевшей сохранить свое влияние на массы даже в период большевистских атеистических гонений.
     
    Существенной чертой, характеризующей растерянность и шатания значительной части населения в мировоззренческих позициях и суждениях об образе жизни, следует считать их стремление к возврату к прежним социальным устоям, которые позволяли людям обеспечивать сносное существование без страха за завтрашний день. Подобные явления встречались и в глубокой древности. Об этом повествует Библия. Когда народ израильский по выходу из Египетского плена оказался в пустыне "возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона". Перед лицом казавшейся неизбежной голодной смерти израильтяне готовы были вновь вернуться в Египет, где они, будучи рабами, все же "сидели у котлов с мясом" и "ели хлеб досыта" /См. Исх.16:2-3/. Такого рода явления наблюдаются в современной Украине. Ужасы тоталитарного прошлого предаются забвению. Зато вспоминается то, что работающий или пенсионер мог купить достаточно хлеба и дешевой колбасы.

    В свое время Наполеон говорил, что путь к сердцу солдата лежит через его желудок. Несколько перефразировав Бонапарта можно с большой степенью достоверности утверждать, что образ жизни как и образ мысли масс в конечном счете обусловлен их сытостью, что путь к сердцам людей лежит через насыщение их желудков. По существу об этом говорил и Маркс, обосновывая свой тезис о первичности бытия по отношению к сознанию. При этом, однако, важно учитывать, что марксистский вывод о приоритете бытия по отношению к сознанию не может быть односторонне принят. Сознание людей, их мировоззренческие взгляды, их интересы, потребности и идеалы способны играть определяющую роль в построении системы бытия.

    В настоящем докладе предпринята попытка на основе микросоциологического исследования обнаружить изменения в мировоззренческих позициях и образе жизни людей в условиях экономического, социального и духовного кризиса, переживаемого современной Украиной. Анкетным опросом было охвачено 128 жителей Запорожья преимущественно молодого и среднего возраста /более 85%/. Среди опрошенных женщины составили 57,8%, мужчины - 42,2%. Образовательный уровень опрошенных довольно высок: с высшим образованием - 51,6%, со средним /общим и специальным/ - 47,6%. Только один человек оказался, с незаконченним средним образованием. Ii характеру деятельности данные таковы: рабочие - 9,4%; служащие - 22,7%; инженерно-технические работники - 25,0%; работники образования, здравоохранения и культуры - 10,9%; работники торговли и сферы услуг - 10,1%; бизнесмены - 7,8%; не работающие и пенсионеры - 14,1%.

    Важной стороной исследования было выяснение у опрошенных их отношение к религии, вере в Бога. На протяжении семи десятилетий в СССР усиленно насаждался атеизм как своеобразная государственная религия, насаждался с самого раннего детства и до глубокой старости. Разумеется, это сказывалось на росте безбожия в стране. В советской социологической литературе констатировалось, что советское общество превратилось в общество массового атеизма и что религиозные "пережитки" присущи лишь незначительному числу людей пожилого и преклонного возраста. Дальнейших ход исторического процесса показал, однако, что в условиях не декларативного, а реального претворения в жизнь принципа свободы совести религиозные воззрения способны возрождаться. Распад СССР, крах коммунистической идеологической доктрины сопровождался заметным возвратом широких слоев населения в церкви. В левобережной Украине этот возврат в наибольшей мере ощутили православные приходы. Учитывая то, что традиционное православие представляло и представляет собой преимущественно "обрядовую веру" новые верующие как и их старые единоверцы в своем большинстве имеют весьма смутные познания о Боге, об основных догматах христианства. Образ жизни таких верующих мало чем отличается от образа жизни колеблющихся или неверующих. Их мировоззрение далеко от осознанного, оно преимущественно расплывчато и размыто. Такое же размытое мировоззрение присуще той категории опрошенных, которые находятся на рубеже веры и неверия. В исследовании они названы "колеблющимися". Думается, что с относительно большей долей достоверности можно утверждать, что прочные, осознанные мировоззренческие суждения присущи христианам-протестантам и незначительному числу тех, кто причисляет себя к числу убежденных атеистов. Доля последних в обществе неуклонно сужается.

    Социологическое исследование показало, что из 45 человек, назвавших себя безоговорочно верующими, только 18 или 40% от их числа либо не верят в загробный мир, либо сомневаются в его существовании, Среди "колеблющихся" доля таковых составляет 86%. Интересны данные о проявлении религиозности. Они свидетельствуют о том, что большинство тех, кто именует себя "безоговорочно верующими" на самом деле в гораздо большей мере могут быть названы полу-верующими. Только 21 из 45 верующих /46,7%/ заявили, что их вера проявляется в служении Богу и людям. Регулярно посещают богослужения всего 13% верующих. Регулярно читают Библию и молятся - менее 18%. Некоторые "верующие" высказались, что служение Богу вообще не считают важным призванием человека. Некоторые опрошенные верующие указали, что к Богу обращаются "только в трудных обстоятельствах". Отдельные опрошенные отметили, что в Бога верят, но "никаких знаний о Боге" не имеют. Подобные суждения, свидетельствующие об аморфности мировоззренческих позиций тех, кто недавно пришел к религии /православию/ можно было бы продолжить.

    В плане изучения мнения родителей о том наследии, которое они считают необходимым оставить детям, важное значение было придано выяснению их суждений о смысле жизни и человеческих качествах, которым они придают наиболее существенное значение. Результаты ответов приводятся в помещаемых ниже таблицах1.

    В чем вы усматриваете смысл своей жизни?
     

    Варианты ответов Верующие 45 человек100% Колеблющиеся71 человек100% Неверующие12 человек100% Всего128 человек100%
    В служении Богу 15-33,3% - - 15-11,7%
    В полезности обществу 14-31,1% 14-19,7% 1-8,4% 29-22,7%
    В семейном благополучии 28-62,2% 18-25,3% 3-25,0% 49-38,3%
    В материальном достатке 11-8,6% 18-25,3% 2-16,7% 31-24,3%
    В наличии заботливых детей 15-33,3% 18-25,3% 2-16,7% 35-27,3%
    В достижении поставленных целей 13-28,9% 35-49,3% 6-50,0% 54-42,2%
    В том, чтобы брать от жизни все, что можно 3-6,7% 7-9,9% 1-8,3% 11-8,6%
    Иное мнение 2-4,4% 4-5,6% 1-8,3% 7-5,5%

     
     
    Какие человеческие качества вы считаете наиболее значимыми?
     

    Варианты ответов Верующие 45 человек100% Колеблющиеся71 человек100% Неверующие12 человек100% Всего128 человек100%
    Любовь и преданность Богу 20-44,4% - - 20-15,6%
    Полезность обществу 13-28,9% 22-31,0% 1-8,4% 36-28,1%
    Умение прощать и быстро забывать обиды 20-44,4% 34-47,9% 3-25,3% 57-44,5%
    Способность на добро отвечать добром, а на зло - злом 4-8,9% 11-15,5% 1-8,4% 16-12,5%
    Самостоятельность. Достижение высокого уровня благосостояния всеми доступными средствами 8-17,8% 14-19,7% 5-41,7% 27-21,1%
    Иное мнение 1-2,2% 11-15,5% 2-16,7% 14-10,9%
     
    Наконец в опросном листе стоял вопрос о родительском наследии детям. Ответы на него распределились следующим образом:


    Какое наследие вы хотели бы оставить своим детям?
     
    Варианты ответов Верующие 45 человек100% Колеблющиеся71 человек100% Неверующие12 человек100% Всего128 человек100%
    Иметь мир с Богом и со всеми 27-60,0% 4-5,6% -- 31-24,2%
    Научить детей способности страдать при виде чужого страдания и облегчать участь страдальцев 13-28,9% 6-8,4% -- 19-14,8%
    Обеспечить им безбедную жизнь 6-13,3% 12-16,9% 2-16,7% 20-13,6%
    Научить их самостоятельно добывать и пользоваться благами жизни 12-26,7% 23-32,4% 3-25,0% 38-29,7%
    Только духовных ценностей - недостаточно, только материальное наследство - этого мало. Необходимо сочетание одного и другого. 18-40,0% 32-45,0% 7-58,3% 57-44,5%
    Иное мнение 2-4,4% 8-11,3% -- 10-7,8%
     
    Постараемся сделать некоторые самые общие выводы. Первое: Исследование свидетельствует о нечеткости мировоззренческих позиций абсолютного большинства опрошенных респондентов. Если к категории мировоззренчески индифферентных людей причислить всех колеблющихся, а так se часть верующих и неверующих, их численность достигнет почти 80%. Второе: В представлениях о смысле жизни среди верующих доминирует установка на семейное благополучие. Даже служение Богу значительно уступает ей, хотя для подлинно верующего человека, для возрожденного христианина, само семейное благополучие осознается через опосредование верности Богу, преданного служения Ему.

    Семейное благополучие как смысл жизни в наш век, когда крушение браков продолжает нарастать, становится вполне объяснимым. Сохранение здоровой, крепкой семьи служит важным фактором благодатного наследия детям. Третье: В числе наиболее значимых человеческих качеств верующие отметили: любовь и преданность Богу и способность прощать и быстро забывать обиды /то и другое по 44,4%/. Отрадно, что установка на прощение и забвение обид высоко оценена почти половиной колеблющихся и четвертой частью неверующих. А ведь это сугубо христианская ценностная остановка. Четвертое: привлекательность для многих такой человеческой ценности как полезность обществу не взирая на то, что современное общество крайне неоднородно, свидетельствует о живучести в сознании людей элементов коммунистической пропаганды. Призывы коммунистических идеологов посвящать свои жизни служению общественным идеалам на деле очень часто оборачивались равнодушием к отдельным индивидам, нуждающимся в помощи, в моральной и материальной поддержке. Пятое: Существенным человеческим качеством для половины опрошенных неверующих оказалась ценность достижения высокого уровня благосостояния любыми доступными средствами. Это то, что в свое время Федор Достоевский метко выразил формулой одного из своих литературных героев: "Если Бога нет, то все дозволено".

    Теперь коротко о наследии детям. Мировоззренческая обусловленность такого наследия очевидна. Для верующих естественно стремление утвердить в своих детях потребность сохранения мира с Богом и со всеми людьми /См. Мф. 5:9; Рим. 5:1; Евр. 12:I4/, ибо это является определяющим фактором всей их жизнедеятельности. Не случайно большинство христиан /60%/ отметили именно эту установку. Когда последовательные христиане говорят о верности Богу, о любви и преданности Ему, они неизбежно включают в эти понятия и любовь к людям, стремление нести им добро /См. Мф.5:16; 25:40; Гал.6:I0/. Без любви к ближнему любовь к Богу представляет собой всего лишь пустую фразу /См. I Ин. 4:20/. Не случайно апостол Павел писал, что "весь закон в одном слове заключается: "люби ближнего твоего как самого себя" /Гал. 5:14/. Призывая любить друг друга, Христос утверждал, что "нет больше той любви если кто положит душу за друзей своих" /Ин. 15:13/.

    Основное христианское наследие новым поколениям - любовь к Богу, мир с Богом и всеми людьми - включает в себя целый спектр высочайших моральных добродетелей, способствующих следованию по пути Божественного совершенства /Ci. Мф. 5:48; Кол. 3:I4/, поступать с людьми так, как им хотелось бы, чтобы поступали с ними. /См. Мф. 7:I2/. Христиане - не аскеты. Они не отрицают значения материального достатка, но не предают ему первостепенного значения.

    Исследование позволило выявить значимость для всех категорий опрошенных установки на необходимость оставления в наследие детям и материальных, и духовных ценностей. Здесь, думается, весьма существенно то, что верующие, поддерживая эту установку, подчеркивают приоритет духовных ценностей, а среди них - способность страдать при виде чужого страдания и готовность к облегчению доли страдальцев. Для неверующих и колеблющихся важнее показались жизненные блага, то есть ценности материального порядка, соответственно 25 и 32,4%.

    Исследование как и непосредственные наблюдения автора свидетельствуют о целесообразности кропотливой работы по утверждению в новых поколениях христианских ценностей. Эти ценности необходимо формировать прежде всего через христианскую семью. Важная роль принадлежит и школе, не только воскресной, но и общеобразовательной. Вырабатывая у детей общечеловеческие нравственные нормы, общеобразовательная школа, даже в условиях ее отделения от церкви, воспитывает в детях приверженность моральному учению Христа.

    Восприятию христианского духовного наследия новыми поколениями противодействуют книжный рынок, прокат фильмов и СМИ, в которых изобилуют преступность, эротика, а-то и порнография. Пора поставить надежный заслон разложению детей и молодежи. Этого можно добиться совместными усилиями церковных и державных структур.

    "Вопросы научного атеизма" - Победа научно-атеистического мировоззрения в NCCP за 50 лет. - М., "Мысль", 1967.


    _______________________

    1
    При ответах на вопросы, содержащиеся в приводимых таблицах, опрашиваемые могли отмечать несколько вариантов ответов.
    Похожие публикации
    Demo scene