• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • Вы находитесь: » » МОРТЕНСОН, ТЕРРИ - "Грехопадение и миллионы лет природного зла"

    МОРТЕНСОН, ТЕРРИ - "Грехопадение и миллионы лет природного зла"

    0 469
    Все статьи автора: Мортенсон Терри
    ©Терри Мортенсон, магистр теологии, доктор философии

    Доклад представлен на ежегодном собрании Евангельского богословского общества Сан-Диего, штат Калифорния, США 20 ноября 2014 г.

    Введение

    Сегодня в церкви ведутся горячие споры вокруг вопроса о том, действительно ли на протяжении миллионов лет на земле царили смерть и болезни, истребляли друг друга животные, вымирали целые виды флоры и фауны и существовали другие типы природного зла – землетрясения, торнадо, ураганы и цунами. Покойный астрофизик-эволюционист Карл Саган говорил: «Секрет эволюции – это время и смерть: время для медленного накопления полезных мутаций и смерть, освобождающая место для новых видов»[1]. Согласуется ли с Библией такое эволюционное представление о природном зле? В частности, сопоставимо ли библейское учение о грехопадении Адама и его последствиях (а также библейское учение о моральной природе Бога и искупительных деяниях Иисуса Христа) с учением о миллионах лет природного зла? Я считаю, что нет. Далее я объясню, почему.
     
    Эволюционистские представления о доисторической эпохе

    Эволюционисты считают, что ненаправленные, бесцельные естественные изменения в живых организмах в конечном счете привели к появлению человека. Ричард Докинз без обиняков заявляет: «Вселенная, которую мы наблюдаем, имеет как раз такие качества, какие и следовало ожидать, если в самой ее сути нет замысла, нет цели, нет зла и добра. Ничего кроме слепого, не знающего жалости безразличия. ДНК ничего не знает, и ей всё безразлично. Она просто существует, и мы пляшем под ее дудку»[2].

    Эволюционисты утверждают, что окаменелости свидетельствуют о миллионах лет истории; на самом же деле, это свидетельство о смерти, а не о жизни. Живые существа погребены не там, где жили, и в большинстве случаев – даже не там, где погибли. И гибель часто становилась результатом катастрофического потопа.

    На самом деле окаменелости указывают на быстрое погребение и очень быструю фоссилизацию. Например, ученые обнаружили рожающую самку ихтиозавра[3], множество рыб, не успевших проглотить или переварить пищу, двух спаривающихся черепах, а также динозавров с остатками непереваренной пищи в желудках[4]. Исследователи также нашли окаменелости саблезубого тигра, грызущего кость другого тигра, и агонизировавшего в воде тираннозавра.

    Ученые находят остатки крови в желудке комара[5] и каракатицу с вытянутым чернильным мешком, в котором остались защитные чернила[6]. Они находят окаменелости мягкотелых организмов, таких как черви и медузы[7], а также окаменевшую кожу и множество образцов копролита – окаменелых экскрементов животных. По всему миру – часто в угольных месторождениях – обнаруживают крупные полистратные окаменелые деревья (без корней и ветвей) в вертикальном положении, проходящие через разные пласты осадочных пород, якобы формировавшихся на протяжении тысяч или миллионов лет.

    Все эти окаменелости не существовали бы в таком виде, если бы образовались в результате постепенного погребения под осадочными породами, нанесенными ветром или водой, и медленной фоссилизации. Эти организмы были погребены живыми (или сразу после смерти) и полностью покрыты толстым слоем осадочных пород, которые быстро затвердели. Если бы осадочные породы покрывали эти организмы медленно, на протяжении многих лет или столетий, не говоря уже о миллионах лет, они не превратились бы в окаменелости, а были бы уничтожены падальщиками, микроорганизмами и процессами разложения. Олени, сбитые машинами и оставленные на обочине дорог, не становятся окаменелостями. И хотя водолазы находят обувь и другие человеческие артефакты на дне Атлантического океана, где затонул «Титаник», они не нашли тела 1100 утонувших пассажиров[8]. Поскольку существует множество свидетельств быстрого погребения организмов и формирования окаменелостей, это означает, что тысячеметровые слои осадочных пород, в которых погребены эти организмы, также формировались быстро в результате катастрофических процессов, а не медленно на протяжении тысяч или миллионов лет, как утверждают геологи-эволюционисты.

    Кроме того, окаменелости животных содержат свидетельства болезней[9], в том числе артрита, нарывов и раковых опухолей; их следы находят на скелетах динозавров, возраст которых, согласно эволюционной датировке, оценивается, по меньшей мере, в 65 миллионов лет[10]. Как отметил исследователь, изучавший эти кости, «признаки болезней с течением времени не изменились … они выглядят одинаково и сейчас, и сто миллионов лет назад»[11]. В наше время даже существует целая область исследований под названием палеопатология, занимающаяся изучением болезней так называемых доисторических живых существ.

    Кроме того, мы находим многочисленные свидетельства рахита, сифилиса, зубных болезней и других заболеваний, а также насилия среди людей, смерти младенцев и каннибализма в окаменелостях человека разумного. Согласно эволюционной датировке, человек разумный жил на десятки и даже сотни тысяч лет раньше того времени, когда, согласно Библии, появился Адам[12].

    Помимо смерти и болезней на индивидуальном уровне во многих уголках мира мы находим целые кладбища окаменелостей, содержащие  свидетельства жестокой смерти и массового вымирания тысяч или сотен тысяч живых организмов, которые погребены с высокой плотностью[13]. В Южной Африке, в формации Карру (которая, как утверждают, образовалась 200 миллионов лет назад) погребены сотни тысяч, если не миллионы, позвоночных[14]. В местности Агата Спрингс, штат Небраска, в известняковом пласте перемешаны тысячи окаменелых носорогов, верблюдов, гигантских вепрей и других экзотических животных. В городке Флориссант, штат Колорадо, были найдены отлично сохранившиеся ракушечные организмы, рыбы, птицы и сотни видов растений и насекомых, погребенных вместе[15].

    Говоря о событиях глобального масштаба, эволюционисты утверждают, что на протяжении полумиллиарда лет произошло пять основных эпизодов, или периодов, массового вымирания, когда исчезло 65–90 процентов всех видов существ, живших в то время[16]. По словам этих ученых, последнее вымирание пришлось на мел-третичный период около 65 миллионов лет назад; оно было вторым по масштабу массовым вымиранием, когда исчезло 85% видов, включая всех динозавров. Среди эволюционистов преобладает мнение, что это вымирание произошло в результате падения огромного астероида. Эволюционисты также утверждают, что за миллионы лет было много других, менее масштабных эпизодов вымирания.

    Таким образом, согласно эволюционным представлениям, история земли наполнена смертью животных, болезнями, хищничеством и вымиранием, а также землетрясениями, наводнениями, ураганами, торнадо, падениями астероидов и извержениями вулканов. С самой первой формы жизни и до сегодняшнего дня всё сводится к природе, «чьи зубы и когти красны», и к выживанию сильнейших – то есть, миллиарды неприспособленных не выживают. Миллионы лет смерти, кровопролития и насилия привели к появлению человека – так считают эволюционисты.

    Итак, если христиане принимают неодарвинистскую эволюцию или верят, что Бог эпизодически сверхъестественным образом создавал разные виды растений и животных на протяжении миллионов лет, то, соглашаясь с концепцией миллионов лет, они все равно соглашаются с эволюционным представлением о смерти и природном зле.

    Библейское учение заставляет нас отвергнуть идею о миллионах лет смерти.

    Однако Библия – начиная с Книги Бытия и заканчивая Книгой Откровения –содержит совершенно ясное и последовательное учение о смерти и природном зле.

    До грехопадения творение было «хорошо весьма»

    В первой главе Книги Бытия шесть раз повторяется, что во время Недели Сотворения Бог называл творение «хорошим». Завершив Сотворение на шестой день, Он сказал обо всем: «Хорошо весьма» (Быт. 1:31). Об этом состоянии творения отчасти свидетельствует тот факт, что люди, животные и птицы изначально питались только растительной пищей, о чем говорится в Быт. 1:29-30. И действительно, как следует из Книги Бытия, человеку было позволено есть мясо только после Потопа (Быт. 9:3). Следует отметить, что в Быт. 1:30 сказано: Бог дал растения в пищу всем зверям земным, и всем птицам, и всякому пресмыкающемуся[17]. Это утверждение представляется совершенно непонятным, если некоторые существа были исключительно или преимущественно хищными, как сейчас. Из того, какая связь проводится между человеком и земными зверями в Быт. 1:29-30, следует вывод, что первоначально, до грехопадения, львы, орлы, крокодилы, тираннозавры и все другие земные животные и птицы питались растениями.

    Еще одно указание на благость первоначального творения: Бог впервые говорит «не хорошо» лишь тогда, когда видит одиночество Адама (Быт. 2:18). Если это «не хорошо», то как можно назвать «весьма хорошими» миллионы лет смерти, болезней и другого природного зла?

    Кроме того, в Книге Судей 18:9-10 о земле обетованной говорится, что она «весьма хороша»: там ни в чем нет недостатка. В 1 Книге Царств 25:15 встречается это же выражение, переведенное как «[люди] очень добры», то есть не причиняли зла. Иеремия (24:2-3) сравнивает «весьма хорошие» смоквы с весьма худыми, которые невозможно есть. Таким образом, описание «хорошо весьма», используемое в первой главе Книги Бытия, совершенно не согласуется с мыслью о разложении, вредоносных явлениях и отсутствии пищи или о том, что разрушает окружающую среду и делает ее небезопасной для жизни. Но согласно эволюционным представлениям, все это было неотъемлемой частью мира на протяжении миллионов лет.

    Следующие отрывки из Книги Исайи (11:6-9 и 65:25-26) тоже помогают понять значение выражения «хорошо весьма». В этих текстах говорится о будущем творении, когда волк будет пастись и лежать рядом с ягненком, лев, как вол, будет есть солому, а младенец будет играть со змеей. Те животные, которых сейчас мы считаем опасными, «не будут делать зла и вреда» (11:9; 65:25) «на всей святой горе…», – говорит Господь. Перед нами картина мира и полной гармонии. Когда одни животные охотятся на других и убивают их, это понимается как уничтожение, зло и вред. Могли ли плотоядные уничтожать других животных (здоровых или больных), а землетрясения, цунами, ураганы и падения астероидов вызывать смерть в Божьем творении, которое было «хорошо весьма», на протяжении сотен миллионов лет до грехопадения Адама?

    Намеки на «вегетарианский» рацион животных, упоминающийся до грехопадения и описывающийся в эсхатологических текстах, можно увидеть даже сейчас в поведении некоторых плотоядных. Например, по данным современных исследований, 75% представителей отряда крокодиловых часто выбирают растительную пищу и фрукты[18]. «Малютка Тайк» – жившая в неволе львица – не ела мясо всю свою жизнь (9 лет), и ее лучшим другом был ягненок[19]. В Кении было зафиксировано шесть случаев, когда дикие львицы принимали телят орикса; во всех случаях это заканчивалось тем, что орикса у них рано или поздно забирал человек, мать орикса, другой лев или голод[20].

    Некоторые христиане отвергают модель молодой Земли (и связанное с этой моделью учение о смерти), утверждая, что поскольку люди и животные ели растения, смерть существовала и до грехопадения Адама. Однако согласно первой главе Книги Бытия и другим библейским отрывкам, растения не являются живыми в том смысле, в котором это слово применяется к людям, животным и птицам. Растения ни разу не называются «живой душой» (древнеевр. nephesh chayyah) – в отличие от людей, земных животных, птиц и морских животных в Книге Бытия, главы 1, 2, 6 и 9 (Быт. 1:20–21, 24 и 30; Быт. 2:7 и 19-20; Быт. 6:19–20 и Быт. 9:10–17)[21]. Иов 14:7–12 – единственный отрывок в Ветхом Завете, где сказано, что растения умирают (используется древнееврейское слово mut), но из текста совершенно ясно, что «смерть» пня по сути своей отличается от смерти человека. Если полить водой «мертвое» дерево, оно вновь оживает, но с человеком этого не происходит. Таким образом, с библейской точки зрения, «смерть» растений принципиально отличается от смерти животных или человека[22]. Значит, когда на шестой день Сотворения Адам, Ева и животные ели растения и их плоды, это не было связано со смертью и не было злом.

    Поскольку, согласно первой главе Книги Бытия, в первоначальном «хорошем весьма» творении животные не были плотоядными, следует предположить, что и другие виды природного зла (болезни и вымирание животных, ураганы, землетрясения, извержения вулканов, падения астероидов и т.п.) также появились после грехопадения. Вся последующая библейская история подтверждает это предположение.

    Как грехопадение отразилось на всем творении

    Когда Адам и Ева согрешили, Бог осудил все творение, не только человека. Адам и Ева сразу умерли духовно – это видно из того, что они прятались от Бога (Быт. 3:8). Кроме того, они начали умирать физически, о чем Павел ясно говорит в Рим. 5:12 и 1 Кор. 15:21-22. Так, во втором отрывке он пишет: «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». То, что Павел имеет в виду физическую смерть, ясно следует из контекста обоих отрывков. В пятой главе Послания к римлянам Павел проводит связь между смертью, которая вошла в мир через грех Адама, и той жестокой смертью, которую принял Иисус за грех человечества. А в 15 главе 1 Послания к коринфянам говорится о том, что благодаря телесному воскресению Иисуса верующие обретают воскресение к жизни и (в будущем) бессмертные тела, которые будут неподвластны физической смерти.

    Однако в третьей главе Книги Бытия мы также читаем о том, что Божий суд коснулся не только человека, но и всего творения. Змей, которого сатана использовал для соблазнения Евы, был проклят, в результате чего в нем произошли какие-то физические перемены – либо морфологические, либо поведенческие, так как змей начал ползать на брюхе (Быт. 3:14). Поскольку в этом же стихе сказано, что и другие животные были прокляты[23], можно сделать логичный вывод: они тоже претерпели какие-то физические или, по крайней мере, поведенческие изменения[24]. Изменения произошли и в организме Евы, для которой деторождение теперь стало болезненным (Быт. 3:16)[25].

    В Быт. 3:17 Бог говорит Адаму: «… проклята земля за тебя». Здесь не сказано, что со временем Адам навлечет проклятие на землю своими греховными поступками, загрязняя или разрушая окружающую среду; нет, Бог сразу проклял землю за грех Адама. То, что такое понимание отрывка Быт. 3:17 верно, подтверждается словами Ламеха, произнесенными через 1051 год после этих событий, когда родился его сын Ной (Быт. 5:29). Ламех говорит: «Он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь». Здесь используются те же древнееврейские слова ( переводимые как «земля» и «проклятие»), что и в Быт. 3:17.

    В Быт. 3:18 сказано, что в результате проклятия «терния и волчцы произрастит [земля]». Таким образом, Адаму, Еве и их потомкам придется тяжело трудиться, чтобы выращивать растения себе в пищу. Нет оснований полагать, что проклятие не касалось Эдемского сада[26], однако Бог, прежде всего, говорит о земле за пределами рая, в которую Адам и Ева были изгнаны, и где им предстояло бороться с терниями и волчцами (Быт. 3:23).

    Как Потоп отразился на творении

    Вся земля была снова проклята во время Потопа, который во дни Ноя разрушил всю ее поверхность (в том числе и Эдемский сад[27]), как Бог и сказал в Быт. 6:13. После того как Ной вышел из ковчега и принес жертву, Бог пообещал никогда больше не «проклинать землю» и не «поражать всего живущего» за грех человека (Быт. 8:21). Здесь снова подтверждается предложенное нами толкование Быт. 3:17. В стихе 8:21 используется другое слово, означающее проклятие, но это слово синонимично используемому в стихе 3:17. В обоих стихах используется одно и то же слово, переводимое как «земля».

    Таким образом, и после грехопадения, и во время Потопа суд Божий коснулся не только человека. Наказанию подверглось все творение. Из-за греховности человека погибли миллионы наземных животных и птиц. Цунами, поднявшиеся, когда разверзлись источники великой бездны (Быт. 7:11)[28], уничтожили миллионы морских животных, выброшенных на берег или погребенных под осадочными породами, которые нанесло с суши. Масштабное затопление также смыло всю наземную растительность. Совершенно логично предположить, что воды Потопа привели к погребению миллиардов растений и животных в осадочных отложениях, которые, затвердев, превратились в тысячеметровые пласты осадочных пород, содержащих окаменелости и встречающиеся на всех континентах. Именно это мы и видим в Большом каньоне и по всему миру.

    Другие наказания от Бога

    Связь между Божьим судом (который вызван грехом человека) и смертью всех живых существ прослеживается и в других отрывках Писания. Например, первое косвенное свидетельство о смерти животных содержится в Быт. 3:21, где сказано, что Бог сделал Адаму и Еве кожаные одежды. Это представляется наиболее вероятным объяснением того, откуда Авель знал, что в жертву за грех следует принести животных из стада (Быт. 4:4), – первое ясное библейское описание того, как человек приносит в жертву животное. Вся появившаяся впоследствии в Израиле система жертвоприношений свидетельствует о том, что Бог использовал смерть невинных животных («без порока») для искупления греха. Мысль о том, что до грехопадения животные умирали на протяжении миллионов лет, полностью перечеркивает эту связь между смертью животных, грехом человека и восстановлением его общения с Богом. Эта связь служит прообразом искупительной смерти Иисуса, Агнца Божьего.

    В Книге Второзакония 28:15-68 Бог предупреждает, что пошлет проклятие на землю, урожай и скот евреев, а также накажет народ, если тот не будет Ему послушен. Это наказание многократно применялось в истории Израиля, когда народ восставал против Бога. Из данного текста также ясно, что эти проклятия Господь наводит именно как наказание; это не следствие неэффективного земледелия или животноводства.

    В Книге Ионы 4:11 также подразумевается, что наказание, которое Бог собирался обрушить на Ниневию, предполагало смерть скота. Вот некоторые другие стихи, в которых говорится о Божьем проклятии земли, животных и растений за грех человека: 2 Пар. 7:12-14, Иер. 7:20 и 12:4, Агг. 1:9-11 и Мал. 3:9-12 и 4:6.

    Новозаветное учение и миллионы лет природного зла

    В Новом Завете также прослеживается связь между грехом и искуплением человека с одной стороны и тлением и освобождением остального творения с другой. В Рим. 8:19-23 Павел учит, что сейчас все творение стенает в рабстве тлению и суете, ожидая окончательного искупления христиан – того дня, когда они обретут бессмертные воскрешенные тела.

    Большинство комментаторов в истории Церкви считали, что творение подвержено суете и тлению из-за Божьего проклятия, вызванного грехопадением. И это действительно представляется единственным рациональным объяснением с экзегетической и богословской точки зрения[29]. Упоминание «родовых мук» относится к Божьему суду над Евой. Освобождение творения связывается с окончательным искуплением христиан и, таким образом, наиболее логичным представляется вывод о том, что рабство творения связано с грехопадением человека, которое в свою очередь сделало необходимым искупление[30]. Этот вывод подтверждается и тем, что в Рим. 5:12 Павел уже говорил о том, как важно понимать грехопадение для того, чтобы понять Евангелие. Кроме того, ничто в первой главе Книги Бытия или каком-либо другом отрывке Писания не указывает на то, что с самого начала творение уже находилось в рабстве тления и суеты.

    Когда с приходом Иисуса Христа совершится это будущее искупление, мы увидим восстановление и искупление всего – состояние, подобное тому, в котором мир находился до грехопадения. Впрочем, это новое состояние будет еще лучше. В Деян. 3:20-21 сказано, что Иисус пребывает на небе «до времен совершения всего», предсказанных ветхозаветными пророками. А в Кол. 1:15-20 написано, что Христос сотворил все на небесах и на земле, видимое и невидимое, и Он есть прежде всего, и все Им стоит; Он примирил и примирит всё с Собою Кровию Своего креста (ср. Еф. 1:10). Настанет день, когда больше не будет плотоядных животных (см. Ис. 11:6–9), и люди не будут подвержены болезням, страданиям и смерти (см. Откр. 21:3–5), поскольку уже не будет проклятия (см. Откр. 22:3)[31]. Оно пало на творение после грехопадения Адама, и будет снято после Второго пришествия Последнего Адама. Тогда уже не будет даже возможности греха, поэтому новый мир будет даже лучше, чем «хорошее весьма» творение до грехопадения[32].

    Такое понимание вселенских последствий грехопадения и последнего искупительного деяния Христа было принято в ортодоксальном христианстве на протяжении двух тысячелетий, о чем говорится и в широко известных учебниках по систематическому богословию, написанных Уэйном Грудемом и Миллардом Эриксоном. К сожалению, как я уже упоминал в одной из предыдущих статей, оба этих выдающихся богослова не осознают непоследовательности своей позиции. Они придерживаются таких взглядов относительно всего творения и в то же время принимают эволюционные представления о том, что на протяжении миллионов лет до Потопа животные болели и умирали, и существовало другое природное зло[33].

    Важные выводы, следующие из историй о Сотворении и Потопе

    Из библейского учения о творении (до грехопадения) и проклятии (после Потопа) следует несколько важных выводов. Писание ясно говорит о том, что после грехопадения Адама Бог проклял землю, и она стала производить тернии (в Быт. 3:18 сказано: «Терния и волчцы произрастит [земля] тебе»)[34]. Но окаменелости терний (колючек) находят в горных породах, возраст которых эволюционисты оценивают примерно в 400 млн. лет[35]. Если действительно были миллионы лет, то Бог солгал о терниях и волчцах. Если же Быт. 3:18 содержит истину, то эволюционистское утверждение ложно[36].

    Кроме того, если верны эволюционистские методы датировки, то артрит, подагра, рахит, вирусы, малярия и рак существовали в мире, о котором Бог сказал: «Хорошо весьма», – сказал еще до того, как Адам согрешил. Если Библия истинна, то такая датировка ложна[37], и все эти болезни и вызванная ими смерть появились после грехопадения.

    Как отмечалось выше, эволюционистское утверждение о том, что пять основных периодов массового вымирания произошли на протяжении полумиллиарда лет, также не может быть истинным. Если бы это было так, то как отразилось бы на творении грехопадение и проклятие? Никак. Вопреки библейскому учению, грехопадение привело бы только к духовной смерти человека. Но на самом деле она произошла еще до того, как Бог провозгласил суд в Быт. 3.

    Можно пойти дальше и сказать, что если на протяжении миллионов лет животные действительно болели и умирали, и при этом существовали другие виды природного зла, то «хорошее весьма» творение, о котором говорится в 1 главе Бытия, было гораздо хуже, чем мир, в котором мы живем сейчас. В наше время только иногда происходит загрязнение или разрушение некоторых участков естественной среды, и некоторые виды животных исчезают из-за греха человека. За всю историю человечества мы ни разу не наблюдали таких периодов массового вымирания, которые, по мнению геологов-эволюционистов, имели место до появления человека (если, конечно, не принимать во внимание глобальный катастрофический Потоп, произошедший во дни Ноя; однако большинство сторонников старой Земли отвергают мысль о глобальном Потопе).

    Рассуждая логически, следует отметить: геологическая летопись смерти сформировалась либо до Адама, либо после него. И если это произошло после Адама, то большая часть летописи сформировалась в результате Великого потопа. Таким образом, если мы считаем миллионы лет фактом, то нам следует отвергнуть представление о том, что Великий потоп был глобальным катастрофическим событием. В таком случае получается, что летопись окаменелостей «хороша весьма». Причина проста: научное большинство догматично утверждает, что геологическая летопись отражает миллионы лет истории. И это же большинство настаивает на том, что не существует геологических свидетельств глобального потопа – ни в истории человечества, ни в доисторические времена. Было бы непоследовательно принимать то, что секулярные геологи говорят о возрасте Земли, но отвергать то, что говорят они о всемирном Потопе. Еще сложнее с точки зрения логики признавать глобальный потоп, произошедший около 4500 лет назад и якобы не оставивший значительных эрозионных и осадочных геологических свидетельств, и в то же время верить, что геологические последствия менее масштабных потопов, произошедших миллионы лет назад, сохранились до наших дней (несмотря на разрушительное действие времени и Великий потоп). С другой стороны, если мы принимаем то, что говорит Слово Божье о всемирном катастрофическом потопе, следует отвергнуть и концепцию миллионов лет. Невозможно верить и в то и в другое, не нарушая при этом законы логики и не противореча самому себе.

    Итак, если действительно были миллионы лет, то грехопадение улучшило мир, который до него был «хорош весьма». В таком случае, проклятие, которое последовало за грехопадением, следует рассматривать как великое благословение! Но когда настанут новые небеса и новая земля, и проклятие будет снято, то последует ли за этим вечность такого же природного зла, которое царило на протяжении миллионов лет до появления человека?

    Наконец, я хотел бы вкратце рассмотреть аргумент, согласно которому представление о миллионах лет противоречит и нравственной природе Бога, открывшегося в Писании.

    Нравственная природа Бога

    События Сотворения, описанные в 1 главе Бытия, явно носили чудесный характер. Бог говорил – и всё немедленно появлялось. Не было такого, чтобы Он сказал и ждал миллионы лет, пока что-то произойдет. На это явно указывают эмфатические повторы в 1 главе Бытия: «да будет» или эквиваленты этого выражения (10 раз), «и стало так» (7 раз), «и увидел Бог, что это хорошо» (7 раз), «и был вечер, и было утро: день Х» (6 раз). Об этом же говорится в Пс. 32:6-9. Когда Бог творил, «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось». Когда Он завершил творение и провозгласил, что все сделанное Им «хорошо весьма», в этих словах отразилось и Его собственное нравственное совершенство.

    Итак, если верна теория разрыва, теория дней-эпох, литературно-изобразительная теория или любой иное толкование Книги Бытия, основанное на теории старой Земли, то на протяжении миллионов лет Бог творил, а затем уничтожал миллиарды морских организмов, птиц и наземных животных без какой-либо явной причины и оправданной цели. И только потом Он создал человека, чтобы править творением. Действительно ли такое описание верно отражает совершенного, благого, любящего и бесконечно мудрого Бога, Который открывается в Писании?

    Кроме того, мы, люди, считаем злом жестокое обращение с животными, пытаемся предотвратить исчезновение видов и плачем, когда умирают наши питомцы. Мог ли Бог, открывающийся в Писании, сказать: «Хорошо весьма» о тысячеметровой толще осадочных пород, содержащих кладбища окаменелостей и покрывающих всю землю? Назвал бы Он рак, следы которого видны на скелетах динозавров, «весьма хорошим»? Мог ли Бог сказать: «Хорошо весьма» о терниях и волчцах, в то время как в Быт. 3 Он говорит, что это – следствие Его проклятия (и в 50 других случаях, когда «тернии» упоминаются в Библии, Бог называет их злом)?

    Бог, использовавший при Сотворении некий процесс (прогрессивное творение либо теистическую эволюцию), предполагавший миллионы лет смерти, разительно отличается от Бога, открывшегося миру после грехопадения. После грехопадения Бог заповедует израильтянам заботиться о скоте, давать ему день отдыха (Исх. 20:10 и 23:12), помогать заблудившимся или попавшим в беду животным (Исх. 23:4-5). Бог учит народ не обращаться с животными жестоко, например, не заграждать рта молотящему волу (Втор. 25:4). В Пр. 12:10 Господь говорит: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко». А в Ис. 66:3 Бог сравнивает человека, совершающего убийство, с тем, кто душит пса или приносит в жертву свиную кровь, или молится идолу. Однако если действительно были миллионы лет смерти, болезней и массового вымирания, то Бог «удушил» миллионы живых существ, уподобляясь нечестивому.

    Если история земли исчисляется миллионами лет, то либо Бог не всевластен и потому не смог управлять Своим творением так, чтобы оно не уничтожало большую часть Его предыдущих трудов, либо Он намеренно создавал препятствия, мешая Самому Себе исполнить собственный замысел и создать «хороший весьма» мир для человека. И все это время Он создавал существ, очень похожих на тех, которых только что уничтожил, – либо намеренно, либо по незнанию и от бессилия. Кроме того, если вспомнить описание творения в 1 главе Бытия, то Бог был еще и безнадежно плохим рассказчиком. Такой жестокий, несведущий и слабый «бог» совершенно не похож на Бога, открывающегося в Писании, и недостоин нашего поклонения и доверия. Только креационные представления о молодой Земле отражают славу, мудрость, силу, святость, верность и всеведение Бога, о Котором говорит Писание.

    Заключение

    В Писании история и будущее ясно разделяются на три периода: 1) первая Неделя Сотворения, которое было «хорошо весьма», когда не было смерти и других видов природного зла, 2) настоящее – период после грехопадения: проклятое творение, наполненное злом, 3) вечное состояние – совершенство и праведность новых небес и новой земли, где не будет даже самой возможности зла. Такие представления свойственны исторической христианской ортодоксии[38]. Прогрессивный креационизм и теистическая эволюция со всеми их разновидностями представляют собой новоявленные интерпретации, предполагающие миллионы лет природного зла. Они не выдерживают экзегетической проверки, что показали четырнадцать богословов и библеистов в вышедшем в 2008 г. издании «Вникая в Книгу Бытия» (опубликовано на русском языке в 2011 г.). Судя по всему, большинство сторонников старой Земли обошли этот сборник вниманием[39].

    Догматическое учение о миллионах лет идет вразрез с библейским учением о Божьих деяниях Сотворения, о грехопадении, Великом потопе и нравственной природе Бога, а также противоречит самому Евангелию. Таким образом, следует отвергнуть предлагаемые христианами модели старой Земли – не только потому, что эти идеи предполагают смерть и прочее природное зло до Адама, но и потому, что существует значительное количество научных данных, указывающих на то, что эволюция и миллионы лет – это лишь религиозные и философские мифы, замаскированные под доказанные научные факты[40]. Большинство ученых просто заблуждаются относительно эволюции, а также относительно смерти и возраста творения. Бог говорит нам истину, и в Его творении подтверждается Его Слово.


    [1] Карл Саган, телесериал «Космос», программа под названием «Один голос в космической фуге».
    [2] Richard Dawkins, River out of Eden (New York, NY: Basic Books, 1995), p. 133.
    [3] Фотография рожающей самки ихтиозавра представлена в: Kenneth R. Miller & Joseph S. Levine, Biology (Boston, MA: Pearson Education, 2010), p. 536-37.
    [4] Фотография окаменелости двух спаривающихся черепах представлена в: Jonathan Blair / Corbis, Smithsonian Magazine, http://www.smithsonianmag.com/ist/?next=/travel/The-Evolutionary-Secrets-Within-the-Messel-Pit-236238851.html#Tales-Pit-turtles-473.jpg, по состоянию на 22 окт. 2014. Ученые, обнаружившие скелет знаменитого тираннозавра, получившего имя «Сью», нашли в его желудке кости эдмонтозавра (утконосого динозавра): Black Hills Institute of Geological Research, "The Story of a Dinosaur Named SUE, Part 3,” http://www.bhigr.com/pages/info/info_sue_3.htm, по состоянию на 22 окт. 2014. Исследование копролита (фоссилизированных экскрементов) тираннозавра показало, что он съел рогатого динозавра (цератопса): Karen Chin et al, "A king-sized theropod coprolite,” Nature 393 (18 июня 1998): pp. 680-682, http://www.nature.com/nature/journal/v393/n6686/full/393680a0.html, по состоянию на 22 окт. 2014.
    [5] Ed Yong, "Blood-filled mosquito is a fossil first,” http://www.nature.com/news/blood-filled-mosquito-is-a-fossil-first-1.13946, 14 окт. 2013, doi:10.1038/nature.2013.13946, по состоянию на 15 окт. 2013.
    [6] Описание каракатицы приводится в: George Young, Scriptural Geology (London: Simpkin, Marshall & Co., 1838), pp. 74-75 (Янг цитировал описание, принадлежавшее Уильяму Баклэнду, стороннику теории старой Земли и ведущему геологу Оксфордского университета в первой половине 19-го столетия), цит. по: Terry Mortenson, The Great Turning Point: The Church’s Catastrophic Mistake on Geology – Before Darwin (Green Forest, AR: Master Books, 2004), p. 175.
    [7] Betsy Mason, "Jellyfish jackpot found on fossil beach,” 27 янв. 2002, https://www.newscientist.com/article/dn1839-jellyfish-jackpot-found-on-fossil-beach/#.VFoTGvTF-0E, по состоянию на 5 нояб. 2014. Некоторые окаменелости имеют диаметр более 50 см и выглядят точно так же, как современные отпечатки выброшенных на берег медуз, которые часто встречаются по всему миру. Также см. Geological Society of America, "What are those big jellyfish fossils doing in Wisconsin?” http://www.sciencedaily.com/releases/2002/01/020124173804.htm, 24 Jan 2002, по состоянию на 5 нояб. 2014. Некоторые изученные экземпляры даже имели окаменелые щупальца. «Окаменелости медуз, полностью состоящих из мягких тканей (живые медузы на 95% состоят из воды), в отличие от животных, имеющих наружный скелет (например, триболиты) или скелет (позвоночные), представляют собой окаменелости тел, то есть отпечатки медуз. Подобные фоссилизированные отпечатки являются редкостью в летописи окаменелостей. См. http://www.fossilmall.com/Stonerelic/trace%20fossils/ichfossils27/ichnofossils-27.htm, по состоянию на 5 нояб. 2014.
    [8] "Are there human remains at the Titanic wreck site?”, http://theweek.com/articles/476400/are-there-human-remains-titanic-wreck-site, по состоянию на 28 окт. 2014.
    [9] См. Rush K. Acton, "Bone Disease Simulating Ancient Age in ‘Pre-Human’ Fossils,” http://www.icr.org/article/bone-disease-simulating-ancient-age-pre-human-foss/, по состоянию на 6 февр. 2012; "Researchers find 19 million-year-old genomic fossils of hepatitis B-like viruses in songbirds,” 28 сент. 2010, http://phys.org/news/2010-09-million-year-old-genomic-fossils-hepatitis-b-like.html, по состоянию на 4 нояб. 2014; Juan Carlos Cisneros et al; "Spondarthritis in the Triassic,” 14 окт. 2010, http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2954804/, по состоянию на 4 нояб. 2014; "Gout found on T. rex hands,” http://www.enchantedlearning.com/subjects/dinosaurs/dinos/trex/Trexgout.shtml, по состоянию на 4 нояб. 2014; документальные свидетельства малярии в окаменелостях москитов, возраст которых определяется в 30 млн. лет, приводятся в: http://www.nobelprize.org/educational/medicine/malaria/readmore/history.html, по состоянию на 4 нояб. 2014.
    [10] D.H. Tanke and B.M. Rothschild, "Dinosores: An Annotated Bibliography of Dinosaur Palaeopathology and Related Topics–1838-2001,” New Mexico Museum of Natural History and Science Bulletin, 20 (2002):1-96+iv.
    [11] Anonymous, "Saurian Sore,” Discover (окт. 1998), p. 26. Также см. John Whitehead, "Dinosaurs got cancer”, http://www.nature.com/news/1998/031020/full/news031020-2.html, 21 окт. 2013, по состоянию на 30 окт. 2014. Поскольку болезни выглядят так же, как сегодня, студенты-медики теперь изучают рак на скелетах динозавров, чтобы научиться лучше диагностировать рак у людей. Heather Whipps, "Dinosaur Tumor Studied for Human Cancer Clues,” 3 апр. 2006, www.livescience.com/4013-dinosaur-tumor-studied-human-cancer-clues.html, по состоянию на 28 апр. 2011.
    [12] Marvin Lubenow, "Pre-Adamites, Sin, Death and the Human Fossils,” Creation Ex Nihilo Technical Journal 12:2 (1998), pp. 222–232. http://creation.com/pre-adamites-and-human-fossils, по состоянию на 22 окт. 2014. 
    [13] John Whitcomb and Henry Morris, The Genesis Flood (Phillipsburg, PA: P&R Publ., 1961), pp. 154-168 и Andrew Snelling, Earth’s Catastrophic Past (Green Forest, AR: Master Books, 2009), vol. 2, pp. 537-576.
    [14] По оценкам одного ученого-эволюциониста, формация Карру содержит 800 миллиардов окаменелостей, но, скорее всего, эта оценка завышена. См. http://www.rae.org/pdf/800Billion.pdf, по состоянию на 27 окт. 2014.
    [15] Henry Morris and John Whitcomb, The Genesis Flood (Phillipsburg, PA: P&R Publishing, 1961), pp. 157-61.
    [16] Вот названия и приблизительная эволюционная датировка предполагаемых пяти основных периодов массового вымирания: поздне-ордовикское (440 млн. лет назад, исчезло более 100 семейств морских беспозвоночных www.park.org/Canada/Museum/extinction/ordmass.html, по состоянию на 11 авг. 2009), поздне-девонское (365 млн. лет назад, исчезло 70% морских беспозвоночных, а также другие морские организмы, www.park.org/Canada/Museum/extinction/devmass.html, по состоянию на 11 авг. 2009), пермско-триасовое (245 млн. лет назад, самое массовое вымирание, исчезло 90% видов морских организмов и 70% видов земных позвоночных, https://www.sciencedaily.com/terms/permian-triassic_extinction_event.htm, по состоянию на 6 февр. 2012), поздне-триасовое (210 млн. лет назад, исчезло, по меньшей мере, 50% видов, www.wikipedia.org/wiki/Triassic%E2%80%93Jurassic_extinction_event, по состоянию на 11 авг. 2009), мел-третичное (65 млн. лет назад, второе по масштабу массовое вымирание, исчезло 85% всех видов, в том числе, все динозавры, www.park.org/Canada/Museum/extinction/cretmass.html, по состоянию на 11 авг. 2009). Информация на канадском веб-сайте приводится по книге Стивена М. Стэнли (ведущего эволюциониста): Steven M. Stanley, Extinction (New York: Scientific American Library, 1987). Последнее время некоторые эволюционисты утверждают, что был и шестой эпизод массового вымирания, произошедший незадолго до пермско-триасового; в результате его исчезло 50% родов морских организмов, а в некоторых группах исчезло 80% родов: см. Jeff Hecht, "‘Missing disaster’ led to all-time worst extinction,” http://www.newscientist.com/article/mg22429922.300-missing-disaster-led-to-alltime-worst-extinction.html#.VEqBBcnD_qA, 23 Oct. 2014, по состоянию на 23 окт. 2014.
    [17] Растения были предназначены «в пищу», а солнце, луна и звезды были созданы «для знамений, и времен, и дней, и годов». В обоих случаях в древнееврейском тексте используется предлог «для» (древнеевр. lamed), указывающий на цель. Растения были сотворены для того, чтобы служить пищей всем земным животным, птицам и людям; это ясно указывает на то, что по первоначальному замыслу Бога, все эти существа должны были питаться растительной пищей.
    [18] S. Platt et al., "Frugivory and seed dispersal by crocodilians: an overlooked form of saurochory?” Journal of Zoology 291(2013):87–99, doi:10.1111/jzo.12052. Видеозапись того, как крокодил ест арбуз, можно посмотреть на: http://www.youtube.com/watch?v=9xVwIuB-Xm4, по состоянию на 22 окт. 2014. Также см. http://scienceblogs.com/tetrapodzoology/2009/06/27/alligators-vs-melons/ (по состоянию на 22 окт. 2014), где приводятся свидетельства того, как крокодилы едят другие фрукты (такие, как лимоны, кумкват) и листья.
    [19] David Catchpoole, "The Lion that wouldn’t eat meat,” Creation 22:2 (март-май 2000), pp. 22-23 (http://creation.com/the-lion-that-wouldnt-eat-meat), по состоянию на 4 нояб. 2014. В статье рассказывается о львице, которая родилась в Америке и выросла на ферме. Совершенно здоровая львица прожила девять лет (1946-1955 гг.) и всю жизнь решительно отказывалась есть мясо. Она прекрасно чувствовала себя на вегетарианской диете.
    [20] http://en.wikipedia.org/wiki/Kamunyak, по состоянию на 22 окт. 2014
    [21] См. Michael Todhunter, 2006. "Do Leaves Die?” Answers Magazine, 1:2 (2006), pp. 10–13, https://answersingenesis.org/biology/plants/do-leaves-die/, по состоянию на 4 нояб. 2014. Также см. James Stambaugh, "Creation’s original diet and the changes at the fall,” TJ 5:2 (1991), pp. 130–138, https://answersingenesis.org/animal-behavior/what-animals-eat/creations-original-diet-and-the-changes-at-the-fall/, по состоянию на 4 нояб. 2014.
    [22] Подобным же образом, в Ин. 12:24 говорится о пшеничном зерне, которое падает в землю и «умирает». Но эта «смерть» совершенно иная, так как в результате появляется растение, производящее еще больше зерен пшеницы, тогда как захороненное мертвое животное или человек подобного плода не приносит. См. главу Джеймса Стамбо «Откуда пришла смерть? Библейская теология физической смерти и природного зла» в книге под ред. Терри Мортенсона и Тейна Юри, Вникая в Книгу Бытия (Симферополь, «ДИАЙПИ», 2011), с. 299-318.
    [23] В Синодальном переводе сказано, что змей был проклят «пред» другими животными, а современный перевод звучит так: «Тебе придется хуже, чем любому другому животному». Оба перевода древнееврейского слова (mikal) несут одно значение: и змей, и животные были прокляты, но проклятие змея больше. В контексте не содержится ничего, указывающего на то, что змей был проклят в противоположность всем другим животным, или что был проклят только он. Это же древнееврейское слово (mikal) используется в Быт. 3:1, и нет оснований полагать, что змей был единственным разумным созданием; он только был разумнее других животных. Слово mikal также используется в Быт. 37:3-4, Числ. 12:3 и 3 Цар. 14:22 и указывает на то, что кто-то или что-то обладает определенным качеством «в большей степени, чем» другой человек или предмет.
    [24] Это не было актом сотворения как таковым, подобно описанным в Быт. 1 событиям, так как к седьмому дню Бог закончил творить (Быт. 2:1-3). Это был суд над существующим творением. Мы не знаем точно, что Бог сделал, так как Писание не упоминает подробностей. Но из текста ясно, что в жизни животных, Евы и Адама произошли какие-то физические изменения. Из того, что мы сейчас знаем о генетике, можно вполне логично предположить, что Бог «включил» какие-то регуляторные гены в ДНК, которые при сотворении находились в «выключенном» состоянии (Бог в Своем предузнании о грехопадении приготовил их, чтобы использовать в проклятии) и давали возможность запустить эти изменения. В качестве аналогий можно привести случаи, когда Иисус проклял смоковницу (Мф. 21:19), и она засохла, и когда Бог покрыл руку Моисея проказой, а затем вновь сделал ее здоровой (Исх. 4:6-7).
    [25] Оба глагола, использующиеся в этом стихе, обозначают родовые муки, а не воспитание детей; то есть, в стихе говорится об увеличении боли в процессе родов, а не об эмоциональной, психологической или межличностной боли родителей. Также следует отметить, что не всякая боль есть зло, что хорошо известно тем, кто занимается физическими упражнениями для укрепления здоровья. Немного боли полезно и помогает нам лучше ощущать окружающую среду, чтобы не причинить себе вред. Но именно усиление боли при родах стало частью наказания от Бога.
    [26] Ангелы были поставлены у ворот рая (Быт. 3:24) не для того, чтобы помешать Адаму и Еве пользоваться землей без терний, но чтобы не допустить их к древу жизни, которое исцелило бы их (как исцелит оно народы на новых небесах и новой земле: Откр. 22:2).
    [27] Поэтому все нынешние попытки определить географическое положение Эдемского сада безуспешны. Описание, которое приводится во второй главе Книги Бытия, не соответствует ни одному известному месту на земле. В Бытии сказано, что из Эдемского сада вытекала одна река, разделявшаяся на четыре реки, две из которых назывались «Тигр» (Хиддекель) и «Евфрат». Но они не совпадают с одноименными современными реками в Ираке. Эти две реки берут начало в совершенно разных местах в горах Турции и в конце сливаются, впадая в Персидский залив. Названия этих рек совпадают с названиями двух рек, упомянутых в Быт. 2, явно по той же причине, по которой существует Москва в России и Москва в штате Айдахо (США), город Бирмингем в Англии и город Бирмингем в штате Алабама (США), а во многих штатах Америки есть города с названием Аврора. Совпадение названий вовсе не означает совпадения или даже близости географических объектов.
    [28] Древнееврейское слово (baqa‘), переведенное как «разверзлись» (Синодальный перевод, или «вскрылись» в современном переводе), также используется в следующих отрывках: Числ. 16:31 («расселась земля») – о небольшом землетрясении; Суд. 15:19 – Бог «разверз» скалу; и Зах. 14:4 – «гора раздвоится… большою долиною». Таким образом, это слово часто имеет геологические коннотации и указывает на масштабные тектонические сдвиги на дне допотопного океана, которые привели к образованию огромных цунами. Представьте себе, что волны, подобные цунами, захлестнувшему Японию в марте 2011 г., бушевали по всей земле на протяжении нескольких месяцев. Кроме того, землетрясения часто приводят к извержению вулканов – то есть, Потоп был невообразимо страшной и разрушительной катастрофой, изменившей весь мир.
    [29] См. Henry B. Smith, Jr., "Cosmic and universal death from Adam’s fall: an exegesis of Romans 8:19-23a,” Journal of Creation 21:1 (2007), pp. 75-85, http://creation.com/cosmic-and-universal-death-from-adams-fall-an-exegesis-of-romans-819-23a, по состоянию на 27 окт. 2014. Краткий обзор приводится в: Douglas Moo, The Epistle to the Romans (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1996), pp. 513–514; Thomas Schreiner, Romans (Grand Rapids, MI: Baker, 1998), p. 435; и John Murray, The Epistle to the Romans (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1993), pp. 301-302.
    [30] Дэнис Александер (известный в Великобритании сторонник теистической эволюции) утверждает в своей книге, что в Послании к римлянам Павел ссылается на Ис. 24-27 (Denis Alexander, Creation or Evolution: Do we have to Choose? (UK: Monarch Books, 2008), pp. 269-270). Автор обосновывает это тем, что в отрывке из Исаии мы видим страдание земли в результате того, что Бог осудил грех человека; персонифицированный ответ творения на этот суд; обетование будущего откровения Божьей славы; нынешнее ожидание праведных, имеющих надежду; использование образа мук рождения; попрание смерти; возможность жизни до смерти. В ответ можно привести несколько замечаний. Во-первых, в Послании к римлянам нет явной связи с Ис. 24-27; в то же время, в 5 главе Послания Павел ясно ссылается на 3 главу Бытия, когда говорит об Адаме и происхождении смерти. Во-вторых, в Ис. 24-27 не упоминается какой-то определенный человеческий грех, который повлек бы за собой Божий суд над творением, тогда как в 3 главе Бытия такое упоминание содержится. В-третьих, в 3 и 8 главах Бытия говорится о проклятии, которое легло на животных и землю. И в Быт. 5:29 Ламех явно подразумевает это проклятие, называя сына Ноем. Кроме того, в 28 главе Второзакония говорится о проклятии, посланном на землю, урожай и скот израильтян – в Израиле это часто происходило и до Исаии – из-за непослушания народа. Таким образом, в Рим. 8 Павел говорит не о том же проклятии творения, которое упоминается в Ис. 24-27. Наконец, хотя в Ис. 24-27 проводится связь между грехом человека и Божьим судом над землей, а также используется образ родовых мук, более раннее упоминание об этих реалиях содержится в 3 главе Бытия. Таким образом, Исаия явно опирается на Бытие, а не наоборот. Дэнис Александер (доктор нейрохимических наук) занимает должность директора Института науки и религии им. Фарадея (Колледж Св. Эдмунда, Кембриджский университет, Англия).
    [31] Я склоняюсь к мнению, что в Ис. 11:6-9 (а также в Ис. 65:24-25) имеется в виду тысячелетие в буквальном смысле, которое будет предшествовать вечному состоянию. Но даже если это не так, в данном отрывке явно говорится о будущем состоянии, которое резко отличается от нынешнего: ведение Господа наполнит землю, как воды наполняют море, – описание, которое вовсе не соответствует нынешнему миру. В том праведном мире произойдут значительные перемены в поведении как человека, так и животных, хотя в них все равно можно будет узнать существ, известных нам сейчас. Конечно, в вечном совершенном состоянии это измененное поведение животных сохранится. У нас нет причин считать, что плотоядие вернется в творение в вечности, когда познание Господа будет по-прежнему наполнять творение. Суть в том, что плотоядие – это часть падшего мира; его не было в период до Потопа и не будет после возвращения Христа, когда познание Господа и святость действительно будут царить на земле.
    [32] Три фактора указывает на то, что в вечном состоянии искупленные люди будут неспособны грешить. В 1 Ин. 3:1-3 сказано, что, надеясь на Христа сейчас, мы очищаемся (происходит наше дальнейшее освящение), и однажды, когда мы увидим Его, мы будем подобны Ему – безгрешному и неспособному согрешить. В 2 Пет. 3:13 сказано, что мы, верующие, «ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда». Наконец, в 21 и 22 главах Откровения написано, что на новых небесах и новой земле уже не будет болезни, страдания и смерти, так как проклятие будет снято. Неискупленные грешники к тому времени будут низвергнуты в огненное озеро.
    [33] См. Терри Мортенсон, «Учебники по систематическому богословию и возраст Земли: анализ взглядов Эрикона, Грудема, Льюиса и Демареста» (Симферополь: «ДИАЙПИ», 2010).
    [34] Тернии будут расти не на земле Эдемского сада, а за его пределами, куда были изгнаны Адам и Ева. Если бы тернии и волчцы уже росли там до грехопадения, то Бог сказал бы что-то вроде: «Так как вы согрешили, я изгоняю вас из сада в землю, где растут тернии и волчцы». Кроме того, в Библии тернии и волчцы всегда имеют негативное значение и часто отождествляются с судом и злом. Таким образом, они не могли быть частью «весьма хорошего» Божьего творения до грехопадения.
    [35] Wilson N. Stewart and Gary W. Rothwell, Paleobotany and the Evolution of Plants (Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1993), pp. 172-176. В книге приводятся иллюстрации окаменелостей колючих растений (Psilophyton crenulatum), найденных в нижне-девонской формации, возраст которой эволюционисты оценивают в 390–415 млн. лет до н.э.
    [36] Вряд ли Бог специально создавал тернии после грехопадения. Возможно, Он просто «включил» какую-то генетическую информацию, которая уже была создана, в результате чего на растениях появились шипы, и сами растения приобрели другие характеристики, необходимые в мире после грехопадения. См. Ginger Allen, "Thorns and Thistles: Defense and Survival Adaptations,” 27 апр. 2011, http://www.answersingenesis.org/articles/aid/v6/n1/thorns-thistles, по состоянию на 6 февр. 2012.
    [37] Ее ложность очевидна. В опубликованных трудах приводится множество примеров, подтверждающих ее ошибочность. Эти методы часто показывают возраст горных пород в сотни тысяч или миллионы лет, в то время как настоящий возраст пород известен (люди видели извергавшуюся лаву) и исчисляется всего десятками или сотнями лет. Кроме того, предположения, лежащие в основе этих методов датировки, очень сомнительны или очевидно ложны. См. John Morris, The Young Earth (Green Forest, AR: Master Books, 2007, Revised and expanded edition), pp. 42-71 – в этой книге вопрос освещается на популярном уровне. Более глубоко тема рассматривается в: John Woodmorappe, The Mythology of Modern Dating Methods (El Cajon, CA: Institute for Creation Research, 1999) and Andrew Snelling, Earth’s Catastrophic Past (Dallas, TX: Institute for Creation Research, 2009), vol. 2, pp. 797-866.
    [38] См., например, главу Тейна Юри «Что говорили Лютер, Кальвин и Уэсли о происхождении естественного зла: забытые доводы в защиту творения, которое было "хорошо весьма"» в сборнике под ред. Терри Мортенсона и Тейна Юри, Вникая в Книгу Бытия (Симферополь: «ДИАЙПИ», 2011), с. 319-340.
    [39] Первые три главы посвящены истории церкви, а в остальной части книги приводятся развернутые библейские аргументы в пользу креационизма молодой Земли. Книга разработана как самостоятельное или дополнительное учебное пособие для студентов семинарий и библейских колледжей. Однако редакторы и авторы сделали все возможное, чтобы аргументы были понятны любому вдумчивому читателю-неспециалисту. Ни один сторонник креационизма старой Земли или теистической эволюции не может просто сбросить со счетов этот труд, написанный четырнадцатью евангельскими богословами. Также см. раздел "Biblical Interpretation” (в котором рассматривается история вопроса) в: Terry Mortenson, The Great Turning Point: the Church’s Catastrophic Mistake on Geology – Before Darwin (Green Forest, AR: Master Books, 2004) и Terry Mortenson, "Orthodoxy and Genesis: What the Fathers Really Taught,” https://answersingenesis.org/reviews/books/orthodoxy-and-genesis-what-the-fathers-really-taught/ – в последней статье приводится обзор книги, написанной православным монахом, который исследовал, какого учения придерживались православные церкви в этом вопросе на протяжении столетий. Опровержение теории дней-эпох приводится в: Jonathan Sarfati, Refuting Compromise: A Biblical and Scientific Refutation of "Progressive Creationism” (Billions of Years) as Popularized by Astronomer Hugh Ross (Atlanta, GA: Creation Books, 2011). Подробная критика теории разрыва представлена в: Weston Fields, Unformed and Unfilled (Collinsville, IL: Bergener, 1976). Критика литературно-изобразительной гипотезы (разработанной Брюсом Уолтке и Мередитом Кляйном), теории дней-аналогов (которой придерживается К. Джон Коллинз) и теории «Земли обетованной» (предложенной Джоном Сейлхамером) приводится в: James Jordan, Creation in Six Days (Moscow, ID: Canon Press, 1999). Конструктивная критика взглядов Сейлхамера также представлена в: Andrew Kulikovsky, "Unbinding the Rules,” https://answersingenesis.org/reviews/books/unbinding-the-rules/, по состоянию на 30 окт. 2014.
    [40] Глава Терри Мортенсона «Концепция "глубокого времени" и компромисс Церкви: исторический обзор» в: Мортенсон и Юри, Вникая в Книгу Бытия (Симферополь: «ДИАЙПИ», 2011), с. 65-86; Andrew Snelling, Earth’s Catastrophic Past (El Cajon, CA: ICR, 2009, 2 тома. Автор книги – доктор геологических наук – проводил полевые исследования на четырех континентах. Снеллинг следует аргументации, представленной в книге Уиткома и Морриса «Поток из Книги Бытия» (1961 г.), однако в своей 1100-страничной публикации он значительно расширил, переработал и обновил геологические аргументы); Andrew Snelling, Geology: A Biblical Viewpoint on the Age of the Earth (набор иллюстрированных лекций на 5 DVD); Michael Oard and John Reed, eds., Rock Solid Answers (Green Forest, AR: Master Books, 2009 – труд девяти ученых-креационистов, в котором рассматривается четырнадцать наиболее распространенных геологических возражений, выдвигаемых против теории молодой Земли); Jason Lisle (доктор астрофизических наук), Taking Back Astronomy (Green Forest, AR: Master Books, 2006); Jason Lisle, Distant Starlight: Not a Problem for a Young Universe DVD; Danny Faulkner (доктор астрономических наук, 25 лет преподавал астрономию и физику в университете Южной Каролины, г. Ланкастер; сейчас занимает должность почетного профессора), Universe by Design (Green Forest, AR: Master Books, 2004); Gary Parker, Creation: The Facts of Life (Green Forest, AR: Master Books, 2006); Roger Patterson, Evolution Exposed: Biology (Green Forest, AR: Master Books, 2006); John Sanford (доктор генетических наук (генетика растений), научный сотрудник Корнеллского университета), Genetic Entropy and the Mystery of the Genome (Lima, NY: Ivan Press, 2005).
    Похожие публикации
    Demo scene