• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • Вы находитесь: » » ТЕРНЕР, ВИЛСОН Р. - "Можем ли мы доверять Библейским пророчествам?"

    ТЕРНЕР, ВИЛСОН Р. - "Можем ли мы доверять Библейским пророчествам?"

    0 372
    Все статьи автора: Тернер Вилсон Р.
    Вилсон Р. Тернер г. Сейлем, США
     
    Библия называет пророчества ключевым элементом своего послания людям. Обратите внимание на вызов, брошенный миру через еврейского пророка Исаию приблизительно за семь столетий до нашей эры.:
    "Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги, или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели" (41:21- 23) "Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме меня нет Бога. Ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне все с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее" (44:6-7) См. также Исаия 45:21,22
     
    Конечно, с точки зрения современной науки такие заявления кажутся абсурдными, а любое очевидное исполнение пророчеств представляется случайным. Но мы не можем обвинять Исаию или его Бога в малодушии - ведь вызов через пророка исходит из уст Бога Всемогущего.
    Итак, зададимся следующим вопросом. Существуют ли библейские пророчества, исполнившиеся в более позднее время, которые мы можем проверить при помощи вероятностного анализа ("нулевой гипотезой"), т.е. являются ли они пророчествами на самом деле? Да, такие пророчества реально существуют, и многие из них связаны с фигурой великого грядущего Избавителя, которого евреи называли Помазанником (Машиах по-еврейски; Христос по-гречески). Но прежде чем разобраться в некоторых из пророчеств и применить к ним вероятностный анализ, необходимо определиться с тем, что статистика называет "областью неприятия гипотезы". То есть, в каких случаях мы соглашаемся: вероятность случайного исполнения пророчества настолько мала, что мы не принимаем случай в качестве приемлемого объяснения. (См. [1])
    Какую же вероятность события вы готовы принять за область неприятия гипотезы? Это 10-3 (один случай из тысячи)? Возможно 10-6 (один из миллиона)? Возможно 10-9 (один из миллиарда)? Тщательно подойдите к выбору! Это контракт, который вы заключаете сами с собой: если событие с данной или меньшей вероятностью все же исполнится, тогда во имя интеллектуальной честности вы должны отказаться от случая как адекватного объяснения этого. Если же Вы не хотите сделать выбор заранее, то, наверное, Вам всё же необходимо определиться, что ляжет в основу Вашего окончательного суждения: нерушимая приверженность собственному "религиозному" мировоззрению, или весомо аргументированные причины. Согласны? Тогда запишите приемлемое для Вас значение области неприятия гипотезы. (Помните, что не честно менять свой выбор впоследствии, если вам не понравится статистика! А без честности наука умирает, становясь лишь ещё одним пропагандистским упражнением с целью завоевать власть.)
    Разрушение Иерусалима

    Древний Иерусалим был построен на горном массиве (верхнем плоском кряже), исторически более старый южный край которой назывался Сионом; северная часть - гора Мориа - стала площадкой иудейского Храма. (Сейчас на горе Мориа стоит мечеть "Купол скалы".) Существуют две очевидные причины для расположения первоначального города хананеев именно на Сионе: 1) близость к источнику воды (на восточном склоне Сиона, со стороны горы Мориа в Кедронской долине), столь жизненно важному в выжженной земле; и 2) природная защищённость высокими обрывами с запада, востока и юга (напоминающая древние пещерные города Крыма в районе Бахчисарая, но в большем масштабе). Другой водный источник возле Сиона находится к югу вдоль русла потока Кедрон.
    Согласно Библии (2-я книга Царств 5:6-10), царь Давид завоевал Сион и сделал его своей цитаделью, назвав городом Давида. После того как Давид умер, его сын Соломон построил Храм на горе Мориа (3-я книга Царств 5-6). Таким образом, Сион (город Давида) имел выдающееся значение уже во дни царя Соломона (за 1000 до н.э.). Отличительной чертой древних народов с длинной хронологией является то, что они чтят свои города и заботятся о них. Поэтому, интересно то, что приблизительно тремя столетиями позже (за 710 лет до н.э.) еврейский пророк Михей записал:
    "Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом" (Михей 3:12)
    Какова вероятность того, что это пророчество исполнилось случайно? Рассмотрим три части, из которых оно состоит.
    1) "Сион распахан будет как поле". Гора Сион являлась местом большой исторической значимости, будучи цитаделью, и в силу этого имела множество строений внутри своих стен. Принимая во внимание ограниченность древних технологий, прилегающая к стенам земля не могла быть распахана из-за близости к фундаменту здания. В тоже время люди использовали прилегающие земли для содержания скота. Возьмем вероятность 10-3.
    2) "Иерусалим сделается грудою развалин". Обычно победившая армия стремится сохранить город или укрепление и использовать их для своих целей. Будем помнить, что в те дни не существовало танков, бульдозеров, взрывчатых веществ, так что каменную кладку было чрезвычайно трудно разбить до состояния щебня. Давайте примем вероятность исполнения этого предсказания как 10-2; т.е. один из сотни исторически значимых городов той эпохи мог быть разрушен в такой степени.
    3) Гора Мориа "будет лесистым холмом". То, что это может произойти с местом, столь благоговейно почитаемым иудеями в течение столетий, кажется весьма маловероятной перспективой. Давайте примем вероятность 10-2.
    Тогда общая вероятность составит:
    p = 10-3 x 10-2 x 10-2 = 10-7
    Это пророчество исполнилось самым удивительным образом. Иерусалим в древности был завоеван и разрушен несколько раз! Сначала - в VII веке до н.э. вавилонским царем Навуходоносором, который в конце концов сжег Храм, и оставил город в полной разрухе (см. 4-я книга Царств 25-12). Позже, при Кире и Артаксерксе Персидском, Храм и город были восстановлены (V век до н.э.. см. библейские книги Неемии и Езры). Далее, во время Маккавеев (II век до н.э.) произошло другое замечательное событие.

    "Во дни Маккавеев, благодаря религиозному фанатизму, местонахождение Храма стало более ценным, чем город Давида (который с течением лет разросся, поднявшись по склону, подобно другим восточным городам, пока, в конце концов, не стал преобладать над Храмом). Это не один раз представляло угрозу, когда дело касалось безопасности Храма". "Так, Маккавей Симон, первосвященник, принял решение о том, чтобы древнюю цитадель Давида снести, а гору Сион (на которой стояла крепость) опустить до уровня храмовой территории... Люди, признав, мудрость Симона, проявленную в решении этого вопроса, принялись за работу и сровняли гору. Как утверждает Иосиф Флавий (Иудейские древности XIII.7.7), ... народу потребовалось целых три года, чтобы завершить намеченное. В результате Храм стал самым высоким из всех построек, а территория Храма по высоте значительно превосходила все прилежащие территории. В процессе преобразования вершина холма была перемещена, главным образом, к югу, оставив пологий скат, скрыв старые постройки. Небольшая долина между горами Сион и Мориа также полностью исчезла".
    "Так началась серия событий, которые привели к совершенному исполнению пророчества Михея. Но это произошло не сразу. Территория вокруг Храма была снова освоена и, согласно Иосифу Флавию, опять плотно заселена с 40 по 70 гг. н.э."
    Очень важно предупредить попытку некоторых скептиков дискредитировать библейское пророчество заявлением, что любое якобы "исполнившееся" пророчество было написано уже после его исполнения, в качестве "благочестивой" подделки, чтобы утвердить верующих. (Кому-то может вспомниться, как переписывалась история коммунистами в ХХ столетии для сокрытия горькой правды.) Однако в случае предсказания Михея эта критика несостоятельна, поскольку свитки Мертвого Моря, содержащие эту книгу, датируются 200 г. до н.э.. Это подтверждает существование данного еврейского текста еще до исполнения пророчества.
    Окончательное разрушение произошло в 70 году н.э., когда римляне сожгли город и Храм, расправившись с большинством жителей, а остальных уведя в рабство. Опустошение было настолько сильным, что когда впоследствии камни Храма были раздвинуты при помощи рычага, была обнаружена расплавившаяся в пожаре и заполнившая щели золотая обшивка стены. Император Адриан (сконч. 135 г. н.э.) сровнял Иерусалим с землёй после восстания Бар Кохбы, а позднее на руинах построил новый римский город, Aelia Capitolina, воздвиг храм Юпитеру на месте расположения Храма и запретил иудеям посещать эту территорию.
    "Согласно Иерусалимскому Талмуду (Ta'anith 4), фактическое месторасположение храма было распахано неким Анной Руфом".
    По сей день местонахождение города Давида (гора Сион) остается распаханным и не застроенным, несмотря на то, что Иерусалим возрожден. Так весьма неправдоподобное (p = 10-7 по нашим оценкам) пророчество Михея исполнилось.
    Приход Машиаха

    Библейские пророчества вновь и вновь провозглашают явление Спасителя, именуемого Машиах (в английской транскрипции - "Мессия"). Давайте же рассмотрим некоторые предсказания Библии относительно Машиаха. Как мы оценим вероятность исполнения этого пророчества? Для каждого из независимых событий нам следует использовать стандартную теорию вероятности, а общую вероятность исполнения пророчества высчитывать как результат сочетания отдельных (независимых) вероятностей, которые это пророчество соединяет в себе.
    В Евангелии от Иоанна (части Нового Завета, написанной иудеем первого века н.э.), цитируются слова Раввина Иешуа из Назарета:

    "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь" (5:39,40).
    Заметьте здесь, что Священное Писание, на которое ссылается Иисус, это древнееврейский Танах, который христиане называют Ветхим Заветом, который писался в течение 2000 лет до падения Иерусалима. Мы видим, что Иешуа заявляет: Его жизнь была предсказана в древних иудейских книгах. Исследуем данное заявление.
    В книга Бытия записано, как израильский патриарх Иаков перед смерть благословил своего сына Иуду: "Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов" (49:10).
    Обратите внимание здесь на следующее: 1) род Иуды выбран для правления; 2) правление это будет продолжаться лишь до появления некоего Помазанника; 3) Ему будут служить народы.
    Какова вероятность того, что Иуда возвысится над своими одиннадцатью братьями? В тот момент он был всего лишь одним из двеннадцати сыновей; поэтому мы можем принять значение вероятности 10-1.
    Какова вероятность того, что именно после прихода некоего общенационального Лидера - Помазанника - род Иуды утратит свою доминирующую роль? Именно это и произошло, когда после тысячи лет существования Иудея была уничтожена как народ римлянами в 70 г. н.э. - менее чем через 40 лет после казни Иешуа по обвинению в том, что Он называл себя "Царь Иудейский". (Марк 15:1-15) Вероятность этого можно вычислить как 40/1000, т.е. 4 x 10-2, или, совсем уже грубо округляя, 10-1.
    Наконец, этому Лидеру принадлежала "покорность народов", т.е. Его будут слушаться народы. Допустим, что Иешуа - и есть возможный кандидат для исполнения данного пророчества. Какова вероятность того, что Он мог сделать это, учитывая, что Он был казнен даже не будучи признан царем в Своем Собственном народе? Тем не менее, западная цивилизация обязана Ему как своему духовному Господину. Предположу, что и 100 людей из всех, населявших мир за все время (более 10 миллиардов), не смогли добиться этого. Поэтому позвольте мне взять очень консервативную вероятность 10-6. Совокупная вероятность всех этих трёх событий такова:
    10-1 х 10-1 х 10-6 = 10-8 {p1}
    Пророк Михей предсказал место рождения Машиаха.

    "И ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Михей 5:2).
    Заметьте: когда восточные мудрецы прибыли в Иерусалим в поисках Машиаха, именно эти стихи Священного Писания путеводили их (Мф. 2:6).А также что все авторы Евангелий согласны в том, что Иешуа родился в иудейском городе Вифлееме (Мф. 2; Лк. 2).
    Давайте зададимся вопросом: из всех людей, родившихся в истории человечества, сколько было рождено в Вифлееме? Для подсчета примем, что все население мира и число жителей Вифлеема на протяжении веков находилось в той же пропорции, что и на сегодняшний день (соответственно, 6 миллиардов и 15 тысяч); таким образом, мы оцениваем вероятность в 15.000/6.000.000.000 = 1/400.000 или, грубо, 10-5. Заметим также: автор Евангелия сообщает нам, что Матерь Иешуа и Её муж жили в Назарете (около 60 миль на север от Вифлеема), но начавшаяся именно в это время государственная перепись населения заставила Святое Семейство (как его принято называть) предпринять поспешную путешествие на юг (во время беременности Марии) (Лк. 2:1-7). Вынужденное путешествие было дорогим и трудным (на осле по плохим дорогам), поэтому более чем вероятным было бы, что Иосиф оставил бы Марию в Назарете и отправился в Вифлеем сам. Примем вероятность их решения поехать вместе как 10-1. Сложив эти две вероятности, мы получим:
    10-5 х 10-1 = 10-6 {p2}
    За 500 лет до свершившегося факта пророку Даниилу была дана формула, определившая срок прихода Машиаха:
    "Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до прихода Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратиться народ и обстроятся улицы и степь; но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя..." (Даниил 9:25-26а)
    Это предсказание требует некоторого пояснения. Иудеи не имели специального слова для обозначения недели, и вместо него использовали слово Shabua (греческое гептод), применимое для любой группы, состоящей из семи элементов (дни, годы, и т.д. в зависимости от контекста). Согласно исследованию Андерсона [2], еврейский пророк Даниил записал это в 538г. до н.э. Заметьте:
    1) пророк ориентирован на конкретную дату - явление Помазанника (Машиаха);
    2) отсчёт времени начинается с момента выхода декрета (тогда будущего) о восстановлении разрушенного Иерусалима;
    3) спустя 69 (7+62) "гептодов" лет (483 года), Машиах придет как правитель, но будет отвергнут и умерщвлен теми, кого разочарует Его Царствие.
    Андерсон указывает, что единственный декрет о восстановлении Иерусалима, зарегистрированный Библией, был принят 14 марта 445г. до н.э. во время царствования персидского царя Артаксеркса Лонгимана, который уполномочил своего виночерпия-еврея Неемию восстанавливать город. Андерсон пишет далее, что ряд древних народов, в том числе и евреи, использовали солнечно-лунный календарь, состоящий из 12 месяцев с 30 днями в каждом (возможно, именно поэтому мы по сей день делим окружность на 360 градусов).
    Итак, каждый предсказанный пророком год по летоисчислению иудеев состоял из 360 солнечных дней. Если перемножить 69 годовых гептод на 360 дней, получим 173.880 дней. Начав отсчет с 14 марта 445 года до н.э., учитывая высокосные года и то, что "нулевого" года не существует, получим дату - 6 апреля 32 г. н.э. - тот самый год и день, когда Иешуа вошел в Иерусалим как Царь перед Страстной неделей и Своим распятием. [3] Менее чем через неделю Его обвинят в государственной измене, осудят и казнят на римской кресте: "предан будет смерти Христос (Машиах), и не будет (Его)"...
    Какова вероятность того, что эти события случайно совпали с пророчеством Даниила?
    1) Иешуа подтвердил, что Он - и есть Машиах. (См. Мф. 26:63-66). Подобное утверждение, как богохульное, наказывалось смертью (что и послужило поводом для распятия Иешуа). Лишь около 20 иудеев рискнули заявить о себе подобное на протяжении веков. Поэтому, оценив численность иудейского населения по самому минимуму в 10 миллионов человек, мы получаем вероятность менее чем 20/10.000.000. или грубо 10-3.
    2) Иешуа называл Себя Царем Иудейским (Мф.27:11). Это также каралось смертью. Со времени Даниила и до разрушения Иерусалима максимум 100 человек решились на такое утверждение из населения в 10.000.000 человек, получим 100/10.000.000. Впрочем, остановимся снова на более свободной вероятности 10-3.
    3) Согласно Андерсону, пророчество Даниила исполнилось с точностью до одного дня. Даже если мы допустим ошибку в 30 дней, то получим малую вероятность 30/173.880 - или, со значительным допуском, 10-3. Допуская, что эти три события проходили независимо, мы получаем общую вероятность:
    10-3 х 10-3 х 10-3 = 10-9 {p3}
    А теперь вычислим общую вероятность исключительно случайного исполнения всех трех рассмотренных нами пророчеств (т.е. нулевую гипотезу):
    {p1} x {p2} x {p3} = 10-8 х 10-6 х 10-9 = 10-23 -
    т.е. один шанс из 100.000.000.000.000.000.000.000 (при этом вспомните, что в каждом случае мы принимали заведомо завышенную вероятность - и, тем не менее, получили такую оценку).

    Как мы можем представить себе вероятность, равную 10-23? Давайте покроем всю поверхность земли слоем песка толщиной в 50 см. Предварительно покрасим одну песчинку в красный цвет, бросим ее к остальным и тщательно всё перемешаем. Теперь закроем глаза и, имея всего лишь одну попытку, попробуем поднять со всей поверхности земли именно красную песчинку. Шанс, что у вас это получится, и составляет приблизительно 10-23; такова же вероятность и случайного происхождения трёх рассмотренных пророчеств одновременно - и того, что авторы Танаха могли быть столь точны без вмешательства сверхчеловеческого Интеллекта.
    В своём анализе я использую "объяснительный фильтр" Дембски (Dembski) [4], чтобы определить, произошло некое событие благодаря необходимости (закономерности), случаю, или целенаправленному действию интеллекта. Кратко это можно выразить следующим алгоритмом:
    СОБЫТИЕ, ПОДЛЕЖАЩЕЕ ОБЪЯСНЕНИЮ
    1. Являлось ли оно наиболее вероятным (НВ)?
    Д А Н Е Т
    Тогда это
    НЕОБХОДИМОСТЬ (ЗАКОН)
    2. Обладает ли оно средней вероятностью (СВ)?
      Д А Н Е Т
    Тогда это 
    СЛУЧАЙ
    3. Обладало ли оно изначально малой (мв) или крайне малой вероятностью (МВ)?
    м в М В
    Тогда это
    СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ
    Тогда это 
    ПРОМЫСЕЛ
    (ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ДЕЯНИЕ)
     
    Я прихожу к выводу, что вероятность рассмотренных примеров находится в мв/МВ-области фильтра. ЛОГИЧЕСКИЙ ВЫВОД. Исполнение данных пророчеств не было случайным. Для этого необходимо существование Высшего Интеллекта, Который предвидит будущие события и\или управляет ими, сообщает нам знание о будущем (в Библии) и влияет на события таким образом, чтобы предсказания исполнились. Я называю этот Интеллект Богом и предлагаю Вашему вниманию Библию как письменное обращение Бога к нам.
    Один последний комментарий. Если Вы не согласны с моими оценками вероятностей, предложите свои собственные. Давайте посмотрим, какой результат получится у вас. Существует множество других примеров, которые ждут вашей проверки. [5].


    [1] Этими идеями я обязан Peter W. Stoner, SCIENCE SPEAKS, Moody Bible Institute of Chicago (Illinois, USA), 1963, а также Sir Robert Anderson, THE COMING PRINCE, (1880s) reprinted by Kregel Publications, P.O. Box 2607, Grand Rapids, Michigan 49501, USA.
    [2] Anderson, op. cit.
    [3] Андерсон подкрепляет свои расчеты тщательным исследованием исторических свидетельств, касающихся хронологии жизни и служения Иешуи, и детальнейшими (временами утомительными) ответами своим критикам.
    [4] Dembski, William A., MERE CREATION, InterVarsity Press, Downers Grove, Illinois USA, 1998, Ch.4, Redesigning Science, p.99 See also: Dembski, William A., INTELLIGENT DESIGN, InterVarsity Press, Downers Grove, Illinois USA, 1999, p.134
    [5] Отвержение Машиаха: Исайя 53:3; Иоан. 1:11
    Триумфальный вход в Иерусалим: Захария 9:9; Иоан. 12:13-14
    Предательство друга: Псалом 40:10; Марк 14:10
    Не отвечал на обвинения: Исайя 53:7; Матф. 26:62-63 
    Избивания и оплевания: Исайя 50:6; Марк 14:65
    Продан за 30 серебренников: Захария 11:12; Матф. 26:15
    Деньги возвращены за поле горшечника: Захария 11:13; Матф. 27:6-7
    Казнен с преступниками: Исайя 53:12; Матф. 27:38
    Руки и ноги пронзены: Псалом 21:17; Захария 12:10; Иоан. 20:27
    Осмеян: Псалом 21:7; Матф. 27:41-43
    О одежде Его бросали жребий: Псалом 21:19; Марк 15:24
    Кость Его не сокрушилась: Псалом 33:21; Исход 12:46; Иоан. 19:33
    Погребен у богатого: Исайя 53:9; Матф. 27:57-60
    Воскрес из мертвых: Псалом 15:10; Матф. 28:9
    Вознесение на небо: Псалом 67:19; Лука 24:50-51
     
    Перевод с английского Е. Молодчего
    Похожие публикации
    Demo scene