• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • Гигиена дууха

    0 315
    В середине XIX века в Европе распространилась практика приёма родов в больничных условиях. До этого акушерки принимали роды на дому, и без своевременной врачебной помощи любые осложнения могли привести к летальному исходу. Однако и с созданием родильных палат при больницах, ситуация не особо улучшилась. С одной стороны, непосредственная смертность при родах значительно сократилась. Но у большинства женщин, которым была оказана помощь, вскоре начинался жар, и в конечном итоге они все равно погибали. На этот раз – с диагнозом «родовая горячка».

    Каких только предположений ни делал австрийский врач Игнат Земмельвейс о причинах этой болезни! Он и менял положение тела женщины при родах, и запрещал звонить в погребальный колокол, когда его могут услышать роженицы – всё было впустую. И вот однажды по пути из анатомического театра в родовой зал он предложил всем своим ассистентам тщательно вымыть руки. Результат оказался потрясающим –родовая горячка отступила. Чтобы дать объяснение столь неожиданному эффекту, Земмельвейс предположил, что на руках у препарировавших трупы оставались «частицы смерти», которые и губили пациенток.

    Нам, наслышанным о бактериях, невозможно не удивляться – насколько близким к истине было озарение доктора Земмельвейса! Но тогда из его теории сделали посмешище: науке никакие «частицы смерти» не были известны. Поскольку же врач продолжал настаивать на своем, его со временем лишили и звания, и врачебной практики. Всю оставшуюся жизнь доктор Земмельвейс призывал коллег мыть руки. В конце концов, его упекли в сумасшедший дом, где по иронии судьбы, он скончался от заражения крови – той самой болезни, от которой спасал своих подопечных. Родовая горячка, «болезнь грязных рук», вернулась в больничные палаты и царила там еще целое столетие – пока исследования ни установили подлинную причину этого смертоносного недуга.

    Впрочем, более чем за три тысячи лет до экспериментов доктора Земмельвейса, в откровении, данном Божьему народу через Моисея, было сказано, что всякий, кто прикоснулся к нечистому (в частности – к мертвому телу), должен пройти определенные очистительные процедуры – от омовения рук до карантина. Если бы врачи, даже не зная о микробах и бактериях, просто следовали Закону Моисееву, сотни тысяч не погибали бы от причин, сегодня для нас очевидных. Примеров тому – множество!* Но кто сегодня усомнится в необходимости, скажем, мыть руки перед едой? Это называется гигиена. Гигиена тела. Библия, давая указания о физическом очищении, учит: есть проблема гораздо опаснее телесной нечистоты. Это – нечистота духовная. Нечистая совесть. Нечистое сердце.

    Тут нужно принять во внимание, что, в отличие от нынешнего времени, в древности сердце считалось вместилищем не чувств, а воли и совести. Скажи тогда молодой человек своей возлюбленной «люблю тебя всем сердцем», она бы расстроилась. Это значило бы, что она ему не нравится, но из чувства долга или по каким-либо другим причинам он заставляет себя хорошо к ней относиться. Тогда девушки хотели, чтобы любили их «всеми потрохами». Потроха, нутро – вот где обитали чувства античного человека. Но, хотя мы по сей день используем выражения типа «со всеми потрохами» или «нутром чую», фраза типа «благодаря тебе, брат, успокоились внутренности верующих» резала бы слух современному читателю, и снисходительные переводчики в таких случаях заменяют «внутренности» на «сердца» (Филимону 1:7, МБО). Там же, где в оригинальном тексте все-таки стоит слово «сердце», речь идет о воле и/или совести – свойствах духовных, а не душевных.

    Писание говорит о двух путях, которыми Бог открывает Себя всем людям без исключения – как верующим, так и неверующим. (Богословы называют их «общим откровением» – в отличие от зафиксированного в Писании «частного откровения», данного Народу Божьему, и от «личного откровения», даваемого отдельному человеку.) Во-первых, «невидимые качества Бога, Его вечная сила и божественная природа видны и могут быть поняты в том, что Он сотворил» (Римлянам 1:20, МБО); во-вторых, «требования закона записаны у них в сердце, и об этом свидетельствуют их совесть и мысли, то оправдывающие, то обвиняющие друг друга» (Римлянам 2:15, МБО). Как образно сформулировал это Эммануил Кант, «две вещи свидетельствуют мне Боге: звездное небо над головой и моральный закон в сердце».

    «Наша совесть нам порукой в том, что мы ведем себя в мире с той открытостью и искренностью, которые исходят от Бога» (2 Коринфянам 1:12, РБО), – пишет Апостол, ссылаясь на свидетельство собственной совести как на некий духовный авторитет, на критерий соответствия своего поведения Божьей воле. Совесть называют голосом Божьим в душе человека. Человек был создан по образу и подобию Божьему, и даже после грехопадения в нем сохраняется этот образ. Только чистым он больше не является. Как несоблюдение гигиены тела ведет к физическим болезням и физической смерти, мы, зараженные духовно, со времен праотца из поколения в поколение наследуем смерть вечную. Но совесть раз за разом напоминает нам о нашем подлинном предназначении.

    Совесть – аварийная сигнализация нашего духа. Бог наделил нас защитными механизмами все аспекты нашей сущности. Стоит нам нечаянно коснуться чего-либо острого или горячего – мы тут же одергиваем руку, не успев даже понять, что произошло. Ощущение боли защищает нас от опасности – без нее мы разрушали бы свое тело, сами того не ведая. Аналогичным образом на душевном уровне, на уровне чувств, нашим защитным механизмом является стыд. Совесть защищает нас на уровне духа. Казалось бы, все сделали как положено, в рамках закона и по правилам, и никто не сможет обвинить нас. Но совесть будет напоминать: ты сделал по-своему, а правильно было бы уступить; сделал своё, а правильно было бы помочь; добился своего, а правильно было бы отказаться; выбрался сам, а правильно было бы помочь тому, кто не мог; и т.п.

    Но, с другой стороны, если совесть чиста, и физическая боль, и душевные волнения не столь ужасны. Стоило праведному Иову узнать, что Бог его не оставил – прочие его страдания тут же отступают на второй план! И когда Давид отдал свое состояние на строительство Храма и весь народ стал жертвовать вслед за ним, царя радовало не то, какая астрономическая сумма была собрана, а то, что богатство это не было «инвестициями в Божий бизнес», а давалось это с радостью и от чистого сердца: «Знаю, Боже мой, что Ты испытуешь сердце и любишь чистосердечие; я от чистого сердца моего пожертвовал все сие, и ныне вижу, что и народ Твой, здесь находящийся, с радостью жертвует Тебе» (1 Паралипоменон 29:17). Равно Иософат, приставляя «левитов и священников и глав поколений у Израиля - к суду Господню и к тяжбам … дал им повеление, говоря: так действуйте в страхе Господнем, с верностью и с чистым сердцем» (2 Паралипоменон 19:8-9). «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!» – восклицает псалмопевец (Псалтирь 72:1).

    В притче о сеятеле семя, упавшее на каменистую почву, это – люди, слышавшие Слово, но не понявшие его. Семя, упавшее в тернии, это – люди, чья любовь к деньгам и мирские заботы заглушили Слово. Семя, упавшее на добрую землю, это – те, кто, услышав Слово, хранят его в добром и чистом сердце, и приносят плод терпения.

    «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца»  1 Пет. 1:22

    «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» 1 Тим. 1:5

    «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» Мф. 5:8

    Сами мы не можем быть чистыми сердцем, потому что сердце наше поражено грехом. Мы не можем очистить свое сердце самостоятельно. Это может сделать только Бог. Чистое сердце нельзя купить или заслужить. Нечистое сердце это наше естественное состояние, а чистое сердце – сверхъестественное. Бога же узрят лишь чистые сердцем. Сколько бы ученых степеней по богословию не имел человек, если он не достиг сверхъестественного состояния чистого сердца, Бога он не увидит. Он может сколько угодно говорить и знать о Боге, но Бога знать не будет. Такой человек будет продолжать потакать собственным желаниям. В конечно итоге «Да будет воля моя» - молитва греха, живущего в каждом из нас, одержит верх. Об этом говорит книга Притч: «Кто может сказать: "я очистил мое сердце, я чист от греха моего?"» Пр. 20:9

    «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» Мф. 15:19

    Если вся наша вера в Иисуса сводиться к воздержании от злых дел, то в нас – та самая закваска фарисейская. Фарисеи учились правильно жить и правильно поступать. У фарисейской закваски один плод – гордыня. Если вся наша вера сводится только к делам, то плод ее – гордыня.

    «Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто» Пс. 23:3-4

    Отношения с Богом не сводятся только к правильным поступкам.

    «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» Мф. 23:25-27

    Книжники это люди, хорошо разбирающиеся в Писании, а фарисеи – люди, серьезно относящиеся к своей вере. Бойтесь слишком религиозных людей, потому что, как говорят отцы церкви, гордыня – самый тяжелый из грехов. Не так страшна болезнь грязных рук, как страшна болезнь грязного сердца. Люди религиозные утверждают, что наиболее важными являются поступки. Есть заповедь «Не убий». Иисус же говорит, что «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» Мф. 5:22. Подумал я про себя, что брат бездуховен, потому что два воскресения подряд не был в церкви, - подлежу суду. Если я подойду и скажу ему об этом, обреку себя на гиену огненную. Есть заповедь «Не прелюбодействуй», не нарушай супружеской верности. По Закону Моисееву наказание за измену – смерть. Иисус же говорит: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» Мф. 5:28. Гнев, по Писанию,  – такой же грех, как убийство, а похоть – такой же грех, как измена. Если мы в церкви не говорим об этом, не обличаем друг друга, то мы заигрываем с миром. В наше время все больше и больше становится магистров богословия, но ситуация от этого не меняется. Нужда церкви не в проповедниках, не в лидерах, а в пророках.  В церкви не хватает тех, кто говорили бы ей «Покайся! Очисть сердце свое», потому что без этого мы не сможем вводить людей в присутствие Божье.  В нашей стране все проинформированы о Евангелии,  а Иисуса мало кто знает. Мы же сами в этом виноваты, потому что, информируя людей, не очищали сердце свое, не каялись сами. Мы распространяли Слово, не понимая, что Слово это не текст, это – Христос.

    «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» Иак. 4:4

    Всякий раз, когда мы думаем о евангелизации и благотворительности, не каясь и не обличая своих грехов, мы лишь заигрываем с миром. Мир лучше нас занимается благотворительностью, защитой экологии, и т.д. Наша же задача – распространять Христа. Если мы занимаемся тем же самым, не распространяя Христа, мы ничем не отличаемся от мира. У мира чаще получается намного лучше, чем у нас, потому что у него больше ресурсов, больше возможностей, мирские люди больше понимают его. Мирская благотворительность не предполагает изменений.

    Вражда против Бога – грех. Совесть выступает нашим обвинителем. Когда нас обвиняют, первое, что мы делаем – начинаем защищаться. Самый распространенный тип защиты – сокрытие греха. Адам, поняв, что Бог в курсе произошедшего, спрятался в кустах. «Скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» Быт. 3:8

    Давид, поняв, что дело с Вирсавией зашла слишком далеко, пытается как-то скрыть свой грех, подкладывает мужа к ней в постель. Когда задуманное не сработало, он решил убить ее мужа. Грех нарастает, как снежный ком. Давид оказался у края, когда к нему пришел пророк, чтобы обличить. Тогда Давид обращается к Богу в молитве, записанной в 50 псалме: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» Пс. 50:12

    Второй тип защиты – переваливание вины. Лозунг фильмов Брат и Брат 2: «Не мы такие, жизнь такая». Адам, дабы разделить ответственность за свой грех между Евой и Богом, говорит: «Это жена, которую Ты мне дал». А жена не растерялась: «Змей обольстил меня, и я ела». Себе мы всегда найдем оправдание.

    Третий тип защиты – избирательная слепота. Чужие грехи мы видим, а свои нет. «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня» Пс. 18:13. Псалмопевец просит Бога очистить его от грехов, которых он сам не видит. Духовная офтальмология. Если я вижу сучок в глазу ближнего, значит в моем глазу – бревно. Если кто-то за столом уплетает за обе щеки, мы сразу думаем «Вот ведь какой жадина!». Нам бы и самим хотелось так уплетать, но то ли воспитание не позволяет, то ли еды не так много. Его жадность входит в конфликт с нашей. У нас с Богом общий объект любви – мы сами. Наш грех всячески поддерживает нашу любовь к себе. Чужой грех выступает против нашей любви к себе, потому что другой человек хочет того же, что и я. Грех это противление воле Божьей, нарушение заповедей.

    «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» Мф. 22:37

    Если грех это нарушение заповеди, то какой грех – самый большой? Нарушение самой большой заповеди. Мы ежедневно нарушаем самую большую из заповедей. «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» 1 Кор. 16:22 Мы все предопределены к смерти по своим делам. «Когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, [обнаруживаемые] законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве. Что же скажем? Неужели [от] закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай» Рим. 7:5-7

    Многие считают, что чем больше они знают Бога, тем они лучше. Писание говорит, что чем лучше мы знаем Бога, тем лучше знаем себя. Чем больше света, тем лучше видна грязь. Чем больше я прихожу в свет Господень, тем больше вижу, сколько грязи во мне. Чем больше мы времени проводим в молитве, общении, изучении слова, причастии, тем больше видим углов, которые надо вычищать. Бог предопределил нас в Сыне Своем к Царству, и мы должны быть достойны звания, в которое призваны. Мы можем делать это, только работая над собой. Идея о том, что можно один раз выйти, прочитать по бумажке какой-то текст, и быть навсегда спасенным, ложная. Писание говорит «Время начаться суду с дома Божия» 1 Пет. 4:17 Мы не должны считать, что собравшись в церкви, отгораживаемся от греха, и что мы можем добиться от Бога пробуждения. Ни одно пробуждение в истории христианства не начиналось с лозунгов и призывов. Все пробуждения начинались с покаяния. Если мы, как церковь, этого не делаем, мы лишь информируем людей о Благой Вести. Чем больше мы будем познавать, тем тоньше будет настроен индикатор, датчик греха, живущего во мне, который называется совестью. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» 1 Кор. 2:11 Если мы поступаем неподобающе, нас любой может обличить. Если же мы помышляем неподобающе, обличить нас может только совесть. Совесть это тихий шепот, который надо уметь слышать. Он теряется в шуме религиозности, бизнеса, забот о семье. Кроме совести наши помышления знает еще Кто-то. «Сердцеведец Бог» Деян. 15:8 «Бог больше сердца нашего и знает все» 1 Ин. 3:20 «Он знает тайны сердца» Пс. 43:22 «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» Лк. 16:15 «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» Ик. 1:13-15

    Семенем для похоти может стать любое наше желание, не обязательно физическое. Мы не можем контролировать, за что зацепится наш взгляд, но мы можем контролировать, останется ли он там. Грех – не в первом взгляде, а во втором и в третьем. Что-то совершенно безобидное может оказаться семенем, потому что оно как-то задело наше желание. Когда проходят попечительские советы и разного рода заседания, в которых я принимаю участие, для меня это всегда испытание. На таких мероприятиях обычно на столы выставляются сладости. Я прихожу с твердым намерением ничего сладкого не есть. Чем больше сидишь, тем больше смотришь на них. Чем больше на них смотришь, тем больше думаешь. Чем больше думаешь о них, тем больше интересуешься, вкусные они, или нет. Попробовав одно, задаешься вопросом, такого же ли вкуса другое, или оно – вкуснее? К концу заседания все сладости съедаются. А ведь я пришел с благочестивым намерением попоститься в этот день. Чем больше смотришь на желаемое, тем больше оно затягивает.

    «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» 2 Тим. 2:22   

    В этом стихе Павел дает нам два совета:

    1. Убегай. Беги, как от огня. Отведи взгляд, пересядь в другую маршрутку, отойди и не участвуй в разговоре, выбрось журнал. «Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице» Иов 31:1.

    Не поддавайся на уловки сатаны, напоминающие о прошлых грехах. Все, что было в прошлом, смыто Кровью Иисуса. Не помышляй о грехах в будущем, потому что тогда жертва Иисуса становится бессмысленной. В церкви, где люди на простые грехи уже не попадаются, начинаются благочестивые варианты. «Какая прекрасная сестра, образованная, культурная, духовная. Если бы я не был женат, она была бы мне женой». Мы не планируем измену и не изменяем, мы вынашиваем возможность измены.

    2. Больше общайся с теми, кто чист сердцем. Не с теми, кто знает о Боге, а с теми, кто знает Бога. В Православной церкви есть институт старцев. У них нет докторских степеней и званий, а люди за советом идут к ним. «Худые сообщества развращают добрые нравы» 1 Кор. 15:33 «Искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» Евр. 10:22-25 Здесь речь не идет о том, что мы должны каждое воскресение находиться в здании нашей церкви, а о том, что мы не должны прекращать собираться вместе. Не пренебрегайте возможностью собраться вместе не только по воскресеньям, а всякий раз. «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» Пр. 4:23 За много лет до Христа Соломон оставил нам эту инструкцию, не сказав, как же нам хранить сердце свое. Слава Богу – сегодня мы знаем! Мы знаем, что пребываем в присутствии Христовом, чья Кровь смывает всякую нечистоту. Поэтому Он на последней вечере со Своими учениками дал нам эту заповедь «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» 1 Кор. 11:26

    * С. Макмиллен, Д. Стерн. Ни одной из болезней. Симферополь: ДИАЙПИ, 2009. – 320 с. – http://apolstore.com/product/ni-odnoi-iz-boleznei--609/.
    Похожие публикации
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Demo scene